Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
    "Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

    Максименко Татьяна Олеговна

    Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества педагогов и родителей и позволит расширить диапазон знаний родителей по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diskussionnye_kacheli_dlya_roditeley.docx43.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Дискуссионные качели» для родителей подготовительных к школе групп ДОУ

    на тему «Пора ли ребенку в школу?»

    /Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС/

    МБДОУ г.Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

    Воспитатели I квал/категории:

    Максименко Татьяна Олеговна

    Курьянович Наталья Олеговна

    Задачи:

    1. Вовлечь родителей в дискуссию по вопросу подготовки к школе, создать обстановку сотрудничества педагогов и родителей.

    1. Изучить мнения родителей о готовности ребёнка к школьному обучению. Сформировать понятие  готовности ребенка к школе; учить определять уровень психологической готовности ребенка к школе.

    1. Предоставить родителям возможность учесть разные слагаемые готовности к школе.

     

    Ход собрания:

    1. Орг. момент 

    Слайд 1

    1.1. Встреча родителей  детей подготовительных групп (по 5 из каждой группы)

    1.2. Приветствие

    — Мы рады приветствовать всех участников нашего собрания, и считаем, что все, кто сегодня присутствует в зале — коллеги, так как мы вместе, в союзе, развиваем и воспитываем наших детей. Здравствуйте, коллеги!

    1. Сообщение темы дискуссии

    Слайд 2

    —Дети растут быстро. Казалось бы, только вчера вы переживали за своего малыша, впервые отводя его в ясли, на пороге уже новые испытания – школа.

       Все мы родом из детства и все когда-то любили качаться на качелях. Предшкольная жизнь похожа на качели, и каждый участник этой жизни испытывает то взлёты, то падения. Трудности испытывают не только дети подготовительной к школе группы и их родители, но и педагогический коллектив дошкольного учреждения. Всем нам, взрослым, надо знать, какую помощь необходимо оказать ребенку, чтобы он был готов к школьной жизни. Призываю всех сегодня активно дискутировать на эту тему.  

    Слайд 3

    - Итак, садимся на дискуссионные качели:

                  на одной стороне – 1-ая группа родителей             на другой стороне – 2-ая группа родителей  

      Попробуем на наших дискуссионных качелях «раскачать» разные варианты решения одной из самых актуальных проблем — проблемы преемственности при переходе детей из дошкольного учреждения в начальную школу и ответить на вопрос «Пора ли ребенку в школу?».

    Вопросы для дискуссии

    Вывод/ предполагаемый результат

    Многих волнует вопрос, «так в чём же состоит эта готовность к школе, что главное?». «В чем же суть готовности?»

    Итак, давайте порассуждаем…

    1. Что же такое “готовность к школе”?

    Слайд 4

            Слайд 5

    Какие факторы, по вашему мнению,  характеризуют готовность ребенка к школе?

    Вам дан перечень, прочитайте и выберите, из ниже перечисленных,  три приоритетных, на ваш взгляд, фактора. Обоснуйте свой выбор.

    Насколько они оправданы?

    Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил и не прожил полноценно этап предыдущий.

    Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности. 

    Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Это процесс внутренний.

    1. Физическое здоровье.

    2. Развитый интеллект.

    3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.    

    4. Выносливость и работоспособность.

    5. Умение считать и читать.

    6. Аккуратность и дисциплинированность.

    7. Хорошая память и внимание.

    8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.  

    Слайд 6

    1. Подведем итог и выделим 3 главных компонента готовности к школе, без которых полноценный процесс обучения не может быть осуществим.

    Что вы понимаете под «эмоциональной готовностью»?

    В воображении ребенка, школьник – это кто?

    В чем заключается задача взрослого для формирования «эмоциональной готовности»?

    Слайд 7

    Что вы понимаете под «интеллектуальной готовностью»?

    Как вы думаете, что в это понятие входит?

    Какая возрастная особенность естественно подталкивает взрослых на формирование интеллектуальной готовности без напряжения?

