Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Забара Алина Александровна

Коррекционно-образовательные задачи:
- знакомство детей со звуком и буквой Ш;

- закрепить правильное произношение звука Ш;

- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;

- учить детей определять место звука в слове;

- закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику;

- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности, самостоятельность в принятии решений;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе

Тема: «Звук и буква Ш»

Коррекционно-образовательные задачи:
- знакомство детей со звуком и буквой Ш;

- закрепить правильное произношение звука Ш;

- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;

- учить детей определять место звука в слове;

- закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику;

- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности, самостоятельность в принятии решений;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Ход занятия:

I. Орг.момент:

Дети стоят в кругу. Игра 4-й лишний, кто отвечает, что лишнее садится на стул.

Кошка, собака, лиса, лошадь.

Волк, заяц, лиса, воробей.

Воробей, петух, синица, грач.

Береза, тюльпан, осина, дуб.

Сапоги, пальто, туфли, сандалии.

Чашка, ложка, платье, кастрюля.

Нарцисс, тюльпан, подснежник, роза.

Помидор, огурец, морковь, яблоко.

Груша, лимон, картошка, банан.

Стул, диван, стол, чашка.

-Давайте поиграем: я  показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

Объявление темы занятия

- Ребята к нам сегодня  в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете,  кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки.
(мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

- Ребята, этого  мышонка зовут Шуша.  Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  он вам что-то подарит.

- Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук  [ш]. Сегодня на  занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

Развитие артикуляционной моторики

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом(окошко, колечко, чашечка, заборчик).

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

- Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные  твердые звуки).

- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? ( фишкой синего цвета).

Развитие фонематического слуха

- Швейцары грозные у замка стоят. Они пропускают только тех, кто научится хорошо слышать звук [Ш].

Со звуком [Ш] ты поиграй

И скорей его поймай.

Ш-к-с-т-ш-м-л-п-ш-з-т-ш-к-ш

Ша-ка-со-то-шо-му-лу-пу-шу-зы-ши

Шалаш-сто-шалун-лампа-машина-стол

Физминутка. 

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.            

В барабан она громко бьет,          

В чехарду играть зовет.              

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!          

Лапки ставим на бочок,                                                                                                               

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

А теперь пора познакомиться с буквой Ш.

На что она похожа?

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё!

Сколько нужно написать палочек, чтобы получилась буква Ш?

Правильно, четыре. Три ровных палочки пишем сверху-вниз, и соединяем их линией внизу.

Напишем целую строчку красивой буквы Ш.

Каким цветом мы будем писать?

Правильно, буква Ш согласная, поэтому пишем синей ручкой.

Теперь мы знаем как правильно пишется буква Ш. Найдите в словах букву Ш и обведите ее:

ПУШКА МОРОЗ КАРАНДАШ ШАШЛЫК ШТОРЫ ШУТ КОШКА НОЖНИЦЫ ЧЕМОДАН ШКОЛА ШТУРВАЛ КОРОВА

Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам выполнить новое задание: по первым звукам нужно составить новое слово.

Шапка - утки – тыква

- Произнесите первое слово шшшшапка.

- Какой первый звук? (звук Ш)

- Второе слово – ууууутки

- Какой здесь первый звук? (звук У)

- И последнее слово – ттттыква

- Первый звук Т

- Какое слово у нас получилось? ШУТ

Теперь мы его запишем. Произнесем вместе слово ШУТ и еще раз определим, какие звуки в этом слове.

- Сколько звуков с слове ШУТ? (три), значит и букв должно быть три.

- Назовите первый звук, второй, третий. А теперь запишем его.

Аналогичная работа со словами:

ШАРЫ – УКРОП – МАСКА

Получилось слово ШУМ. Запишем его.

Итог занятия:

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой звук Ш?

- Какую букву мы сегодня учились писать?

- Какие слова со звуком Ш вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Дифференциация звуков [г - к]"

«Дифференциация звуков [г – к]»Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звуко – буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов.Коррекционно-развивающие цели. Развит...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...