"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Максименко Татьяна Олеговна

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества педагогов и родителей и позволит расширить диапазон знаний родителей по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussionnye_kacheli_dlya_roditeley.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Дискуссионные качели» для родителей подготовительных к школе групп ДОУ

на тему «Пора ли ребенку в школу?»

/Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС/

МБДОУ г.Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

Воспитатели I квал/категории:

Максименко Татьяна Олеговна

Курьянович Наталья Олеговна

Задачи:

  1. Вовлечь родителей в дискуссию по вопросу подготовки к школе, создать обстановку сотрудничества педагогов и родителей.

  1. Изучить мнения родителей о готовности ребёнка к школьному обучению. Сформировать понятие  готовности ребенка к школе; учить определять уровень психологической готовности ребенка к школе.

  1. Предоставить родителям возможность учесть разные слагаемые готовности к школе.

 

Ход собрания:

  1. Орг. момент 

Слайд 1

1.1. Встреча родителей  детей подготовительных групп (по 5 из каждой группы)

1.2. Приветствие

— Мы рады приветствовать всех участников нашего собрания, и считаем, что все, кто сегодня присутствует в зале — коллеги, так как мы вместе, в союзе, развиваем и воспитываем наших детей. Здравствуйте, коллеги!

  1. Сообщение темы дискуссии

Слайд 2

—Дети растут быстро. Казалось бы, только вчера вы переживали за своего малыша, впервые отводя его в ясли, на пороге уже новые испытания – школа.

   Все мы родом из детства и все когда-то любили качаться на качелях. Предшкольная жизнь похожа на качели, и каждый участник этой жизни испытывает то взлёты, то падения. Трудности испытывают не только дети подготовительной к школе группы и их родители, но и педагогический коллектив дошкольного учреждения. Всем нам, взрослым, надо знать, какую помощь необходимо оказать ребенку, чтобы он был готов к школьной жизни. Призываю всех сегодня активно дискутировать на эту тему.  

Слайд 3

- Итак, садимся на дискуссионные качели:

              на одной стороне – 1-ая группа родителей             на другой стороне – 2-ая группа родителей  

  Попробуем на наших дискуссионных качелях «раскачать» разные варианты решения одной из самых актуальных проблем — проблемы преемственности при переходе детей из дошкольного учреждения в начальную школу и ответить на вопрос «Пора ли ребенку в школу?».

Вопросы для дискуссии

Вывод/ предполагаемый результат

Многих волнует вопрос, «так в чём же состоит эта готовность к школе, что главное?». «В чем же суть готовности?»

Итак, давайте порассуждаем…

  1. Что же такое “готовность к школе”?

Слайд 4

        Слайд 5

Какие факторы, по вашему мнению,  характеризуют готовность ребенка к школе?

Вам дан перечень, прочитайте и выберите, из ниже перечисленных,  три приоритетных, на ваш взгляд, фактора. Обоснуйте свой выбор.

Насколько они оправданы?

Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил и не прожил полноценно этап предыдущий.

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности. 

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Это процесс внутренний.

1. Физическое здоровье.

2. Развитый интеллект.

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.    

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение считать и читать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.  

Слайд 6

  1. Подведем итог и выделим 3 главных компонента готовности к школе, без которых полноценный процесс обучения не может быть осуществим.

Что вы понимаете под «эмоциональной готовностью»?

В воображении ребенка, школьник – это кто?

В чем заключается задача взрослого для формирования «эмоциональной готовности»?

Слайд 7

Что вы понимаете под «интеллектуальной готовностью»?

Как вы думаете, что в это понятие входит?

Какая возрастная особенность естественно подталкивает взрослых на формирование интеллектуальной готовности без напряжения?

Слайд 8

Что вы понимаете под «социальной готовностью»? 

С какими трудностями в школе столкнется ребенок со слабо развитой социальной позицией?

Каким образом можно сформировать «социальную готовность»?

Слайд 9

Подведем итог:

Слайд 10

Итак, для того чтобы сказать, что ребенок  готов к школе, от него требуется сформированная триада внутренних установок «хочу — умею — стремлюсь!»

 

Это:

1.        Эмоциональная ( мотивационная)  готовность 

2.        Интеллектуальная готовность 

3.        Социальная готовность

Очень важно сформировать у ребенка эмоциональную мотивационную готовность т.к. зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, идеализируя школу.

Когда же вопросом взрослого: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок опускается с небес на землю, оказывается, что он и не знает ответа. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка к моменту поступления в школу психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся: желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание проявляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям.  

Психологическую готовность ребенка к школе предполагает также и развитый интеллектуальный компонент. В рамках этого компонента важно развитие познавательных процессов, и именно на их оценку направлены задания, которые предлагаются будущему первокласснику: на умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике на занятиях и в играх, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем достаточны. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно обсудить  с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснить именно их конкретные требования.    

Но не забывайте: развитый ребенок и готовый к школе ребенок -  не одно и, то же. Обученность -  умения и навыки, которым ребенка обучили: умение читать, писать и считать. Интеллектуальное развитие - умственный потенциал, способность к самостоятельному обучению. 

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит.Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

    Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения

А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал зазубренные названия чего-нибудь, а именно учился ДУМАТЬ! Девиз этого направления — «Я стремлюсь узнать!».

В связи с вышесказанным особо нужно выделить социальную готовность ребёнка, потому что  многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции, систематическому обучению.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок не уверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

Парадокс в том, что готовый к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни. Мама, убежденная в том, что ее бегло читающий, хорошо пишущий и считающий ребенок, безусловно, готов к школе, может испытать тревогу и волнение при неудачах ребенка в школе.

