Главные вкладки

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Морозова Жанна Вячеславовна

    Задачи

    Коррекционно-образовательные:

    • закреплять звук [к];
    • развивать фонематическое восприятие
    • упражнять в выделении звуков из состава слова;
    • совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых  слогов
    • закреплять умение в образовании антонимов.
    • учить узнавать и переводить в буквенные обозначения звуковую модель слова;

    Коррекционно-развивающие:

    • закреплять знания о русских народных сказках и их главных героях,
    • формировать умение лепить буквы из теста;
    • развивать общую и мелкую моторику рук, слуховое восприятие, память.

    Воспитательная: воспитывать любовь к сказкам, желание оказать помощь сказочному герою, уважительное отношение к труду.

    Работаем с дошкольниками

    Материал и оборудование: мультимедийная установка, , персонаж Кузя, замки для гласных и согласных звуков.,схемы для анализа звука, буквы (буква К изображена на картоне), символы звуков, сундучок, тесто, противень, доски, фартуки, мяч, звуковые домики

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Буква для Кузи.

    Задачи

    Коррекционно-образовательные:

    • закреплять звук [к];
    • развивать фонематическое восприятие
    • упражнять в выделении звуков из состава слова;
    • совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых  слогов
    • закреплять умение в образовании антонимов.
    • учить узнавать и переводить в буквенные обозначения звуковую модель слова;

    Коррекционно-развивающие:

    • закреплять знания о русских народных сказках и их главных героях,
    • формировать умение лепить буквы из теста;
    • развивать общую и мелкую моторику рук, слуховое восприятие, память.

    Воспитательная: воспитывать любовь к сказкам, желание оказать помощь сказочному герою, уважительное отношение к труду.

    Материал и оборудование: мультимедийная установка, , персонаж Кузя, замки для гласных и согласных звуков.,схемы для анализа звука, буквы (буква К изображена на картоне), символы звуков, сундучок, тесто, противень, доски, фартуки, мяч, звуковые домики

    Организационный момент.

    Л: Доброе утро, ребята. Меня зовут Жанна Вячеславовна. Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются).

    Дети встают в круг.

    Образование уменьшительно-ласкательных форм собственных имен существительных.

    Л: Со мной вместе пришел «веселый Улыбастик» (мяч), который дарит вам хорошее настроение.

    Ласково назовите имя своего соседа справа, и пожелайте ему доброго утра.

    - Доброе утро, Ванечка(передаюУлыбастика).

    Сюрпризный момент. (Дети садятся на стульчики, возле проектора)

    Л: Сегодня утром мне пришло письмо: «Дорогие дети,помогите попастьиз сказки в современный мир, хочу узнать что-то новое. Но появлюсь я когда буду знать, что сказки вы знаете. Ваш друг». Ребята, позовем сказочного героя к себе в гости.

    Д: да.

    Л: я читаю фразу из сказки, а вы ее отгадывайте.

    (На проекторе появляются картинки из угаданных сказок.)

    «И просит щука: «Отпусти меня Емеля, я тебе пригожусь»»

    Д: По щучьему веленью.

    Л: «Спрашивает волк девочку:

    -Куда ты идешь?

    - Я иду к бабушке, несу ей гостинцы».

    Д: Красная шапочка.

    Л: «Скачет сито по полям,

         А корыто по лугам»

    Д: Федорино горе.

    Звучит волшебная музыка и появляется домовенок Кузя.

    Кузя:  (удивляется современному) О-о-о , а вы узнали из какой сказки я пришел?

    Д: приключения домовенка Кузи.

    Игра «Наоборот». Антонимы.

    К: Говорят, нынешние дети-то совсем не злые, а наоборот ...

     Дети: добрые.

    К: Вижу, вижу…, и не ленивые, а наоборот…

    Д: трудолюбивые.

    К: Ага, и даже не глупые, а наоборот…

    Д:  умные.

    К: О, как! Хочу тоже все знать! Учите! (Садится на стульчик).

    Л: Ну, что ребята, научим Кузю?

    Д: да.

    Дифференциация гласных и согласных.  

    Обращается внимание детей на замки красного и синего цвета.

    Л: Наши детки уже знают многие звуки и буквы. Давайте, мои друзья, вспомним какие звуки вам уже знакомы.

    Я показываю вам одежду звука – букву, вы назовите ее и поселите в соответствующий замок.

    (Показываю те буквы, которые изучили.)

    Например, я поселю звук О в красный замок, потому что он гласный.

    Д: Я поселюзвук «А» в красный замок, потому что он гласный. ..и т.д.

    Л: Кузя, а хочешь мы вместе с ребятами, познакомимся с первым звуком твоего имени?

    К:А можно?

    Характеристика звука К по акустическим и артикуляционным признакам.

    Л: Конечно, ребята, может быть кто-то догадался какой первый звук в словеК_узя? (К выделяю голосом).

    Д: К.

    (Если не скажут можно предложить: какой звук повторяется в словах кот, крош, крот, кузя).

    Дети проходит за столы.

    Л: При произношении звука К, губы улыбаются, зубки приоткрыты. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). (Показываю на экране слад по артикуляции звука).

    Возьмите зеркала и произнесите звук К.

    Дети произносят звук.

    Л: Скажите, пожалуйста, что мешает петь звук К?

    Д: Петь мешает язычок.

