Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.

Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших компонентов общей готовности к обучению в школе.

Актуальность изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.

 Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А.Венгер, А.Н.Веракса, Г.Витцлак, В.Т.Горецкий, Н.И.Гуткина, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, А. Керн, Н.И.Непомнящая, Н.В.Нижегородцева, Н.Семаго, М.Семаго, В.Д.Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.).

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.

Таким образом, целью данной программы является формирование социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе. Исходя из поставленной цели, в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

1.      Развитие уверенности в себе, собственных возможностях и способностях.

  1. Развитие положительного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости.
  2. Развитие умения игрового и делового общения со сверстниками.

4.      Воспитание культуры поведения и общения.

  1. Воспитание положительных нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_poroge_shkoly.docx123.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №45 «Журавлики»

города Новочебоксарска  Чувашской Республики

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе

 «На пороге школы»

C:\Users\samsung\Desktop\f_clip_image002.gif

Подготовила: Долгова Светлана Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики»;

образование высшее;

педагогический стаж 9 лет.

Новочебоксарск -2016

      Пояснительная записка.

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.

Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших компонентов общей готовности к обучению в школе.

Актуальность изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.

 Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А.Венгер, А.Н.Веракса, Г.Витцлак, В.Т.Горецкий, Н.И.Гуткина, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, А. Керн, Н.И.Непомнящая, Н.В.Нижегородцева, Н.Семаго, М.Семаго, В.Д.Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.).

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.

Таким образом, целью данной программы является формирование социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе. Исходя из поставленной цели, в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  1. Развитие уверенности в себе, собственных возможностях и способностях.
  2. Развитие положительного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости.
  3. Развитие умения игрового и делового общения со сверстниками.
  4. Воспитание культуры поведения и общения.
  5. Воспитание положительных нравственных качеств.

       

 Форма работы:

  • групповые занятия с детьми;
  • просветительская работа с педагогами  в форме консультаций, мастер-класса, буклета.

Структура занятий включает три части: разминка, основная и заключительная.

 Разминка - Создание положительного настроя в группе, сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу, тактильное соприкосновение друг  с другом, развитие положительной самооценки. Основные процедуры разминки - это приветствия и упражнения на контакт.

Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на социально-личностное развитие детей.

Заключение -  создание у каждого участника чувства принадлежности к группе  и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Занятия проводятся с детьми подготовительных к школе групп. Режим проведения занятий – 1 раз в неделю по подгруппам (8-10 человек) во вторую половину дня.  Продолжительность занятий 30 минут. Программа предполагает проведение 8 занятий. Основанием для включения в группу для занятий являются результаты индивидуального психолого-педагогического обследования. Динамика в развитии определяется повторной диагностикой по итогам реализации программы. Пакет используемого диагностического инструментария представлен в разделе «Оценка эффективности реализации программы». В ходе реализации программы предполагается проведение мастер-класса для педагогов, консультации и изготовление буклета.

Ожидаемые результаты: сформированная социально-личностная готовность ребенка к школе.

Содержание программы

№ п\п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

1.

Занятие №1.

Формирование представлений о себе. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности. Своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости. Развитие позитивного самовосприятия.

  1. Игра «Эхо»
  2. Беседа «Чем мы отличаемся, чем похожи?»
  3. Упражнение «Найди пару»
  4. Игра «Художник»
  5. Рисование «Автопортрет»
  6. Игра «Угадай, кто это?» (по рисункам)
  7. Игра «Услышь свое имя»

2.

Занятие №2.

Осознание черт своего характера, мотивов собственных поступков. Развитие адекватной самооценки, самоконтроля, произвольности поведения.

1. Игра «Молчок»

2. Игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»

3. «Воздушный шарик»

4. «Я не должен»

5.Игра «Мое настроение»

6. Игра «Пожалуйста»

3.

Занятие №3.

Знакомство с моральными чертами характера. Развитие нравственных качеств.

  1. Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда». Обсуждение просмотра.
  2. Упражнение «Мы хорошие»
  3. «Бездомный заяц»
  4. «Хороший и плохой»
  5. Рисование на тему «Я хороший- я плохой»

4.