Формирование школьной готовности, и на это нам хотелось бы обратить особое внимание родителей, определяется всей предшествующей дошкольной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний перед школой год.

Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным  социальным развитием. Доказано, что если ребенок не готов к «систематическому» обучению, то период адаптации, приспособления к условиям школы проходит дольше и труднее.

   Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит любой  детский психолог.

Статья 19 Закона РФ «Об образовании» гласит:

Но, большинство детей, как правило, развиваются неравно-мерно. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят:

  1. "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав?

Слайд 11

Вот некоторые фразы,   которые я слышу от родителей, отдающих детей в школу в 6 лет:

Хотелось бы услышать Ваше мнение.

Слайд 12

В чем проблема «незрелых» детей?

Как избежать этой проблемы?

Что означает формулировка: «ваш ребёнок не готов к школе»? Если речь идёт о шестилетнем ребёнке.

   Готов ли ваш 6-летний ребенок к школе или нет, кто может профессионально ответить на этот вопрос?

   Как вы считаете, обязательно ли определять психологическую готовность к школе или нет? Ваша точка зрения.

«Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет».

  Считается, что к этому возрасту любой ребенок физически и морально готов к школе.

Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником.

 В  дошкольном возрасте каждые два-три месяца существенны для развития ребенка.  Поэтому не всегда является целесообразным отправлять малыша в школу в 6,5 лет, а лучше подождать год.

  1. "Если  я  не  отдам  в  школу, то потом  ей (ему) будет не  интересно - ведь умеет  читать и писать"

  1. "Все  в  группе  пошли - мой  что останется?"

  1. "Читать - писать научился - к  школе  готов"

  1. " Я  сама  (мой  старший  ребенок) пошел в  6 лет и  этот  пойдет" и др.

«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя.

Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.

И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.

Даже если вы  уверены, что ребенок  к школе готов, все равно лучше показать его психологу, который с помощью тестов подтвердит или опровергнет ваше мнение.

  1. Переходим к практической работе в группах, которая называется «Портрет первоклассника» 

Уважаемые участники дискуссии, у вас на столе подготовленные листы бумаги,

1 группа родителей словесно характеризует прилагательными портрет первоклассника, готового к школе

2 группа – портрет первоклассника, не готового к школе

После  характеристик родителей –

слайд 13

Таким образом, по ФГОС в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания, умения и навыки, как было раньше.

«Портрет первоклассника», не готового к школе

Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСам:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.
  • Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.
  • Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) 
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
  1. Практическая работа в группах «Сдвинь камень!»

— В особенностях подготовки дошкольника к школе краеугольными камнями лежат проблемы, которые выделяют многие педагоги и психологи. В виде камней каждой группе будет дана  некоторая педагогическая ситуация, которая может возникать во многих семьях будущих первоклассников, обсудите ее и сформулируйте ответ на вопрос.

Слайд 14

Камень 1

Мама шестилетнего Серёжи тестирует ребёнка по разным методикам  «готовности к школе», берёт их из популярных педагогических изданий, ставит собственный «диагноз» и получает результат – ребёнок к школе не готов! Тут же ребёнка заваливают разными педагогическими заданиями. Несмотря на то, что в детском саду ребёнок обогащает свой опыт на занятиях, вечерами родители лично сидят с ним по нескольку часов и даже наняли ему дорогостоящего репетитора…Вопрос: какой результат принесет такое старание родителей?

Вывод: во многом Вы правы, как в том, что здесь затронут интеллектуальный аспект подготовки, так и в том, что  такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе может получить стойкое отвращение, если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет.

Камень 2

Иру воспитывала бабушка, так как родители очень много работали. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось шесть лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мама просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»

Вопрос: Как бы Вы чувствовали себя в роли ребёнка? Какой путь общения выбрали бы на месте мамы?

Вывод: Да, к сожалению, некоторые родители не принимают всерьёз, насколько важна социальная готовность ребёнка к школе, раскрепощённость, умение общаться. Если мама в нашем примере не изменит своих « педагогических методов», то  при таком отношении результаты скажутся быстро -  ребёнок будет с тревогой ждать первого школьного дня, ей не захочется идти в школу.

  1. Упражнение «Закончи предложение» 

Слайд 15

Звоню в колокольчик.

Я останавливаю наши дискуссионные качели: долго качаться нельзя – голова закружится! Подведем итог.

Воспитатель передает родителям  колокольчик и просит по очереди закончить фразу, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо подготовленный ребёнок к школе» означает…»

  1. Рефлексия «Ладошки»

Слайд 16

. Спасибо всем за конструктивную и плодотворную дискуссию. Многие проблемы преемственности при переходе дошкольников в начальную школу были вскрыты.

- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

-  только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в подготовке будущих первоклассников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?

Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...

Статья для родителей подготовительной к школе группы " Готов ли ваш ребенок к школе"

В современном мире время является одним из самых ценных жизненных ресурсов. Оно быстротечно и невосполнимо. Еще вчера как будто вы забираете своего малыша из младшей группы, а уже сегодня – выби...

Статья-консультация для родителей подготовительной к школе группы: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

В современном мире время является одним из самых ценных жизненных ресурсов. Оно быстротечно и невосполнимо. Еще вчера как будто вы забираете своего малыша из младшей группы, а уже сегодня – выбираете ...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.Важно подготовить ребенка к школе физически и психологичес...

Статья для родителей подготовительной к школе группы " Готов ли ваш ребенок к школе"

В современном мире время является одним из самых ценных жизненных ресурсов. Оно быстротечно и невосполнимо. Еще вчера как будто вы забираете своего малыша из младшей группы, а уже сегодня – выби...