Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
методическая разработка (младшая группа) на тему

Осипова Наталья Васильевна

Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ«Детский сад №17 «Чебурашка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

 «Утверждаю»

Заведующий МДОУ «Д/с №17»__________/О. И. Водянова

«Адаптация как условие

эмоционального благополучия в жизни»

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к дошкольному образовательному учреждению детей раннего и дошкольного возраста в рамках городского конкурса «В детский сад – без слез!».

Подготовила:

Педагог-психолог

МДОУ «Детский сад № 17»

Осипова Наталья Васильевна

г. Новочебоксарск

Пояснительная записка

Трудно переоценить уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребенка.  Ведь раннее детство является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В детском саду ребенок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, научиться строить взаимоотношения, выражать себя в интересной ему деятельности, достигать поставленных целей. В процессе общения складывается и развивается отношение детей к собственному «Я», они «открывают» себя, то есть в этот период формируются зачатки самосознания, самоприятия, самооценки.  Именно поэтому ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока  обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. В раннем возрасте выделяются периоды, связанные с психофизиологическими особенностями развития. Если не уделять должного внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений. Этот период наиболее ответственен для последующего развития человека, поэтому очень важно вовремя выявить и развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, умело стимулируя его развитие но обязательно в соответствии с возможностями на данном этапе биологического развития и желаниями ребенка. Именно поэтому рядом с малышом должны быть люди, не только любящие его, но и прекрасно знающие особенности раннего возраста.

Теоретические концепции, разработанные в трудах Л. С.  Выготского, С. Л Рубинштейна, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и других ученых составляют основу педагогики и психологии раннего детства.

МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК ДОСТОИН ТОГО, ЧТОБЫ ЕГО РАЗВИТИЕ ПРОТЕКАЛО ПОЛНОЦЕННО, ДДЯ ЭТОГО ВЗРОСЛОМУ НАДО ЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА, УМЕТЬ СОЗДАВАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УНИКАЛЬНОГО САМОРАСКРЫТИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЖДОГО МАЛЫША.

В этом родителям может всячески посодействовать психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации к дошкольному учреждению. В легкой и непринужденной форме, ввиде тренинга, консультации, беседы родители малышей могут ознакомиться с  особенностями возраста ребенка, предполагаемыми трудностями, методами воспитания и способами взаимодействия с собственными детьми.

Так как данный возраст является периодом интенсивного физического и психического развития ребенка, именно сейчас умственное и нравственное развитие, особенно зависит от физического состояния и настроения малыша, то есть от успешной адаптации ребенка в детском саду. Ребенку также, как и его родителям необходима   поддержка, направленная на стабилизацию его эмоций, привыкание к новым условиям жизни, помощь в установлении контактов с детьми и сотрудниками ДОУ.  На это также направлен данный проект.

Поводом для его создания послужил качественный анализ консультативной деятельности педагога- психолога. Ранжирование поводов обращений выявило, что проблема адаптации к детскому образовательному учреждению стоит наиболее остро (на первом месте по количеству обращений -40%респондентов). Из 23 обратившихся за консультацией 9 беспокоила адаптация к детскому саду.

Рис. 1  Ранжирование поводов обращений

Представленная программа составлена на основе одноименного проекта и базируется на  Программе занятий психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению Роньжиной  А.С. (Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2008. — 72 с. (Психологическая служба), игровых упражнениях по развитию речи Дедюхиной  Г.В., Кирилловой  Е.В. (Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.- М: 1997.). Эти 2 источника лежат в основе адатированной программы для работы с детьми «Игровая деятельность». Работа с родителями ведется на основе тренинговой  программы Глушаковой О. В. «Поймите меня» (ее адаптированный мной вариант программа «Мы вместе»). Данная программа предлагает систему работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, поступающих в ДОУ в процессе их адаптации к дошкольному учреждению.