Занятие №4.

Развитие чувства принадлежности к группе сверстников. Получение опыта позитивного взаимодействия.

  1. Игра «Гусь, гусь, приклеюсь как возьмусь»
  2. Игра «Зайчики и лиса»
  3. Игра «Менялки»
  4. Игра «Жизнь в лесу»
  5. Игра «Подарок на всех»
  6. Игра «Клубочек»

5.

Занятие №5.

Обучение анализу причин конфликтных ситуаций, конструктивным способам их разрешения. Развитие саморегуляции.

  1. Игра «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»
  2. Игра «Горячий стул»
  3. Упражнение «Драка» (на расслабление)
  4. Игра «Руки знакомятся, руки мирятся»
  5. Игра «Обзывалки».
  6. «Ветер и солнце»

6.

Занятие №6.

Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

  1. Игра «Ладонь в ладонь»
  2. Игра «Змейка»
  3. Игра «Поворята»
  4. Подвижная игра «Тропинка»
  5. Игра «Гусеница»
  6. Изготовление коллажа «Это мы!»

7.

Занятие №7.

Развитие умения анализировать свои поступки, эмоциональное состояние.

  1. Чтение сказки «Упрямые козы»
  2. Игра «Две козы»
  3. «Упрямый, капризный ребенок»
  4. Игра «Драка»
  5. «Уходи, злость, уходи!»
  6. Рисование «Мое настроение».

8.

Занятие №8.

Поддержание дружелюбного отношения к окружающим, желание совершать хорошие поступки. Способствовать формированию адекватной самооценки.

  1. Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»
  2. Обсуждение мультфильма.
  3. Игра «Загадай желание»
  4. Рисование на тему «Мое желание».

Тематический план

№ п\п

Тема занятия

Количество занятий (мин.)

1.

Формирование представлений о себе. Развитие адекватной самооценки.

2 занятия (30 мин.)

2.

Развитие нравственных качеств.

1 занятие (30 мин.)

3.

Развитие саморегуляции.

2 занятия (30 мин.)

4.

Навыки конструктивного взаимодействия.

2 занятия (по 30 мин.)

5.

Обучение анализу причин конфликтных ситуаций

1 занятие (по 30 мин.)

Всего

8 занятий

Оценка эффективности реализации программы

До начала реализации программы проводится индивидуальная диагностика, позволяющая выявить детей с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе и уверенностью в отрицательном отношении со стороны близких.   По итогам реализации курса проводится повторная диагностика. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволят сделать вывод и наличии динамики в развитии социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного обучения в школе.

Диагностический инструментарий: 

«Изучение отношения ребенка к самому себе, оценка им самого себя, отношения близких к его личности» автор Е.З. Басина. (Приложение 1)

«Методика «Лесенка»- автор Т.Д. Марцинковская. (Приложение 2)

Список средств обучения

  • Магнитофон, музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор
  • Атрибуты для проведения игр и игровых упражнений

Информационные ресурсы

  • Краснова С.Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие.-Чебоксары: «Новое Время», 2008.
  • Марцинковская Т.Д. « Диагностика психического развития детей», Москва, 1997г.
  • Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014
  • http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2760.html
  • http://belibra.ru/Buki/Razvitiye-poznavatyeljjnykh-sposobnostyeyi-doshkoljjnikov.30.html
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/03/30/konsultatsiya-dlya-vospitateley-vliyanie-syuzhetno-rolevyh-igr

Приложение 1

«Изучение отношения ребенка к самому себе, оценка им самого себя, отношения близких к его личности» автор Е.З. Басина.

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

1.Кто ты? Что ты знаешь о себе?

2.Любит ли тебя мама?

3.Любит ли тебя папа?

4.Любят ли тебя воспитатели?

5.Любят ли тебя дети?

6.Какой ты?

7. Любишь ли ты себя?

8. Кто тебе выбирает игрушки?

