Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звуки Л и Ль. Буква Л"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шакурова Лилия Мтэллэповна

Конспект занятия в старшей логопедической группе. тема "Звуки л и Ль. Буква Л".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuki_l_i_l.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное автономное дошкольное                                      

 образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Детский сад №73 «Городок».

        

 

Образовательная деятельность по речевому развитию                      (обучение грамоте) в старшей логопедической группе.

Тема: «Знакомство со звуками (Л) и (Ль) и буквой Л»

Выполнила:                          учитель-логопед

Шакурова Л.М.

                                         

                         

                                           г.о.Мытищи

Цель : Познакомить со звуками [Л], [Ль] и буквой Л.

Задачи:                                                                                                                   образовательные - уточнение артикуляции звуков [Л] и [Ль]; формирование умений различать звуки [Л] и [Ль]; сравнение звуков по твердости и мягкости; развитие фонематического слуха и восприятия; определение местонахождения звука в словах; знакомство с буквой Л;                                                                          развивающие - развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;                                                                                            воспитательные - воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.

Ход занятия:

Дети сидят за столами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Логопед: Ребята, здравствуйте. Сегодня мы познакомимся с новыми звуками. Я приготовила загадки, которые вы отгадаете. 2 слайд.

1. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)                                                                                      2. Землю копала, ничуть не устала, а кто мною копал, тот устал. (лопата)                            3. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)                                                                                Л: Ребята, какие из этих слов длинные, а какие короткие. Кто умеет сосчитать, сколько слогов в этих словах? (прохлопываем и определяем количество слогов индивидуально и хором)                                    

    Л: Ребята, с какого звука начинаются слова:  ложка, лопата, лук?  (дети рассматривают картинки)

Дети: со звука Л. (индивидуальные ответы)                                                                                                                                            Л:  Сейчас мы с вами вместе произнесем  звук (Л). Приоткрываем рот, губы слегка в улыбке, зубки сближены, кончик язычка поднимается наверх и упирается в верхние  зубки. Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху за зубками и там остановится. (дети произносят звук Л).                                                                                                                                                                  Л: Мы можем звук Л пропеть?                                                                                                                       Дети: Нет пропеть не можем, мешают зубы и язык. (индивидуальные ответы)                                        Л: Какой звук (Л) гласный или согласный?                                                                                                                          Дети: Звук (Л)  согласный. (индивидуальные ответы)                                                                                                     Л: Твердый или мягкий?                                                                        

  Дети: Твердый, произносится твердо.                                                                       

  Л: Давайте приложим пальчики к горлышку и произнесем звук Л, посмотрим дрожит, звенит ли горлышко.                                                                                                                      Дети: Да, дрожит, значит звонкий.                                                              

 Л: да, звук (Л) звонкий. Давайте найдем звуковичка, который соответствует звуку (Л). (Дети находят нужного звуковичка) 3 слайд.                                                                                                              Л:  Ещё послушайте загадки: 4 слайд.                                                                                       1.Падают с ветки золотые монетки. (листья)                                                               2.Рыжая хозяюшка, из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса)                                                                                                                                    3. Дождь веселый, озорной в огород пришел со мной, дождевую тучку я держу за ручку. (Лейка)                                                                                                                  Л: Ребята, с какого звука начинаются слова: листья, лиса, лейка?  (дети рассматривают картинки)                                                                                        Дети: со звука Ль.  (индивидуальные ответы)                                                                                                                                                                                                                                                                                       Л:  Давайте вместе произнесем звук (Ль). Слегка приоткрываем рот, язычок поднимается наверх и упирается в небо. Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху, на потолке домика и остановится. (дети произносят звук Ль).                                                                                                                                                                  Л:  Мы  можем пропеть звук (Ль)?                                                        

Дети: Нет, не можем, мешает язык.  (индивидуальные ответы)                                                                                                  Л: Какой звук (Ль) гласный или согласный?                                                 

 Дети: Согласный.  (индивидуальные ответы)                                                                                                                                            Л: Звук (Ль) твердый или мягкий ?                                                                                                                         Дети:  Звук Ль мягкий, произносится мягко. (индивидуальные ответы)                                                                                                                                                                   Л: Давайте приложим пальчики к горлышку и произнесем звук Ль, посмотрим дрожит, звенит ли горлышко.                                                                                                                      Дети: Да, дрожит, значит звук (Ль) звонкий?                                                          

Л: Да, этот звук звонкий. Давайте найдем звуковичка, который соответствует звуку (Л).  5 слайд.                                                                      

 Л: Ребята, гномики мне сказали на ушко, что у них случилась беда, все картинки у них перепутались. Давайте поможем их разобрать.

Работа у доски.

На доске вывешиваются синий и зелёный гномики. Дети, вывешивают на доску рядом с гномиком картинку с соответствующим звуком.

Л: Гномики благодарят вас за помощь и говорят «Большое спасибо».   А теперь немного отдохнём.

Физминутка «Гномик» 6 слайд.

По тропинке гномик шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Гномик охает: устал
От того, что приседал.
Гномик сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Гномик выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
                                                                                                Дети присаживаются за столы.                                                                        

 Л: Ребята, наши гномики приготовили для вас еще одно задание.

Звуковой анализ слова ЛУНА. 7 слайд. Или слова ЛУНА. 8 слайд.

Л: Ребята, звуки мы обозначаем буквами. Звуки Л и (ЛЬ) обозначаются буквой Л. (демонстрирует букву Л). 9 слайд. На что похожа буква Л? Ответы детей.                                                                                                                                                                                          Л: А теперь давайте построим букву Л из счётных палочек. 10 слайд. Дети выкладывают букву из палочек.

11 слайд. Печатание букву Л в тетрадях.

 Итог

Л: Ребята, кто был сегодня самый внимательный и скажет: с какими звуками познакомили вас гномики.                                                                                  

 Дети: Со звуками Л и Ль.                                                                          

  Л: Эти звуки гласные или согласные?                                                          

 Дети: Согласные.                                                                                                

  Л: Назовите мягкий звук                                                                                             Дети: Ль.                                                                                                          

Л: Назовите твердый звук.                                                                    

 Дети: Л.                                                                                                                                                                                     Л: Звуки Л и Ль глухие или звонкие?                                                

  Дети: Звонкие.                                                                                              

Л: А какой буквой обозначаются звуки Л и Ль?                                          

 Дети: Буквой Л.                                                                                              

 Л:Все сегодня были молодцы.

                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

   Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Повторение пройденных букв"

                           Совершенствование навыка чтения слов и  предложений с пройденными  буквами. Совершенст...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...