Таким образом, целью программы «Адаптация как условие

эмоционального благополучия в жизни» является внедрение системы развивающих занятий, способствующих  успешной адаптации к детскому саду и дальнейшему эмоциональному благополучию.

Основные задачи программы:

1.Изучение прохождения адаптации к детскому саду.

2.Активизация и систематизация процесса вовлечения педагогов, семьи в  развитие эмоционального благополучия ребенка.

3.Повышение педагогической культуры и компетентности  взрослых (педагогов, родителей).

4.Осуществление поиска  новых нетрадиционных форм, методов работы с детьми и их родителями в процессе адаптации к детскому саду.

Реализация программы подразумевает под собой 3 этапа:

   1этап–  диагностический

август-сентябрь

2  этап – основной (практический)

сентябрь-октябрь

3 этап – обобщающий

ноябрь-декабрь

Занятия с детьми проводятся в группе в режиме 1 раз в неделю.  При необходимости занятия могут проводиться в индивидуальном режиме. Продолжительность занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста – 10- 15 минут, с родителями  также 1 раз в неделю. Критерием эффективности программы служат оценки, полученные в результате составления родителями и педагогами анкет обратной связи.

Содержание программы

Развивающие занятия в 1 младшей группе

№ п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

1.

ЗАНЯТИЕ  №1

«Мишка пришел в гости»

Формировать положительный настрой на совместную с воспитатателем, психологом и детьми игру. Развивать речь и общие представления ребенка, восприятие, внимание и память.

1. развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

2. формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия (совмещенными со взрослым или отраженными движениями) с помощью стихотворного текста с использованием игрушек.

3. формировать представление о схеме тела с помощью стихотворного текста.

4.развивать слуховое внимание, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

Задание 1: Поздоровайся с игрушкой».  

Задание 2: «Покажи у игрушки».

Задание 3: «Заболел мишутка».        

Задание 4: « Спит мишутка».

2.

ЗАНЯТИЕ№2.

Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Развивать речь и общие представления ребенка, восприятие, внимание и память. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

  1. развивать ощущения собственных движений.

2.  учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

3. побуждать ребенка к произвольному выдоху.

4. развивать тактильные ощущения с использованием различных поверхностей.

5. развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Задание 1«Прилетели гули-гули голубочки»

       Задание 2.«Где же кукла наша, где же кукла Даша?»

Задание 3. Игра «Султанчики»

Задание 4. «Хлоп-хлоп моя рученька».

Задание 5. Игра «Дождик и солнышко».

3.

ЗАНЯТИЕ№3.

Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Развивать речь и общие представления ребенка, восприятие, внимание и память. развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

1. формировать произвольный ротовой выдох

2. учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

3. развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.

4. активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.

5. привлекать внимание ребенка к звучащему предмету

        Задание 1. Игра «Шарик»

Задание 2. Упражнение: «Найди, где спрятался?»

Задание 3.Игра

«С горки - бух

           На горку - ух!»

Задание 4.Упражнение «Сорока-белобока»

Задание 5. Игра «Найди игрушку»

4.

ЗАНЯТИЕ№4.

формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Развивать речь и общие представления ребенка, восприятие, внимание и память.

1.учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их

2. учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.

3. активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

4. учить продолжительному ротовому выдоху.

Задание 1. Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»)

Задание 2. Игра «Айболит»

Задание 3.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Задание 4. Игра «Ветерок»

5.

ЗАНЯТИЕ№5.

 формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Развивать речь и общие представления ребенка, восприятие, внимание и память. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. 1.активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности

2. учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

3. учить продолжительному ротовому выдоху.

4. учить ребенка определять направление звука.

5. развитие речи, развитие тактильных ощущений

Задание 1. Игра «Удочка».

Задание 2. Игра

«Поехали – поехали»

        Задание 3. Игра «Бабочка, лети».

Задание 4. Упражнение «Колокольчики».

Задание 5. Игры с водой

6.