Оценка ответов:

3 балла (высокий уровень). Ребенок с удовольствием вступает в контакт со взрослым, хорошо понимает заданные вопросы. Соотносит себя со своим именем, полом, национальностью, относит себя к человеческому роду, имеет позитивное отношение к самому себе, уверен в положительном отношении к себе со стороны близких. Осознает свои права и свободы.

2 балла (средний уровень). Присваивается неполным ответам. Ребенок вступает в контакт со взрослым, но наблюдается частичное непонимание им задаваемых вопросов, имеет полное представление о себе. В ответах прослеживается неуверенность в себе и в положительном отношении к себе со стороны близких.

1 балл (низкий уровень). Задаваемые вопросы вызывают у ребенка затруднения, прослеживается стойкое негативное самоотношение, уверенность в отрицательном отношении со стороны близких.

Приложение 2

«Методика «Лесенка»- автор Т.Д. Марцинковская.

Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации — для детей 4—6 лет (тест «Лесенка») и 7—10 лет (шкала самооценки).

Стимульный материал теста «Лесенка» (1). Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших Детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто—то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Приложение 3

Занятие №1.

Цель и задачи: Формирование представлений о себе. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности. Своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости. Развитие позитивного самовосприятия.

Ход занятия.

1. Игра «Эхо»

1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».

«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».

2. Педагог предлагает детям молча внимательно посмотреть друг на друга и найти разные отличительные черты: «Какого цвета глаза?

Молча рассматриваем. Теперь посмотрите на волосы. Какой они длины и какого цвета?».

Если кто-то из ребят начинает рассказывать про свои глаза, педагог возвращает его к заданию: «Сейчас мы молча смотрим на других. Давайте посмотрим друг другу на лицо — у кого-то оно круглое, у кого-то вытянутое, овальное. Теперь посмотрим на руки. У кого-то руки большие, у кого-то маленькие, у кого-то длинные пальцы. Покажите их друг другу. Посмотрите, какие линии есть на ладонях. Теперь посмотрим на ноги. Вытяните ноги. У кого-то ноги короче, у кого-то длиннее».

Далее педагог просит каждого ребенка (по очереди) описать себя: рассказать, чем он отличается от других (2–3 признака).

Дети в первую очередь называют бросающиеся в глаза внешние признаки — возраст, лицо, рост, кожа, цвет волос и глаз, а затем не такие заметные внешние признаки, например, родинки, размер кистей рук, длина языка, ресниц и пр.

В ходе занятия постепенно дети начинают называть все более тонкие и интересные признаки, например: «У меня глаза — хамелеоны. потому что если темно, они темные, а если солнышко — светлые».

Если ребенок затрудняется выделить и назвать свои отличительные признаки, педагог просит других детей помочь ему, при этом следит за тем, чтобы назывались признаки, присущие человеку, а не особенности одежды, аксессуаров.

Педагог старается так организовать рассказы детей, чтобы они затрагивали не только внешние признаки, но и внутренние. Например, кто-то может сказать, что отличается хорошей памятью и пр.

3. «Найди пару»

Дети делятся на 2 группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

4.Игра «Художник».

Количество играющих: два и более.
Описание игры: ребенок представляет, что он художник. Его задача – внимательно рассмотреть того, кого он будет рисовать, а потом отвернуться и описать его словами. Другие дети по описанию должны догадаться, о ком идет речь.
Комментарий: в процессе игры обращается внимание детей на правильное использование терминов (например глаза  карие, а не коричневые, волосы – каштановые и т.д.) «Портрет» должен касаться только внешних особенностей того или иного ребенка.

5. Игра «Автопортрет»

Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. На выполнение этой части задания отводится 5 минут. Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое. При выполнении задания многие участники будут испытывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется. Ведущий может сам принять участие в игре. Соберите все рисунки в большую коробку. Предложите игрокам не глядя вынуть один лист. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет он достал. Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.

6. Игра «Угадай кто это?». Обсуждение по рисункам.

7.Игра «Услышь свое имя».
Играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.
Комментарий: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребенок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу – все зависит от участников

Занятие №2.

Цель и задачи: Осознание черт своего характера, мотивов собственных поступков. Развитие адекватной самооценки, самоконтроля, произвольности поведения.

