Обучение грамоте (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Велисевич Тамара Николаевна

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_9_1.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение  грамоте  (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

 

Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель:Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

Задачи:

Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,мяч, кроссворд, изображение королевы Азбуки и маленьких человечков, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, блокноты для детей.

Ход занятия

Воспитатель: Игра:

"Перекличка"(с мячом).

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук.(Дети называют свои имена и садятся).

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по стране «Пиши-Читай»  продолжается. Дорога нас привела на гору«Умников», на которой в красивом замке живет маленький народ Умники и Умницы во главе со своей королевой. Ее имя мы узнаем, если отгадаем кроссворд, который подготовили для нас жители замка.

к

а

р

а

н

д

а

ш

р

е

з

и

н

к

а

б

у

к

в

ы

г

л

о

б

у

с

к

н

и

г

а

р

а

н

е

ц

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.

Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.

Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я - школьный …

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как же зовут королеву народа Умники и Умницы? (читающие дети узнают имя королевы).

  • Выполняется звуковой анализ слова Азбука
  • Деление слова на слоги
  • Выделение ударного слога

Разминка.

«Слушай внимательно»

Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т.д.), то дети должны махать руками, как птицы.

Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц), то детям нужно имитировать движения этих животных;

Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница  и т.д.) дети должны ползать по комнате.

Воспитатель:(На карте появляются королева Азбука и маленькие человечки: девочка и мальчик, жители замка на горе «Умников»). Жители замка приготовили для нас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (Да). Тогда слушайте.

Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:

  • большой — маленький,
  • толстый — тонкий,
  • веселый — грустный.

Воспитатель:Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами.

Игра «Хитрые слова».

Я вам буду читать стихи, а вы,  помня это правило, должны их закончить.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — … («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — … («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай — … («конец»).

Воспитатель: А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. (Воспитатель вместе с детьми  вспоминают такие слова и назвать их.)

Самолет — аэроплан, аэробус.

Родник— ключ, источник

Камень — булыжник.

Гора — скала.

И т. д.

Воспитатель: Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс.Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, «ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово «завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов.Слово «брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной.

А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей). Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать о чем в нем идет речь.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке,

Может, норка возле норки?

Нет нигде, пропал и след.

Норка здесь, а норки нет.

Воспитатель: Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов.  Давайте еще раз вспомним группы таких слов:

  • Слова, противоположные по значению;
  • Слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же;
  • Слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное.

 Физкультминутка

Игра  «Что делает предмет?»(проводится на ковре)

Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.

Например:

нож, ножницы — режут;

карандаш, фломастер, ручка — рисуют;

мыло — мылит;

молоток — стучит.

      топор – рубит

      пила - пилити т. д

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что если звуки подружились и буквы, которые обозначают эти звуки,  встали рядом, то они образуют слог, а слоги сливаются в слова. Сейчас и мы с вами попробуем из слогов образовать слова.

        Вот перед вами на доске слоги. Выложите у себя такие же слоги. (работа ведется по строчкам).Давайте прочитаем их:

        УК, ОМ, АМ,

        СЫ, РЭ, ПИ

        Молодцы, а теперь давайте из этих слогов попробуем образовать слова. А для этого нужно к ним подставить согласные буквы или в начале, или в конце.(дети, при помощи воспитателя образовывают новые слова и читают, что получилось).

Варианты:ЖУК, БУК, ДОМ, СОМ, САМ, ДАМ, СЫР РЭП, ПИР и т.д.

Игра «Буква заблудилась»

Воспитатель еще раз напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Воспитатель: Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.

  1. Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

  1. На виду у детворы

Крысу красят маляры.

  1. Сели в ложку и айда,

Плаваем туда-сюда

Воспитатель:

  • С какими словами мы сегодня познакомились? (с «хитрыми» словами)
  • Какие группы «хитрых» слов вы узнали? (слова, противоположные по

смыслу, слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же, слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное).

Воспитатель: Молодцы, ребята.         Королева Азбука и ее жители Умники и Умницы очень нами довольны и приготовили небольшие подарки.

(блокноты). Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы с вами отправимся на поляну ребусов. Научимся их разгадывать. Будет очень интересно. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев горы Умников за новые знания, которые мы получили в их замечательном замке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

Конспект итогового комплексного занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Задачи:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета, умение составлять и решать задачи, знание геометрических фигур.2. Совершенство...