Главные вкладки

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Шарахина Наталья Анатольевна

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

    (подготовительная к школе группа)

    Тема: «Грамотейка».

    Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные задачи:

    • Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;

    • Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;

    • Формировать умение читать слова, делить слова на слоги;

    • Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    • Развивать фонематическое восприятие;

    • Развивать память и внимание;

    • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    • Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;

    • Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

    Оборудование:

    Телеграмма; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.

    Раздаточный материал: кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.

    Ход НОД:

    - В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

    (Дети встают в круг).

    Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

    Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.

    - Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

    Каждый день всегда, везде

    На занятиях, в игре

    Верно, чётко говорим

    Никуда мы не спешим!

    - Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка».

    (Дети садятся за столы).

    "Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка», получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».

    - Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка». Попробуем пройти испытания?

    - Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

    1 задание «Загадки».

    - Для начала отгадаем загадки:

    1. Один мягкий и свистит

    Другой твёрдый и шипит

    Третий вовсе запоёт

    Хоть кто его произнесёт… (звук).

    - Какие звуки вы знаете?

    (Дети называют несколько звуков, дают им характеристику).

    2. Черные птички на белой страничке

    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

    - А чем буква отличается от звука?

    (Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим).

    3. Сначала я никак не мог

    Прочесть с двух букв

    Свой первый… (слог).

    4. Звук я к звуку подберу

    И его произнесу

    Если буквы в ряд сложу

    То его потом прочту (слово).

    5. Много слов я соберу

    Меж собой их подружу

    Понятным будет изложение

    То получу я (предложение).

    -Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.

    2 задание. Игра «Кто внимательный».

    - Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?

    А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей).

    Игра «Найди звук».

    На доске картинки: робот, рыба, барабан, помидор.

    - Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).

    - А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова).

    На доске картинки: лампа, слон, кресло, пенал.

    - Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л»).

    - А теперь нам нужно определить его место в слове.

    - Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?

    Слова:

    РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.

    (Дети выполняют задание).

    - Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.

    3 задание. Звуковой анализ слова.

    - Ребята, отгадайте загадку:

    •Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.

    Там пишут и считают, рисуют и читают.

    (На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА»).

    - Молодец! Предлагаю открыть и прочитать второе слово – КОРНЯМИ.

    4 задание «Раздели слово на слоги».

    -Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов).

    -Как узнать, сколько слогов в слове?

    (При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

    - Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей).

    (Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем).

    - Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.

    - Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.

    Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

    Мы на плечи руки ставим,

    Начинаем их вращать.

    Так осанку мы исправим.

    Раз, два, три, четыре, пять!

    (Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

    Руки ставим перед грудью,

    В стороны разводим.

    Мы разминку делать будем

    При любой погоде.

    (Руки перед грудью, рывки руками в стороны).

    Руку правую поднимем,

    А другую вниз опустим.

    Мы меняем их местами,

    Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).

    А теперь давайте вместе

    Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте).

    - Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.

    5 задание «Закончи предложение».

    - Ребята скажите, а что такое предложение?

    (Ответы детей: «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).

    - Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы).

    - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение». Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. (картинки: рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб).

    - Хорошо, и с этим заданием вы справились.

    - Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК).

    6 задание «Восстанови буквы»

    - Ребята, в стране «Грамотейка» произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!

    (Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква).

    - Ребята, покажите, что у вас получилось.

    (Дети показывают и называют получившиеся буквы)

    Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.

    «Дерево держится корнями, а человек друзьями».

    Рефлексия.

    - Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка» рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные: радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.

    (Дети выбирают смайликов).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_gramoteyki.docx21.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

    (подготовительная к школе группа)

    Тема: «Грамотейка».

    Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные задачи:

    • Продолжать учить детей давать характеристику звуков, дифференцировать звуки Р-Л, проводить звуковой анализ слова;

    • Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;

    • Формировать умение читать слова, делить слова на слоги;

    • Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    • Развивать фонематическое восприятие;

    • Развивать память и внимание;

    • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    • Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу;

    • Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

    Оборудование:

    Телеграмма; картинки на выделение звука из слова; опорные картинки для работы над предложением; магнитная доска; карточки со словами пословицы.

    Раздаточный материал: кружки красного, синего и зеленого цвета; карточки на определение места звука в слове; набор предметных картинок на определения количества слогов в слове; карточки с элементами букв, простые карандаши; картинки-смайлики.

    Ход НОД:

    - В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

    (Дети встают в круг).

    Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

    Мы играем и поем, дружно в группе мы живем.

    - Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

    Каждый день всегда, везде

    На занятиях, в игре

    Верно, чётко говорим

    Никуда мы не спешим!

    - Ребята, нам пришла телеграмма от жителей страны «Грамотейка».

    (Дети садятся за столы).

    "Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу, и знаете все буквы и звуки. Мы, жители страны «Грамотейка», получили задание от Мудрой Совы составить из слов пословицу о дружбе. Чтобы составить пословицу, надо пройти испытания. Но мы затрудняемся и просим у вас помощи».

    - Ну что ребята, поможем жителям страны «Грамотейка». Попробуем пройти испытания?

    - Посмотрите, на доске спрятаны слова. Вам интересно узнать, какая пословица здесь прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

    1 задание «Загадки».