ЗАНЯТИЕ№6.

формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Развивать речь и общие представления ребенка, восприятие, внимание и память.

1.учить ребенка произвольному выдоху

2. учить сличать и объединять предметы по признаку цвета

3.формировать представление о схеме тела.

4.развитие слухового восприятия на материале звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).

5. активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое)

Задание 1.

Игра «Горячий чай».

Задание 2. Игра «Разноцветная коробочка»

Задание 3.Упражнение «Вова хлопать как умеет»

Задание 4.Игра «Что звучит»

       Задание 5.Игра «Мокрый-сухой».

Тематический план

№ пп

Тема занятия

Количество занятий (мин.)

1.

Занятие № 1. «Мишка пришел в гости»

1 занятие (15 мин.)

2.

Занятие №2.

1 занятие (15 мин.)

3.

Занятие №3.

1 занятие (15 мин.)

4.

Занятие №4.

1 занятие (15 мин.)

5.

Занятие №5.

1 занятие (15 мин.)

6.

Занятие № 6.

1 занятие (15 мин.)

Всего

6 занятий

Тренинговые занятия с родителями детей 1 младшей  группы

№ пп

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

1.

Занятие № 1.

совместно с детьми и воспитателем

знакомство членов группы друг с другом;

создание благоприятного эмоционального климата;

принятие правил и норм группы;

развитие чувства доверия участников друг к другу;

формирование в группе атмосферы взаимной поддержки;

 оптимизация детско-родительских отношений.

1.Презентация программы.

 2.Принятие норм и правил групповой работы.

 3.Упражнение «Связующая нить».

 4. Игра «Ласковое имя»

5.        Изготовление «Книги нашей группы».

6. Ритуал окончания. Рефлексия.

2.

Занятие №2.

сплочение группы родителей;

укрепление их веры в себя как компетентных воспитателей;

сплочение родителей в разрешении проблемных ситуаций, поиск альтернатив; повышение психолого-педагогической культуры родителей;

обучение навыкам рефлексии.

1.Упражнение «История имени ребенка»

2.     Высказывания родителей о трудностях, постигших семью в процессе адаптации к условиям детского сада. Совместное обсуждение проблем и способов их разрешения.

3.        Игра «Зебра»

4.Релаксация«Погружение в детство»

5. Рефлексия

3.

Занятие №3.

содействовать более близкому знакомству родителей друг с другом;

повышение психолого-педагогической культуры родителей;

обогащение родителей знаниями о культуре воспитания и детской субкультуре (понимание слов и их значение).

1. Игра        «Паутинка»

2.        Игра «Отгадай, кто я»

3.Игра        «Комплимент»

4.Упражнение «Клубок»

4.

Занятие №4.

развитие чувства доверия участников друг к другу, атмосферы взаимной поддержки;

расширение возможностей родителей в понимании своего ребенка; активизация коммуникативных навыков,

поиск ресурсов воспитания в собственном детстве;

сплочение группы,

обмен опытом воспитания детей.

   1.Игра«Овощи и фрукты»

2.Игра«Неравный разговор»

3. Игра «Прогулка вслепую»

4.Игра     «Недетские запреты»

5. Деролинг

6. Упражнение «Открытый микрофон»

5.

Занятие №5.

совместно с детьми

создание благоприятного эмоционального климата; формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях

1.Игра«Случайное число»

2.Упражнение «Рисунок солнца»

3.Упражнение «Ожерелье желаний»

4.        Подведение итогов работы. Рефлексия. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами.

5. Чаепитие.

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество зан. (мин.)

1.

Занятие № 1.

1 занятие (60 мин.)

2.

Занятие №2.

1 занятие (60 мин.)

3.

Занятие №3.

1 занятие (60 мин.)

4.

Занятие №4.

1 занятие (60 мин.)

5.

Занятие №5.

1 занятие (120 мин.)

