Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Андронова Татьяна Анатольевна

Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrov_poteryannyh_slov.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Радуга»

Конспект  непосредственно  образовательной  деятельности

«Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте».

Подготовительная к школе группа компенсирующей

направленности для детей с ТНР  

Тема:  «Остров потерянных Слов».

Андронова Т.А., учитель-логопед

г. Советский

29 марта 2017 г.

Тема:  «Остров потерянных Слов».

Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закреплять фонематический слух и восприятие  у  детей;
  • совершенствовать навыки чтения.

Коррекционно - развивающие: 

  • закреплять правильное  звукопроизношение в словах;
  • различать качественную характеристику звуков  «гласный – согласный», «твёрдый – мягкий»;
  • определять позицию звуков в словах;
  • совершенствовать умения подбирать слова к звуковым схемам;
  • преобразование слогов, слов;
  • продолжать работу с деформированным  предложением, анализ предложения;
  • продолжать формировать умение читать по слогам, осуществлять переход к чтению целыми словами;
  • формировать  мышление, наблюдательность, концентрацию внимания;
  • развивать общую моторику.

Воспитательные:  

  • содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Интеграция образовательных областей:

социально-речевое развитие (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);

речевое развитие  (развитие всех компонентов устной речи: грамматический строй  речи, фонематический слух и восприятие, звукопроизношение); 

физическое  развитие  (общая моторика).

Формы организации детей:  подгрупповая.

Методы:

Игровой: дети-пираты, отправляемся с детьми на корабле на остров, дидактическая игра «Подберите к замкам-фишкам слова-ключи»,   психогимнастика, физкультурная минутка «Клад».

Словесный:  вопросы,  ситуативный разговор, поощрение,  указания, исправления, игра «Наоборот (преобразование слогов, слов)».

Наглядный: игра «Прочитать слова по первым звукам».

Практический: выполнить звуко-буквенный анализ слова ластик, определить позицию звука [А] в словах, деление слов на слоги «Построить мост», найти правильную схему предложения «Клад спрятан под пальмой», чтение слов.

Место проведения: группа «Солнышко».

Количество детей:  8 детей.

Материалы к занятию: сундук, школьные принадлежности изображение (ручка, тетрадь, краски, линейка, ластик, азбука), изображение пальмы, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, песня «Пираты», изображение мостика;

демонстрационный:  презентация  «Корабль (шум моря), остров», напечатанные слова ластик, карандаш, ручка, указка, краски, школа, бутылочка с запиской, игрушка обезьянка, мяч, картинки с изображением замка с звуковыми словами, картинки лось, луна, гуси,  ;

раздаточный:  фишки красного, зелёного, синего цвета, буквы л, а, с, т, и, к, тарелочки, схема для определения позиции звуков, предметные картинки (ручка, тетрадь, краски, линейка, ластик, букварь), предметные картинки на деление слов на слоги, простые карандаши, схемы предложений, отдельные слова, которые нужно прочитать по первым звукам «Клад спрятан под пальмой».

Индивидуальная работа:  

следить за произношением звука [Л] в словах –  Дима Ч., Коля О., Саша М.;

следить за произношением звуков [Р, Р`] в словах –  Серёжа П., Вика П.

ХОД:

Организационный момент. 

Ребята в костюмах пиратов.

Воспитатель:  Встанем дети дружно в круг!

                            Я твой друг и ты мой друг!

                            Влево, вправо повернёмся

                            И друг другу улыбнёмся!

                            Руки к солнцу протяните –

                            Лучики его возьмите,

                            С этим лучиком в груди

                            Веселей на мир гляди!

Входит пират с картой под музыку «Пираты».

Логопед:  здравствуйте, ребятишки! Помогите найти клад! Вот карта. Где искать, куда идти, не знаю? Смотрите, что-то написано «Этот клад находится на острове Потерянных Слов. Если выполните задания, найдёте звуки, слова, буквы, тогда найдёте клад». Интересно, кто же это мог попросить о помощи? Поможем, ребята?

Дети: да.

Под музыку «Пираты».

Логопед: Будете моей командой пиратов? 

Дети: да.

Логопед:  превращаемся в пиратов.                

                             Много лет назад

                             Здесь зарыли клад.

                             Первый ты иди,

                             Это клад найди!

Логопед:  Что обозначает слово?

Дети: слово это то, что мы называем каждый предмет.

Логопед: что такое звуки?

Дети: звуки мы произносим и слышим.

Логопед: что такое буквы?

Дети:  буквы мы видим, читаем, пишем.

Логопед: отправляемся искать на остров Потерянных Слов, искать звуки, буквы и слова. Садимся на корабль, отплываем.

 Дети и логопед садятся на ковёр, выполняют дыхательную гимнастику (слайд №1 «Корабль»).

Логопед: вижу остров, высаживаемся с корабля. Посмотрим на карту, куда же нам идти? Смотрите, гора-самоцветов. Выложите слово л, а, с, т, и, к фишками.

Логопед: Дима, сколько звуков в слове ластик?

Дима:  в слове ластик шесть звуков.

Логопед: Коля, сколько гласных звуков в слове ластик?

