Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Перькова Ольга Сергеевна

Конспект  занятия по обучению грамоте

подготовительная к школе группа

Цели.

Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, постановке ударения, графическое изображение конструкций предложений.

Развивающие: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте

подготовительная к школе группа №9

Цели.

Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, постановке ударения, графическое изображение конструкций предложений.

Развивающие: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Предварительная работа.

Повторить  понятие «слово», «предложение»,  деление слов на слоги, звуки речи, закрепить понятие синонимов и антонимов ( умение подбирать слова противоположные по смыслу), слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.

Развивающая среда.

Конверт с письмом, цветик-семицветик, карточки –схемы и фишки разных цветов для звукового анализа  слова,  карточки со схемами  предложений, картинки сказочных героев.

Ход занятия.

1.Проверка готовности к занятию.

2.Приветствие гостей.

3.Организационный момент.

-У нас сегодня с вами необычная встреча. Посмотрите, сколько  к нам пришло гостей. Вы очень скоро уже  будете не дошколятами, а станете настоящими учениками. Вы многому научились, многое умеете  и знаете. И наши гости пришли посмотреть, все ли из вас уже готовы  в сентябре идти в 1 класс. А при входе в детский сад мне сегодня передали странный конверт и сказали открыть его  только в вашем присутствии.

-Как вы думаете, что в нем? (варианты ответа)

-Здесь письмо. Прочитаем его? (воспитатель зачитывает письмо)

Содержание письма:

«Здравствуйте, наши дошколята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода 1 сентября в школу.  Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний.  Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем  наш подарок – цветик - семицветик, с его помощью легче будет преодолевать препятствия. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя.»

-Ребята, нам желают: Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Закройте глаза и проговорим волшебные слова:

* ТРЕНИНГ

-Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

4.Первый лепесток.  Разминка.

 Ответить на вопросы.

-Из чего состоит наша речь?(из слов)

-Из чего состоят слова?(из слогов)

-Из чего состоят слоги?(из звуков). На какие две группы они делятся?(гласные и согласные)

-Какими бывают гласные?(ударные и безударные, обозначаем  фишкой  красного цвета) (объясняют ответы)

Согласные?(твердые и мягкие, обозначают  синими и зелеными фишками)

5.  Второй лепесток. Звуковой анализ слова «школа».

Двое работают у доски: один ребенок на открытой части, другой с закрытой стороны доски. Остальные на местах.

Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.

/ш/-начальный звук,согл., всегда тв.

Вспомнить, что есть согласные, которые не имеют пары по мягкости - твердости. Что о них знаете?(всегда мягкие согласные-/ч/, /щ/, /й/  .   Всегда твердые-/ж/, /ш/, /ц/

/к/-согл., тв.

/о/-глас., уд.

/л/-согл., тв.

/а/- глас.,безуд.

-Назовите пары к согласным звукам в  нашем слове.( /ш/-нет пары, /к/-/к/,/л/-/л/)

Проверка работы ребенка на задней части доски.

-Какие слова образовались от слова «школа»?(называют однокоренные слова: школьник, школьница, пришкольный, школьный, школяр, школьные).

-Кто такой «школяр»?(устар.слово,то же, что школьник, ученик)

*Гимнастика  стоя у своего стола.

Буквой Л расставим ноги,  Словно в пляске – руки в боки.
          Наклонились влево, вправо, Получается на славу.

Голову поднимем выше И легко – легко подышим!

Раз, два, три, четыре, пять! Занимаемся опять.

6.  Третий лепесток .

Нам удалось пройти второе испытание и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой. Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите:

1)на какой звук начинается слово

2)фишкой какого цвета обозначается данный звук

3)посчитать количество слогов в слове(на парте указано цифрой количество слогов)

Предлагаемые слова (картинки): Маль-ви-на(согл.,тв.,синяя,3слога), Пье-ро (согл.,тв.,зел.,2 слога), Ар-ле-ки-но(глас.,крас.,4слога), Бу-ра-ти-но(согл.,тв., синий,4слога), Ар-те-мон (глас.,крас.,3 слога), пи-яв-ка(согл.,мягк,зел.,3слога)

2 человека работают у доски, остальные на местах.

- Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные(красивая,добрая,большеглазая, заботливая,милая, прекрасная…)

-В каких словах встретился /ь/? (Мальвина, Пьеро). Назовите слова, начинающиеся на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы?/ъ/. Для чего они служат, какова их роль в слове?

*Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел-

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

7. Четвертый лепесток. Игра «Скажи наоборот». 

Слов вы знаете  много. А сейчас наши герои проверят, умеете ли вы подбирать пару слову по противоположности, т.е говорить наоборот. Игра проводится  в кругу с мячом.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь-….(низко),

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь-…(близко)

Слова: грустный-…(веселый), верх-…(низ), слабый-…(сильный), высокий-…(низкий), толстый-…(тонкий),  большой-…(маленький), широкий-…(узкий), слева-…(справа), говорить-…(молчать), работать-…(отдыхать)

8. Пятый лепесток. Игра «Назови ласково»

Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли  так быстро ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково». (подбор слов с уменьшительно- ласкательным значением).