Всего

5 занятий

 Групповая консультация «Адаптация детей раннего возраста»

1 (30 минут)

Тематический план работы с воспитателями

Тема занятия

Количество занятий (мин.)

1.

Консультация «Поступление ребенка в ДОУ»

1 (30 минут)

План реализации мероприятий программы.

Этап

Направление

работы

Наименование мероприятий

Срок реализации

Ответственный

1.Диагнос-тический

Диагностика готовности к поступлению в ДОУ.

1.Подготовка инструментария.

2.Проведение:

- оценки уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В. Ф. Ряховскому).

- диагностики по выявлению уровня готовности к поступлению в ДОУ.

 3.Анализ результатов.

август-сентябрь

Педагог - психолог

2. Основной (практичес-

кий)

1. Повышение компетентности педагогов и родителей по проблеме.

- Выступление на родительских собраниях в группах ясельного возраста с докладом «Адаптация детей раннего возраста»

- Консультация для педагогов «Поступление ребенка в дошкольное учреждение».

октябрь

сентябрь

Педагог-психолог,

воспита-тели

педагог-психолог

2.Организация адаптацион-

ных игр и упражнений

Проведение адаптационных игр и упражнений с детьми по программе «Игровая деятельность»

сентябрь-октябрь

(1 раз в неделю)

Воспита-тели

Педагог-психолог

3.Организация цикла тренинговых занятий для родителей

Проведение тренинговых адаптационных занятий совместно с родителями по программе «Мы вместе».

сентябрь-октябрь

(1 раз в неделю)

Педагог-психолог

4.   Повышать родительскую компетент-

ность в воспитании  ребёнка раннего возраста.

обновление стендовой информации в уголке психолога в группе:

  • Если ребенок все время льнет к вам;
  • Кризис 3-х лет;
  • Болезненная привязанность к матери;
  • Если дети балуются;
  • Если ребенок плохо ест;
  • Играйте вместе - это оздоравливает взаимоотношения;
  • Что должно беспокоить родителей в ребенке;
  • Аутотренинговые упражнения;
  • Если ребенок кусается;
  • Если ребенок сосет палец;
  • Если ребенок много капризничает и плачет;
  • Если ребенок дерется;
  • Если ребенок испытывает страхи.

2 раза в месяц в течение года

Педагог-психолог

3.Обобщающий

Анализ степени достижения поставленной цели.

Анализ составленных родителями и педагогами анкет обратной связи

ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Список средств обучения

CD – проигрыватель, музыкальное сопровождение

 Образные игрушки по темам занятий

Фломастеры, карандаши, клей, краски и т.д.

 Демонстрационный материал для занятий

 

Информационные ресурсы

1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад.- М: Просвещение, 1983.-80 с.

2. Теплюк  С. Н.,Лямина Г. М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика - синтез,2005. –104 с.

3. Литвинова М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.-92 с.

4. Горюнова Т. М.  Развитие детей раннего возраста:Анализ программы  дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с.

5. Камышанова К. И.  Ребенок от рождения до двух лет. Популярное пособие для родителей.- Ярославль: Академия развития, 2000.- 240 с.

6 Павлова Л. Н. Раннее детство:развитие речи и мышления:Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 168 с.

7. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – 160с.

8.Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2006.

9.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб.: Речь, 2005.

10.Марковская ИМ. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2000.

11.Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента; Институт Тренинга, 1999.

12.Терехина О.А. Здравствуй, детский сад! Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению. — Мозырь: Белый ветер, 2006.

13.Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений

// Школьный психолог.-2000, - № 28.

14. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.- М.: Генезис, 1999.

15.Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.- М: 1997.

16.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2008. — 72 с. (Психологическая служба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Программа психолого-педагогической коррекции развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Представленная здесь программа обеспечивает расширение и активизацию речевого запаса слов, автоматизацию усвоенных навыков  в свободной и самостоятельной речи....

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»

В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в проце...