Ход занятия.

1. Игра «Молчок»

«В детский сад пришел Молчок —

Очень робкий новичок.

Он сначала был несмел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка — скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел».

А. Бродский

Педагог обсуждает с детьми данное стихотворение. Далее выбирают Молчка: он сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает, потом поет какую-нибудь знакомую песенку.

2. «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся». 

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

-  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

3. «Воздушный шарик».

Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается воздушный шарик. Нужно передавать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни ног от земли, пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) - выбывает из игры. Игра начинается по сигналу воспитателя.

4. «Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком  и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, таки предложенные варианты     спасения.

5. «Моё настроение»

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо  цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.

6. «Пожалуйста»
Описание игры: вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры.
Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание – любое придуманное ведущим.
Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе с детьми 4-5 лет.
Второй вариант – эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся имеет возможность исправиться.

Занятие №3.

Цель и задачи: Знакомство с моральными чертами характера. Развитие нравственных качеств.

Ход занятия.

1. Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда». Обсуждение просмотра.

2. «Мы хорошие». 

Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, носик, щечки, произнося при этом: «мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время любых видов деятельности.

3. «Бездомный заяц».

Ведущий выбирает среди игроков «охотника» и «бездомного зайца». Остальные игроки образуют группы по 4-5 человек: трое или четверо, взявшись за руки, образуют домик, а один игрок располагается внутри домика. По сигналу ведущего начинается игра: «бездомный заяц» убегает от «охотника», а «охотник» старается его догнать. «Заяц» может спастись от преследователя, забежав в любой домик, но тогда находящийся в домике игрок вынужден его покинуть и сам стать «зайцем». Если «охотник» догоняет «зайца», то игроки меняются ролями. Ведущий перез некоторое время может прервать игру и поменять игроков: детей, образующих домики, «охотника» и «зайцев».

4. «Хороший и плохой».

Детям предлагается вспомнить, с какими хорошими и плохими персонажами им доводилось встречаться в сказках. Затем выбираются два «контрастных» героя (например, заяц и лиса). Дети должны сначала назвать черты характера положительного персонажа и свойственные ему поступки, а потом описать характер и поведение отрицательного героя. Важно, чтобы дети определили, какие из качеств человека можно изменить, а какие нельзя.

Примечание. Чем старше дети, тем проще взрослому перевести разговор с персонажей на самих игроков, помочь детям проанализировать свои положительные и отрицательные качества. Задача — развить в детях самокритичность. Однако необходимо помнить, что дошколята еще не способны оценивать себя объективно, у них завышенная самооценка, но это нормально.

5. «Я хороший - я  плохой». Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

Занятие №4.

Цель и задачи: Развитие чувства принадлежности к группе сверстников. Получение опыта позитивного взаимодействия.

Ход занятия.

1. Игра «Гусь, гусь, приклеюсь, как возьмусь»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

- подняться и сойти со стула,

- проползти под столами,

- обогнуть «широкое озеро»,

- пробраться через «дремучий лес»,

-прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера

2. «Зайчики и лиса»

Дети (зайчики) собираются у  одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать, Через минуту – другую воспиттатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все       убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок,к которым дети постепенно пордводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали      в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

3. Игра «Менялки».
Количество играющих: не менее 4-х, лучше – больше.
Необходимые приспособления: стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих.
Описание игры: участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого… (рубашка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т.д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.
Комментарий: высокая эмоциональная насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут проявлять двигательную неловкость, сталкиваясь друг с другом. В связи с этим взрослый может ввести в игру систему штрафов, которая поможет детям регулировать свое поведение.

4. «Жизнь в лесу»

Педагог садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.

Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ).Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ).  Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем,  чтобы дети не разговаривали между собой.

5. «Подарок на всех»

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?»

Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад и восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешся ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы….

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание.

6. Игра «Клубочек».

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубок, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Занятие №5.

Цель и задачи: Обучение анализу причин конфликтных ситуаций, конструктивным способам их разрешения. Развитие саморегуляции.

Ход занятия.