    Слайд 8

    Что вы понимаете под «социальной готовностью»? 

    С какими трудностями в школе столкнется ребенок со слабо развитой социальной позицией?

    Каким образом можно сформировать «социальную готовность»?

    Слайд 9

    Подведем итог:

    Слайд 10

    Итак, для того чтобы сказать, что ребенок  готов к школе, от него требуется сформированная триада внутренних установок «хочу — умею — стремлюсь!»

     

    Это:

    1.        Эмоциональная ( мотивационная)  готовность 

    2.        Интеллектуальная готовность 

    3.        Социальная готовность

    Очень важно сформировать у ребенка эмоциональную мотивационную готовность т.к. зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, идеализируя школу.

    Когда же вопросом взрослого: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок опускается с небес на землю, оказывается, что он и не знает ответа. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка к моменту поступления в школу психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся: желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание проявляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям.  

    Психологическую готовность ребенка к школе предполагает также и развитый интеллектуальный компонент. В рамках этого компонента важно развитие познавательных процессов, и именно на их оценку направлены задания, которые предлагаются будущему первокласснику: на умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике на занятиях и в играх, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем достаточны. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно обсудить  с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснить именно их конкретные требования.    

    Но не забывайте: развитый ребенок и готовый к школе ребенок -  не одно и, то же. Обученность -  умения и навыки, которым ребенка обучили: умение читать, писать и считать. Интеллектуальное развитие - умственный потенциал, способность к самостоятельному обучению. 

    Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит.Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

        Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения

    А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал зазубренные названия чего-нибудь, а именно учился ДУМАТЬ! Девиз этого направления — «Я стремлюсь узнать!».

    В связи с вышесказанным особо нужно выделить социальную готовность ребёнка, потому что  многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции, систематическому обучению.

    Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок не уверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

    Парадокс в том, что готовый к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни. Мама, убежденная в том, что ее бегло читающий, хорошо пишущий и считающий ребенок, безусловно, готов к школе, может испытать тревогу и волнение при неудачах ребенка в школе.

    Формирование школьной готовности, и на это нам хотелось бы обратить особое внимание родителей, определяется всей предшествующей дошкольной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний перед школой год.

    Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным  социальным развитием. Доказано, что если ребенок не готов к «систематическому» обучению, то период адаптации, приспособления к условиям школы проходит дольше и труднее.

       Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит любой  детский психолог.

    Статья 19 Закона РФ «Об образовании» гласит:

    Но, большинство детей, как правило, развиваются неравно-мерно. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят:

    1. "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав?

    Слайд 11

    Вот некоторые фразы,   которые я слышу от родителей, отдающих детей в школу в 6 лет:

    Хотелось бы услышать Ваше мнение.

    Слайд 12

    В чем проблема «незрелых» детей?

    Как избежать этой проблемы?

    Что означает формулировка: «ваш ребёнок не готов к школе»? Если речь идёт о шестилетнем ребёнке.

       Готов ли ваш 6-летний ребенок к школе или нет, кто может профессионально ответить на этот вопрос?

       Как вы считаете, обязательно ли определять психологическую готовность к школе или нет? Ваша точка зрения.

    «Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет».

      Считается, что к этому возрасту любой ребенок физически и морально готов к школе.

    Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником.

     В  дошкольном возрасте каждые два-три месяца существенны для развития ребенка.  Поэтому не всегда является целесообразным отправлять малыша в школу в 6,5 лет, а лучше подождать год.

    1. "Если  я  не  отдам  в  школу, то потом  ей (ему) будет не  интересно - ведь умеет  читать и писать"

    1. "Все  в  группе  пошли - мой  что останется?"

    1. "Читать - писать научился - к  школе  готов"

    1. " Я  сама  (мой  старший  ребенок) пошел в  6 лет и  этот  пойдет" и др.

    «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя.

    Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.

