Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: «Звуки Г — Гь. Буква Г».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

 Мельникова Марина Валерьевна

Цель: развитие фонетико-фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуками Г и Гь;

- формировать умение давать их сравнительную характеристику.

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать умение делить слова на слоги;

- упражнять в звуковом анализе слогов и слов;

- развивать умение в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Колосок» комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей логопедической группе «Фиалка»

Тема: «Звуки Г — Гь. Буква Г».

Составил учитель- логопед:

Мельникова М.В.

Минусинск, 2024

Тема: «Звуки Г — Гь. Буква Г».

Цель: развитие фонетико-фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуками Г и Гь;

- формировать умение давать их сравнительную характеристику.

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать умение делить слова на слоги;

- упражнять в звуковом анализе слогов и слов;

- развивать умение в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Оборудование: Картинка гуся, предметные картинки, в названии которых присутствует звук Г и Гь; буква Г; дидактическое пособие «Согласный звук»; листы картона синего и зеленого цвета для выкладывания букв; звуковые схемы; цветные фишки; наборы для выкладывания слоговой схемы «Слоговое лото»; карточки - схемы с предлогами; парные картинки; су-джок по количеству детей; корзиночка с синими и зелёными квадратами; колокольчик.

Ход НОД

1. Орг. момент:

Звенит колокольчик, логопед приглашает детей в круг, загадывает загадку:

Отгадайте загадку:

В носочках красных я хожу,

За собой подруг вожу.

Надоест гулять в саду –

Я поплаваю в пруду,

Ух и здорово щиплюсь!

Угадали кто я?

(Гусь)

Появляется картинка Гуся.

Логопед: Ребята, посмотрите, какой гость сегодня пришел к нам на занятие? (гусь). Гуся зовут Гера, он рад с вами познакомится.

Наш гость просит вас ребята помочь ему узнать всё о букве Г и о звуках Г и Гь, он очень хочет научиться хорошо говорить и слышать эти звуки. Поможем ему ребята? (Да)

Но сначала ребята давайте покажем гусю Гере как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика динамическая (Биоэнергопластика).

Логопед: Молодцы ребята! Гусю Гере очень понравилась артикуляционная гимнастика.

А теперь давайте покажем гусю Гере как мы выполняем пальчиковую гимнастику.

3. Пальчиковая гимнастика с су-джоком.

У гусенка босы лапки

Он носить не любит тапки.

Любит он в воде плескаться,

И нырять, и кувыркаться.

Логопед: Молодцы ребята! И пальчиковую гимнастику вы хорошо выполняете.

4. Определение твердого и мягкого звука.

Логопед: Ребята, какой первый звук слышится в слове «гусь»? – (Г).

Какой это звук? — (согласный). Почему? – (воздух выходя из ротика встречает преграду. Губы растянуты в улыбке, но воздушная струя встречает преграду, которую создает корень языка)

Какой он ещё (показываю на колокольчик) – (звонкий). Почему?

— (горлышко дрожит, голосовые связки работают).

А ещё какой? – (твёрдый. Произносится твёрдо. Обозначаем синим цветом).

Какой первый звук слышится в имени Гера? –(Гь).

Какой это звук? — (согласный). Почему? – (воздух выходя из ротика встречает преграду. Губы растянуты в улыбке, но воздушная струя встречает преграду, которую создает корень языка).

Какой он ещё (показываю на колокольчик) – (звонкий). Почему?

— (горлышко дрожит, голосовые связки работают).

А ещё какой? – (мягкий. Произносится мягко. Обозначаем зеленым цветом).

Логопед: Молодцы ребята, Гусь Гера теперь научился различать звуки «Г» и «Гь».

5. Фонетическая ритмика

Логопед: Гусю Гере очень нравятся песенки. Давайте подружим гласные звуки, которые мы изучили с новым звуком Г (пение гласных с звуком «Г» с движением рук).

Какие звуки мы пели? – (Гласные).

Почему мы их называем гласными звуками? Почему мы можем их петь? — (мы их произносим с помощью голоса, нет преграды, воздух из ротика выходит свободно).

6. Связь звуков и буквы.

Логопед: Звуки Г и Гь живут в домике под названием «Буква Г».

(Логопед показывает букву Г, записывает ее на доске).

Вот две палочки.

Вот угол.

Кочергой гребем мы уголь.

Смотрит вправо кочерга,

У нее одна нога.

Логопед: ребята, на что похожа буква «Г»? (дети называют свои варианты сходства буквы «Г» с предметами)

7. Дифференциация звуков в слогах.

Звуковой анализ слогов ГА и ГИ с последующим

выкладыванием схемы и указанием звуков на схеме.

Логопед: Гусь Гера просит научить его различать звуки: «Г» и «Гь». Научим его? (Да). Достаньте из корзиночки синий и зелёный квадрат.

Поднимите синий квадрат, если услышите твердый звук «Г», зелёный, если услышите мягкий звук «Гь».

В слогах: га, го, ги, ге, гу, гы и т. д.

В словах: гном, гром, гантели, гири, губы, гармонь, гвоздь, гиена, груша (с опорой на картинку).

(Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы ребята, справились с этим заданием. Гусь Гера теперь научился различать звуки «Г» и «Гь» в слогах и словах.

8. Игра выложи букву.

Логопед: Ребята давайте выложим буквы Г на ковре из листов картона, но для этого нам нужно разделиться на две команды. (Из мешочка дети достают фишки зеленые и синие, делятся на команды).

Команда зеленых выкладывает зеленую букву «Гь»,

команда синих выкладывает синюю букву «Г».

(Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы ребята, команды вы хорошо справились с этим заданием. Теперь Гусь Гера знает, как можно выложить буквы «Г» и «Гь» из листов картона.

9. Упражнение определи место звука в слове.

Логопед: Ребята пройдите к столам. Перед вами звуковые схемы. В этом задании вам нужно определить место звука «Г» и «Гь» в слове… (Слова с опорой на картинку – гитара, книга, горы, вагон)

(Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы ребята, справились с этим заданием. Гусь Гера теперь научился находить место звуков «Г» и «Гь» в слове.

10. Подвижная игра с предлогами.

Логопед: Ребята поставьте стульчики на ковер в шахматном порядке. Пока музыка звучит вы ходите вокруг стульчика, как только музыка останавливается вы, встаете так как показано на карточке.

(Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы ребята!

11. Игра «Слоговое лото».

Логопед: Ребята давайте поиграем в игру «Слоговое лото». Но прежде чем начать игру нам нужно разделиться на пары при помощи парных картинок, кто вытянет из мешочка одинаковые карточки с картинками та пара и будет вместе играть. (дети делятся на пары).

Кто нашел свою пару займите свои места у стола. Ребята, на столе лежит слоговое лото и картинки, вам нужно определить сколько слогов в слове изображенной картинки и положить картинку на нужный квадрат игрового поля лото, где нужное количество слогов обозначены точками.

(Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы ребята, вы хорошо позанимались в парах.

12. Рефлексия.

Логопед: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? (С звуками «Г» и «Гь»)

Какая игра вам больше всего понравилась?

Какое задание вам показалось трудным?

Молодцы ребята, гусь Гера благодарит вас за то, что вы помогли ему всё узнать о его любимой букве «Г» и о звуках «Г» и «Гь». Давайте теперь поселим нашу букву «Г» в звуковой домик.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Дифференциация звуков [г - к]"

«Дифференциация звуков [г – к]»Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звуко – буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов.Коррекционно-развивающие цели. Развит...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....