1.Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее»
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого поэтому поссорился с Максимом».
Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.
Ситуации можно подбирать из непосредственное жизни детей. Наверняка их будет немало.
Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять. Казалось бы, разные вещи.

2. Игра «Горячий стул»

По предложению педагога дети вспоминают истории, в которых вели себя неправильно (обидели, отобрали что-то, обзывались), но сейчас им стыдно и они не хотят, чтобы это повторилось. Рассказчик сидит на «горячем стуле», а остальные полукругом.

После рассказа предлагают варианты желательного поведения и эта ситуация проигрывается.

Впервые на «горячий стул» садится сам воспитатель.

3. Упражнение «Драка»

Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы)

От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

4. «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся». 

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

-  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

5. Игра «Обзывалки»

Скажите детям следующее: Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... солнышко!»

6. «Ветер и солнце»

 Ведущий рассказывает детям притчу, в основе которой лежит басня Эзопа.

«Однажды Ветер и Солнце поспорили, кто из них сильнее, Чтобы разрешить спор, решили они помериться силами. А в это время шел по дороге человек. Ветер сказал: «Посмотри, как я сейчас сорву с путника плащ». И начал он дуть что было сил. Но чем сильнее

старался ветер, тем больше путник закутывался в свой плащ. Ветер злился и осыпал человека дождем и снегом. А тот продолжал кутаться и ругать непогоду.

Солнце, видя, что у ветра ничего не получается, вышло из-за облаков. Улыбнулось, обогрело намокшего и замерзшего путника. Почувствовав тепло, человек сам снял плащ и поблагодарил солнце.

«Вот видишь, — сказало Солнце Ветру, — лаской и добром можно добиться гораздо большего, чем гневом и силой».

После того как дети прослушали притчу, им предлагается встать в круг и взяться за руки. Среди игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Задача водящего — выйти из круга. Для этого он должен попросить кого-нибудь из стоящих в круге выпустить его. Если водящему удалось уговорить кого-либо из участников, то этот участник занимает место водящего и т. д.

Занятие №6.

Цель и задачи: Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

Ход занятия

1. Ладонь в ладонь.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку ( в идее разложенного полотенца или детской железной дороги) и т.д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

2. Игра «Змейка».
Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».
Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.
Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смыле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

3.Игра «Поварята».
Описание игры: все дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» - су, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий – взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети снова окажутся водном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

 4. Игра «Тропинка».
Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: 
«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!»- дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

6. Игра «Гусеница»
Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих.
Описание игры: детям предлагается стать. Положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своими животами и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшая «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.
Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.

6. Изготовление коллажа «Это мы!»

Занятие №7.

Цель и задачи: Развитие умения анализировать свои поступки, эмоциональное состояние.

Ход занятия.

1. Чтение сказки «Упрямые козы»

Жили когда-то в разных селениях две козы - одна белая, другая чёрная, и обе они были очень упрямые.

Вот как-то раз отправились эти козы щипать траву: белая на своём пастбище, чёрная на своём.

Вечером, когда солнце стало садиться, козы наелись досыта и пошли: белая - в своё селение, чёрная - в своё. Шли они, шли и сошлись на узкой доске. А доска эта была переки-нута через глубокий арык.

Не разойтись козам на доске! Или одной, или другой надо уступить дорогу. 

- Эй ты, чёрная! Посторонись, уступи мне дорогу! - закричала белая коза.

- Вот ещё! Буду я тебе дорогу уступать! - крикнула чёрная коза. - Сама мне дорогу уступи!

- Всю ночь простою - не уйду!

- До утра буду стоять, с места не сдвинусь!

Долго спорили упрямые козы. Потом затрясли бородами, застучали копытцами - в драку вступили.

Отошли каждая на три шага, нагнули головы с острыми рогами да как бросятся одна на другую!

Стукнулись они лбами, сцепились рогами, да обе и свалились в арык. Выбрались козы из арыка и вернулись домой мокрые, грязные.