Коля: в слове ластик два гласных звука.

Логопед: Вика, назови гласные звуки в слове ластик.

Вика: гласные звуки [а, и].

Логопед: Саша, назови согласный, мягкий звук в слове ластик.

Саша: согласный, мягкий звук [т`].

Логопед: Серёжа, звуки [л, к], расскажи, какие эти звуки?

Логопед: звуки [л, к] – согласные, твёрдые, обозначаем синей фишкой.

Логопед: сколько слогов в слове ластик?

Диана: в слове ластик два слога.

Логопед:  почему ты, Диана, так решила?

Диана:  потому что в слове ластик два гласных звука.

Логопед: правильно.

Логопед: превратите слово ластик в буквы.

Логопед:  вот слово, прочитайте. Нам надо это слово взять с собой. Куда же идти дальше?  Смотрите, бутылка. Там записка «Определите позицию звуков в ваших словах». Ребята, справимся?  У вас на столах перфокарты с картинками, определите, где находится звук [а].

Логопед: Вика, где находится звук [а] в слове ручка?

Вика: в слове ручка звук [а] находится в конце слова.

Логопед: Лера, где находится звук [а] в слове альбом?

Лера: в слове альбом звук [а] находится в начале слова.

Логопед: Серёжа, где находится звук [а] в слове тетрадь?

Серёжа: в слове тетрадь звук [а] находится в середине слова.

Логопед: ребята, смотрите слово, прочитайте.

Дети: слово ручка.

Физминутка.     Много лет назад

                      Руки вверх – сжимать и разжимать пальчики.

                             Здесь зарыли клад.

                      Руки в стороны.

                             Первый ты иди,

                      Шагать.

                             Это клад найди!

                     Наклоны вперёд, руки опускать вниз.

Логопед: смотрите, вот мост. Был сильный ветер, все дощечки разлетелись, соберите мост. Если в слове один слог, кладёте на первый квадрат, если в слове два слога, то на второй квадратик.

Логопед: молодцы! Вова сколько слогов в слове паук?

Вова: в слове паук два слога.

Логопед:  Ангелина, в слове карандаш, сколько слогов?

Ангелина:  в слове карандаш три слога.

Логопед:  прочитайте слово.

Дети:  указка.

Логопед: не могу понять для чего нам эти слова? Посмотрим дальше, куда нам идти. Здесь написано секрет «Подберите к замкам-фишкам слова-ключи».

Логопед: Коля и Вика, какое слово у вас в секрете?

Коля, Вика:  слово гусь.

Логопед: Ангелина, какое слово у вас в секрете?

Ангелина:  слово луна.

Логопед: прочитайте слово.

Дети:  слово краски.

Логопед: у нас на пути Огненный пират, просит нас заменить звуки.

Я произношу слоги со звуком [к], а вы заменяете на звук [х]:

КА – ХА          УК – УХ          КО – ХО       ЫК – ЫХ            

Логопед:  я называю слова со звуком [к], а вы заменяете на звук  [х]:

БАХ – БАК      СОХ – СОК    МАХАТЬ – МАКАТЬ      МУХА - МУКА

Логопед: прочитайте слово.

Дети: слово карандаш.

Логопед: здесь написано  «Прочитайте слова по первым звукам, и вы поймёте, где клад».

Дети: под, спрятан, пальма, клад.

Логопед:  соберите правильно предложение – под, спрятан, пальма, клад.

Фарид: клад спрятан под пальмой.

Логопед: Лера, сколько слов в этом предложении?

Лера: в предложении 4 слова.

Логопед:  Коля, назовите короткое слово.

Коля: короткое слово под.  

Логопед:  у вас на столах схемы, подберите, какая схема подходит к предложению клад спрятан под пальмой?

Логопед: молодцы. Диана, почему ты выбрала эту схему?

Диана: в этом предложении четыре слова, есть короткое слово под.

Логопед: Саша, назови четвёртое слово.

Саша: четвёртое слово пальмой.

Логопед: Вика, назови первое слово.

Вика: второе слово клад.

Логопед: прочитайте слово.

Дети: слово азбука.

Логопед: ребята, нам мартышка отдаёт клад, посмотрим, что там находится?

Дети: да.

Логопед: ребята, там лежат предметы, которые вы читали. Вот ещё слово, прочитайте.

Дети: слово школа.

Логопед: скажите, для чего нам нужна школа?

Ответы детей.

Логопед: ребята, вам подарок от острова Потерянных слов. Мы помогли найти все звуки, слова, буквы. Как мы помогли острову?

Ответы детей.

Логопед: отправляемся обратно в детский сад. Садимся на корабль.

Дети и логопед садятся на ковёр, выполняют дыхательную гимнастику (слайд №1 «Корабль»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...

Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе «Звук [О] и буква О».

КонспектНОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [О] и буква О». Задачи:Образовательные:- Познакомить со звуком [О],...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...

Презентация " Космическое путешествие на планету "Грамотейка" ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте подготовительная к школе группа.

Презентация к занятию по развитию речи и подготовке  к обчению грамоте в подготовительной  школе группе....