(Дети вытаскивают из коробочки карточки с картинками, называют изображенный предмет и произносят его ласково)

Слова: ручка-….(рученька)     карандаш-… (карандашик)       линейка-….(линеечка)     тетрадь-….(тетрадочка)       кукла-….(куколка)      портфель-….(портфельчик)       пенал-….(пенальчик).

-Все ли  слова, названные вами, подходят друг  к другу?(лишнее «кукла».)Почему? (объяснения детей). Придумать с ним предложение.

 Что общего между остальными словами?(это все школьные принадлежности).

* Физминутка «Теремок»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)

Пришел Петя-петушок И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)

9. Шестой лепесток. Задание «Составь предложение».

Со словом «кукла» вы придумывали предложения. А чем отличается  слово от предложения?(ответы детей).

-Как пишется первое слово в предложении? (с большой буквы).  Что ставится в конце предложения? (точка)  Какие еще  знаете знаки, завершающие предложения?( восклицательный, вопросительный знаки).

Устно составляют предложения по предложенной модели.(3-4 модели)

Составляют схему к предложениям ( у доски работает 1 человек, остальные на местах):

Скоро в школу.      Мы очень  счастливы!    Вы хотите многому научиться?

Проводится проверка  работ, выводы.

10.Седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.

На седьмом лепестке  нет никакого задания, но написаны слова:

Вы прошли немало испытаний

И упорно двигались вперед,

Трудностей вам встретилось немало,

Еще больше впереди их ждет.

За старанья, за труды, смекалку

Вам вручают этот новый ключ,

Пусть откроет он все двери к знаньям,

Пусть лишь радость каждому несет.

Вручается большой Золотой ключ.

11.Подведение итога занятия.

-Ребята, вы действительно преодолели  немало препятствий,  проявили свои знания. А что  каждому из вас  больше всего  сегодня понравилось?(ответы детей).

Каждому ребенку вручается свой ключик в «Мир знания» .



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\dd165370318c.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\91569905.gif

C:\Users\Администратор\Desktop\210270_x-500x500.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\092775.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\890db35c1eee9fd3fb8044998abf5e60.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\big_1450.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\pencat_3.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\80701575_large_f_4b712e0171279.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\kostum_p_ero_01_344810.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\80701575_large_f_4b712e0171279.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\kostum_p_ero_01_344810.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\0_6fb0e_bb2a25b2_XL.png

C:\Users\Администратор\Desktop\post-11-1329305012.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\0_6fb0e_bb2a25b2_XL.png

C:\Users\Администратор\Desktop\post-11-1329305012.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\c2e65620f8b5.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\piyavka.png

C:\Users\Администратор\Desktop\c2e65620f8b5.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\piyavka.png

C:\Users\Администратор\Desktop\80701575_large_f_4b712e0171279.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\kostum_p_ero_01_344810.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\80701575_large_f_4b712e0171279.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\kostum_p_ero_01_344810.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\0_6fb0e_bb2a25b2_XL.png

C:\Users\Администратор\Desktop\post-11-1329305012.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\0_6fb0e_bb2a25b2_XL.png

C:\Users\Администратор\Desktop\post-11-1329305012.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\c2e65620f8b5.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\piyavka.png

C:\Users\Администратор\Desktop\c2e65620f8b5.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\piyavka.png



Предварительный просмотр:

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg



Предварительный просмотр:

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_loqz9xbfaj1qk60ys.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\tehuniversal_parta_spolka_601.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\tehuniversal_parta_spolka_601.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\333405 copy_enl.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\333405 copy_enl.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\12a3dc44dfc574dabc7ee006dca60fe1.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\12a3dc44dfc574dabc7ee006dca60fe1.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\tehuniversal_parta_spolka_601.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\tehuniversal_parta_spolka_601.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\tehuniversal_parta_spolka_601.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\tehuniversal_parta_spolka_601.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\333405 copy_enl.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\333405 copy_enl.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\333405 copy_enl.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\333405 copy_enl.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\12a3dc44dfc574dabc7ee006dca60fe1.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\12a3dc44dfc574dabc7ee006dca60fe1.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\12a3dc44dfc574dabc7ee006dca60fe1.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\12a3dc44dfc574dabc7ee006dca60fe1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте подготовительной к школе группе

Дети вспоминают материал, пройденный за год по обучению грамоте. Выполняют разные задания, пишут в тетрадях ....

Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...

Игра-викторина по обучению грамоте (подготовительная к школе группа).

Занятие по обучению грамоте, проведенное в форме игры-викторины в подготовительной группе. Занятие проводится в конце учебного года с целью закрепления пройденного материала с использованием занимател...

Обучение грамоте (подготовительная к школе группа)

laquo;Путешествие по стране «Пиши-Читай»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа.

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...