2. «Две козы»

 Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Две козы» для того, чтобы научиться уступать, вежливо решать конфликты. Разделимся на пары. Будем сначала играть упрямых козочек- упритесь ладонями, ноги расставьте широко, наклонитесь вперед. Задача- противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся, тот проиграл. Можно издавать звуки «Ме-е-е».

По моему хлопку вы превратитесь в вежливых козочек и мирно встретитесь на мосту, по очереди уступите дорогу. Для примера, я покажу игру в паре с… Молодцы.   И снова мы совершили чудо- научили козочек вежливости.

3. «Упрямый, капризный ребенок»

Содержание: Дети, входящие в круг (обруч, по очереди изображают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее.» Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: «ребенок» капризничает, «родитель» уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

4. Упражнение «Драка»

Ведущий. Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?

5. «Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу- Между ними - подушки. Закрыв глаза, они начинают изо всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

6. Рисование «Мое настроение».

Занятие №8.

Цель и задачи: Поддержание дружелюбного отношения к окружающим, желание совершать хорошие поступки. Способствовать формированию адекватной самооценки.

Ход занятия.

1. Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

2. Обсуждение мультфильма.

3. Игра «Загадай желание»

4.Рисование на тему «Мое желание».

Приложение 4

Консультация для воспитателей» Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников.

Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что их интересы ограничены, а игры однообразны. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без особого интереса, как потребители, а не творцы. Кроме этого дети проявляют низкий уровень социальной компетентности, как в семье, так и в обществе.

Я попыталась разобраться, каковы же причины и пришла к следующим заключениям.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая.

Во-вторых, родители современных детей  не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать или из-за чрезмерной занятости не могут.

И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Считаю, что для формирования зрелой, социально компетентной и активной личности у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:

•        ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;

•        получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию и применять её в разных ситуациях;

•        принимать самостоятельные решения;

•        предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках;

•        брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Изучив опыт известных педагогов, пришла к выводу, что для формирования данных качеств наиболее удачным методом является сюжетно-ролевая игра. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Чтобы правильно организовать сюжетно-ролевую игру я изучила необходимую теорию.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь, приобретает новые навыки, пробует новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Чем больше мы будем играть, и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми.

При организации сюжетно-ролевых  игр рекомендуется использовать памятку:

1. Дать информацию детям о социальной жизни человека через наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий,  чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий, просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры, проектную деятельность.

2. Помнить, что для каждой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

3. Создать предметно-развивающую среду для игры совместно с детьми и родителями.

4. Оказывать детям помощь в реализации знаний, полученных на занятиях, путём проблемных ситуаций, предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы - разговора по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов.

5. Помочь ребенку составить алгоритм игры перед её началом, определиться с ролью в игре.

6. Помочь ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.

7. Быть старшим другом, партнёром по игре.

8. Учить анализировать увиденное в игре.

9. Постепенно от совместной деятельности дать возможность ребенку перейти к самостоятельной деятельности, со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.

10. В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком, а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Уделяя особое внимание сюжетно-ролевым играм в любой возрастной  группе, можно наблюдать, что круг интересов детей расширяется, они с удовольствием уже самостоятельно организуют разнообразные сюжетно-ролевые игры, придумывают и изменяют сюжет, умеют договариваться и соблюдать правила. У ребят есть любимые игры: «Супермаркет», «Турагенство», «Поликлиника», «Экспедиция», «Цирк», « Театр», «Путешествие», «Ателье», «Русская армия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении

Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...

План психопросветительской работы педагога-психолога по направлению "Психологическая готовность воспитанников подготовительных к школе групп к обучению в школе"

ПЛАН ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Срок Мероприятие КатегорияучастниковСентябрьВыступление на педагогическом совете на тему «Организация работы педагога психолога в подготовительных к ш...

Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения по формированию психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста "Скоро в школу"

Программа направлена на выравнивание стартовых возможностей воспитанников ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" старшего дошкольного возраста из разных социальных групп и разным уровнем подготовки к школе, п...

Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группе на тему: "Психологическая и речевая готовность детей к школе"

Информация для родителей воспитанников, о понятии "готовность к школе" и способах подготовки детей к этапу школьного обучения. Предрассудки и заблуждения....