    Л: Если есть преграда, значит ЗВУК К какой?

    Д: Звук к согласный.

    Л: Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

    Д: Согласные звуки обозначаем синим цветом.

    Л: Вкакой замок мы поселим наш новый звук К?

    Д: Мы поселим звук К в синий замок.

    Игра «Как живешь?» Под музыку

    На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так!» и показывают жестом определенное движениена массажном коврике.

    Л. Как живешь?
    Д. Вот так!
    Л . Как идешь?
    Д. Вот так!
    Л. А бежишь?
    Д. Вот так!
    Л. Ночью спишь?
    Д Вот так!
    Л. Как берешь?
    Д. Вот так!
    Л Как даешь?
    Д. Вот так!
    Л. Как грозишь?
    Д. Вот так!
    Л. А шалишь?
    Д Вот так!

    Развитие фонематического восприятия. Игра «прыгай-стой», игра «Изобрази»

    Л: Хотите немного попрыгать? Но прыгать вы будете если услышите звук к, а если какой-то звук другой, то на месте стой.

    Произношу звуки: к, х, а, к, к, г, п, м, к, д, к.

    Л: Кузя, а что ты носишь в сундуке?

    К: Картинки разные, да необычные, интересно, а них есть звук К?

    Л: Давай спросим у ребят? Если вы услышите звук к в слове, фантазируем и изображаем этот предмет. Если же в слове нет звука К стоим неподвижно.

    Л: кот (дети изображают кота),

    Лось( стоят)

         Крот (изображают крота)

         Хата, хор, гусь, мак, кабан, петух, утка. рыба, конь, цыпленок.

    Произношение звука К в слогах. Игра с мячом. Кубики Зайцева.

    Л: Молодцы, вы настоящие артисты. Давайте поиграем в игру

    Л: Я бросаю вам звуки, вы возвращаете мне слоги.

    К, а

    Д: ка

    Л: и,к

    Д: ик. И т.д.

    Дети садятся на ковер.

    Л: Наши звуки так подружились, что соединились в один кубик. Кубик этот волшебный, он умеет петь. Хотите послушать песенку кубика к. Смотрите внимательно на кубик и на мой рот.

    Д: да

    Л: ку-ко-ка-кэ-кы-к. (пою по кубику). Давайте вместе споем.

    Д: поют по кубику слоги.

    Звукобуквенный анализ открытых и закрытых слогов. Игра « Раскрась окошки»

     Дети садятся за столы.

    Л: Ребята, посмотрите, наши слоги поселились каждый в свой домик. Давайте раскрасим им окна. Первый звук соответствует первому окну, второй второму.

     Посмотрите на мой домик (на слайде)

    Л: Послушайте, сколько звуков я произнесла?

    Д: Два звука.

    Л: Назовите первый звук

    Д: Первый звук К

    Л: Дайте характеристику звуку К

    Д: звук К согласный обозначаем синим цветом.

    Л: Назовите второй звук

    Д: Второй звук А.

    Л:Дайте характеристику звуку А

    Д: Звук а гласный обозначаем красным цветом.

     Замечательно, а теперь раскрасьте свои домики.

    К: Вспомнил, вспомнил! У нас в лесу тетушка сова живет и знает все, прямо как ваши детки.

    Л: Кузя, я тоже знаю вашу мудрую сову и предлагаю нам вместе посмотреть мультфильм и постараться запомнить, как можно больше слов со звуком К.

    Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы».

    Произношение звука К в слогах. Развитие памяти.

    Л: Понравился вам мультфильм? Давайте встанем друг за другом и будем передавать мяч соседу ссади,  называя слово на звук К .

    К: Очень весело у вас .(говорит грустным голосом).

    Закрепление образа букв. Развитие мелкой моторики.

    Л: Что случилось, Кузьма, почему такой грустишь?

    К: Я есть хочу, всю кухню обошел иничего  не нашел,
    Л: Ребята, угостим нашего друга?
    Д :. Да.
    Л: Я предлагаю испечь печенье в виде вкусных букв, которые мы выучили. Давайте назовем их.
    Д е т и. А, О, У, И, Э, Ы, Н, М, Т, Г, К.
    Л:  Ребята, а из чего мы их испечем, муки-то у нас нет!
    К :. Не переживайте, ведь я же домовой, припасов у меня много и в сундуке найдется тесто!

    Л:  Вот спасибо. А теперь мы с вами вспомним, что нужно делать с тестом.

    Воспитатель показывает алгоритм действий «Работа с тестом».
    Дети лепят из теста гласные и согласные буквы.

    Кузенька, вкусные буквы ты отнеси нашим поварам и они испекут их в духовке электрической плиты. Ведь, где кухня ты уже знаешь?


    Л: А вы, мои друзья, расскажите, что вам сегодня понравилось?

    Ответы детей. Раздаётся стук в дверь, Кузя вносит печенье.


    Л: . Угощайся, Кузя!
    К у з я. Ой, как много букв получилось, теперь я полакомлюсь, но и с вами поделюсь! Только свою букву К с собой на память возьму, своим лесным друзьям покажу и всему научу. Спасибо вам ребята.

    Л: Ну а ваши вкусные буквы, можете забрать на память о Кузьке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

    Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

    Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Звук и буква М"

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Звук и буква М"...

    Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».

    Образец самоанализа занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

    Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...