    И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.

    Даже если вы  уверены, что ребенок  к школе готов, все равно лучше показать его психологу, который с помощью тестов подтвердит или опровергнет ваше мнение.

    1. Переходим к практической работе в группах, которая называется «Портрет первоклассника» 

    Уважаемые участники дискуссии, у вас на столе подготовленные листы бумаги,

    1 группа родителей словесно характеризует прилагательными портрет первоклассника, готового к школе

    2 группа – портрет первоклассника, не готового к школе

    После  характеристик родителей –

    слайд 13

    Таким образом, по ФГОС в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания, умения и навыки, как было раньше.

    «Портрет первоклассника», не готового к школе

    Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСам:

    • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.
    • Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.
    • Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
    • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
    • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
    • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

    «Портрет» первоклассника, не готового к школе:

    • чрезмерная игривость;
    • недостаточная самостоятельность;
    • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
    • неумение общаться со сверстниками;
    • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) 
    • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
    • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
    • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
    • недостаточное развитие произвольной памяти;
    • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
    1. Практическая работа в группах «Сдвинь камень!»

    — В особенностях подготовки дошкольника к школе краеугольными камнями лежат проблемы, которые выделяют многие педагоги и психологи. В виде камней каждой группе будет дана  некоторая педагогическая ситуация, которая может возникать во многих семьях будущих первоклассников, обсудите ее и сформулируйте ответ на вопрос.

    Слайд 14

    Камень 1

    Мама шестилетнего Серёжи тестирует ребёнка по разным методикам  «готовности к школе», берёт их из популярных педагогических изданий, ставит собственный «диагноз» и получает результат – ребёнок к школе не готов! Тут же ребёнка заваливают разными педагогическими заданиями. Несмотря на то, что в детском саду ребёнок обогащает свой опыт на занятиях, вечерами родители лично сидят с ним по нескольку часов и даже наняли ему дорогостоящего репетитора…Вопрос: какой результат принесет такое старание родителей?

    Вывод: во многом Вы правы, как в том, что здесь затронут интеллектуальный аспект подготовки, так и в том, что  такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе может получить стойкое отвращение, если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет.

    Камень 2

    Иру воспитывала бабушка, так как родители очень много работали. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось шесть лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мама просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»

    Вопрос: Как бы Вы чувствовали себя в роли ребёнка? Какой путь общения выбрали бы на месте мамы?

    Вывод: Да, к сожалению, некоторые родители не принимают всерьёз, насколько важна социальная готовность ребёнка к школе, раскрепощённость, умение общаться. Если мама в нашем примере не изменит своих « педагогических методов», то  при таком отношении результаты скажутся быстро -  ребёнок будет с тревогой ждать первого школьного дня, ей не захочется идти в школу.

    1. Упражнение «Закончи предложение» 

    Слайд 15

    Звоню в колокольчик.

    Я останавливаю наши дискуссионные качели: долго качаться нельзя – голова закружится! Подведем итог.

    Воспитатель передает родителям  колокольчик и просит по очереди закончить фразу, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо подготовленный ребёнок к школе» означает…»

    1. Рефлексия «Ладошки»

    Слайд 16

    . Спасибо всем за конструктивную и плодотворную дискуссию. Многие проблемы преемственности при переходе дошкольников в начальную школу были вскрыты.

    - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

    -  только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в подготовке будущих первоклассников!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

    И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...

    Конспект ООД в подготовительной к школе группе по программе «Мы входим в мир прекрасного» на тему «Иллюстрации В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина»

    Данное занятие предназначенно для воспитателей детских садов. Занятие направленно на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М.Конашевича. Занятие было организованно в общеобр...

    Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

    Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...

    Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?

    Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...

    Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС

    Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его...

    Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС

    Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его...

    Конспект игровой обучающей ситуации в подготовительной к школе группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие в Фиолетовый лес»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8»   Конспект игровой обучающей ситуациив подготовительной к школе группес использованием развив...