    - Для начала отгадаем загадки:

    1. Один мягкий и свистит

    Другой твёрдый и шипит

    Третий вовсе запоёт

    Хоть кто его произнесёт… (звук).

    - Какие звуки вы знаете?

    (Дети называют несколько звуков, дают им характеристику).

    2. Черные птички на белой страничке

    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

    - А чем буква отличается от звука?

    (Буквы мы видим, пишем, а звуки слышим и произносим).

    3. Сначала я никак не мог

    Прочесть с двух букв

    Свой первый… (слог).

    4. Звук я к звуку подберу

    И его произнесу

    Если буквы в ряд сложу

    То его потом прочту (слово).

    5. Много слов я соберу

    Меж собой их подружу

    Понятным будет изложение

    То получу я (предложение).

    -Мы загадки отгадали, слово первое открываем - ДЕРЕВО.

    2 задание. Игра «Кто внимательный».

    - Я буду называть звуки. Если это гласный звук, кружок какого цвета мы поднимаем? А если твердый (мягкий согласный?

    А, В,Д, Ж,Ш,К, Л, У, Н,Э. (Ответы детей).

    Игра «Найди звук».

    На доске картинки: робот, рыба, барабан, помидор.

    - Ребята, скажите, что изображено на экране? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Р).

    - А теперь нам нужно определить место звука Р в слове (дети ставят фишку в нужную позицию – начало, середину или конец слова).

    На доске картинки: лампа, слон, кресло, пенал.

    - Посмотрите, и скажите, что изображено на картинках? Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова? (Звук «Л»).

    - А теперь нам нужно определить его место в слове.

    - Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем. Поиграем?

    Слова:

    РАМА. -ЛАМА, РОЗА-ЛОЗА, ВАЛ-ВАР, БОЛОТО-РАБОТА, УКРОП-КЛОП.

    (Дети выполняют задание).

    - Умницы, и это задание вы выполнили правильно. Открываем и читаем второе слово – ДЕРЖИТСЯ.

    3 задание. Звуковой анализ слова.

    - Ребята, отгадайте загадку:

    •Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём.

    Там пишут и считают, рисуют и читают.

    (На доске ребенком проводится звуковой анализ слова «ШКОЛА»).

    - Молодец! Предлагаю открыть и прочитать второе слово – КОРНЯМИ.

    4 задание «Раздели слово на слоги».

    -Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов).

    -Как узнать, сколько слогов в слове?

    (При помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

    - Сейчас каждому из вас я раздам по картинке, а вы с помощью хлопков определите, сколько слогов в вашем слове (картинки по количеству детей).

    (Дети называют слово и прохлопывают количество слогов в нем).

    - Молодцы! Открываем четвертое маленькое слово – А.

    - Сейчас всех в круг я приглашаю, вместе с вами поиграю.

    Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

    Мы на плечи руки ставим,

    Начинаем их вращать.

    Так осанку мы исправим.

    Раз, два, три, четыре, пять!

    (Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

    Руки ставим перед грудью,

    В стороны разводим.

    Мы разминку делать будем

    При любой погоде.

    (Руки перед грудью, рывки руками в стороны).

    Руку правую поднимем,

    А другую вниз опустим.

    Мы меняем их местами,

    Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно поднимается).

    А теперь давайте вместе

    Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте).

    - Для выполнения следующего задания предлагаю вам сесть за столы.

    5 задание «Закончи предложение».

    - Ребята скажите, а что такое предложение?

    (Ответы детей: «Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и связаны по смыслу»).

    - Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушный шарик, рыба, носок, грибы).

    - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Придумай предложение». Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам каждой паре по картинке. Один из вас должен придумать предложение по этой картинке. А другой – воспоизвести его с разной интонацией. (картинки: рыба, цветы,стол, воздушный шарик, носок, гриб).

    - Хорошо, и с этим заданием вы справились.

    - Вы ребята, очень умные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово. (Открывают и читают пятое слово – ЧЕЛОВЕК).

    6 задание «Восстанови буквы»

    - Ребята, в стране «Грамотейка» произошло землетрясение. Все буквы упали и рассыпались. Давайте поможем жителям страны восстановить буквы? У вас на столе еще карточки и карандаши. Восстановите пожалуйста все буквы. Будьте внимательны, не ошибитесь. Раз, два, три, четыре пять, начинаем рисовать!

    (Дети дорисовывают элементы, чтобы получилась буква).

    - Ребята, покажите, что у вас получилось.

    (Дети показывают и называют получившиеся буквы)

    Сколько букв вы восстановили, какие красивые буквы у вас получились. Ну а теперь мы можем открыть последнее слово и прочитать всю пословицу - ДРУЗЬЯМИ.

    «Дерево держится корнями, а человек друзьями».

    Рефлексия.

    - Молодцы ребята, справились со всеми испытаниями. Вам понравилось проходить испытания? Чем мы сегодня занимались? Какое у вас настроение? Жители страны «Грамотейка» рады и благодарны, что вы им помогли. И они приготовили вам сюрприз. Посмотрите – это смайлики. Они разные: радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем было трудно - грустного.

    (Дети выбирают смайликов).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по обучению грамоте подготовительной к школе группе

    Дети вспоминают материал, пройденный за год по обучению грамоте. Выполняют разные задания, пишут в тетрадях ....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа

    Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...

    Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

    Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

    ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

    Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

    Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...