Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шарахина Наталья Анатольевна

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Грамотейка».

Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

• Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;

• Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;

• Формировать умение читать слова, делить слова на слоги;

• Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать фонематическое восприятие;

• Развивать память и внимание;

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;

• Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование:

Телеграмма; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.

Раздаточный материал: кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.

Ход НОД:

- В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

(Дети встают в круг).

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

- Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка».

(Дети садятся за столы).

"Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка», получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».

- Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка». Попробуем пройти испытания?

- Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки».

- Для начала отгадаем загадки:

1. Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

- Какие звуки вы знаете?

(Дети называют несколько звуков, дают им характеристику).

2. Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

- А чем буква отличается от звука?

(Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим).

3. Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

5. Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

-Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.

2 задание. Игра «Кто внимательный».

- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?

А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей).

Игра «Найди звук».

На доске картинки: робот, рыба, барабан, помидор.

- Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).

- А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова).

На доске картинки: лампа, слон, кресло, пенал.

- Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л»).

- А теперь нам нужно определить его место в слове.

- Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?

Слова:

РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.

(Дети выполняют задание).

- Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.

3 задание. Звуковой анализ слова.

- Ребята, отгадайте загадку:

•Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают.

(На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА»).

- Молодец! Предлагаю открыть и прочитать второе слово – КОРНЯМИ.

4 задание «Раздели слово на слоги».

-Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов).

-Как узнать, сколько слогов в слове?

(При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей).

(Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем).

- Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.

- Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте).

- Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.

5 задание «Закончи предложение».

- Ребята скажите, а что такое предложение?

(Ответы детей: «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).

- Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы).

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение». Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. (картинки: рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб).

- Хорошо, и с этим заданием вы справились.

- Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК).

6 задание «Восстанови буквы»

- Ребята, в стране «Грамотейка» произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!

(Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква).

- Ребята, покажите, что у вас получилось.

(Дети показывают и называют получившиеся буквы)

Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.

«Дерево держится корнями, а человек друзьями».

Рефлексия.

- Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка» рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные: радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.

(Дети выбирают смайликов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_gramoteyki.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Грамотейка».

Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

• Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;

• Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;

• Формировать умение читать слова, делить слова на слоги;

• Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать фонематическое восприятие;

• Развивать память и внимание;

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;

• Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование:

Телеграмма; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.

Раздаточный материал: кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.

Ход НОД:

- В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

(Дети встают в круг).

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

- Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка».

(Дети садятся за столы).

"Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка», получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».

- Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка». Попробуем пройти испытания?

- Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки».

- Для начала отгадаем загадки:

1. Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

- Какие звуки вы знаете?

(Дети называют несколько звуков, дают им характеристику).

2. Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

- А чем буква отличается от звука?

(Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим).

3. Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

5. Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

-Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.

2 задание. Игра «Кто внимательный».

- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?

А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей).

Игра «Найди звук».

На доске картинки: робот, рыба, барабан, помидор.

- Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).

- А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова).

На доске картинки: лампа, слон, кресло, пенал.

- Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л»).

- А теперь нам нужно определить его место в слове.

- Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?

Слова:

РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.

(Дети выполняют задание).

- Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.

3 задание. Звуковой анализ слова.

- Ребята, отгадайте загадку:

•Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают.

(На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА»).

- Молодец! Предлагаю открыть и прочитать второе слово – КОРНЯМИ.

4 задание «Раздели слово на слоги».

-Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов).

-Как узнать, сколько слогов в слове?

(При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей).

(Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем).

- Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.

- Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте).

- Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.

5 задание «Закончи предложение».

- Ребята скажите, а что такое предложение?

(Ответы детей: «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).

- Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы).

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение». Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. (картинки: рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб).

- Хорошо, и с этим заданием вы справились.

- Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК).

6 задание «Восстанови буквы»

- Ребята, в стране «Грамотейка» произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!

(Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква).

- Ребята, покажите, что у вас получилось.

(Дети показывают и называют получившиеся буквы)

Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.

«Дерево держится корнями, а человек друзьями».

Рефлексия.

- Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка» рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные: радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.

(Дети выбирают смайликов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...

Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...

Презентация " Космическое путешествие на планету "Грамотейка" ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте подготовительная к школе группа.

Презентация к занятию по развитию речи и подготовке  к обчению грамоте в подготовительной  школе группе....