Главные вкладки

    Проект (подготовительная группа) на тему:
    Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)

    Карелина Татьяна Николаевна

    Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)

    Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

    Ребенок идет в первый класс. Родители сбились с ног. За лето он из всего вырос. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники… всего не перечислить. А главное – найти школу, где он будет учиться, а часто и деньги, чтобы за обучение заплатить. Но, при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир».

    Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.

    Словом, у ребенка с поступлением в школу куда больше причин для беспокойства, чем у родителей.

     Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:

    - смена режима сна и питания;

    - смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;

    - увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время);

    - смена стиля общения с взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;

    - необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;

    - необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»;

    - необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и на перемену – и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;

    - коллектив из 25 – 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними;

    - возможный неуспех в деятельности;

    - увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

    Переход в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет».

    Наступает период «адаптации» к школе, который занимает от 1 до 3 месяцев, а иногда – до полугода.

    Адаптация – естественный процесс при смене ситуации развития.

    Л.С. Выготский: «….. смена социальной ситуации развития в жизни и психическом развитии ребенка».

    Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.

    Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».

    Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

    Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях:

    «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?».

    Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и в конце концов добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

    Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься».

    В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.

    В психолого–педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

    Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

    В изученной литературе интересующая нас проблема представлена недостаточно.

    Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

    Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко)

    В современной отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием данной проблемы занимались А.В. Запорожец, А.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.В. Антонова и др.

    Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.

    К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная.

    К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е.А. Журова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова)

    В определении готовности ребенка 6 – 7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость» (С.М. Громбах, М.В. Антропова, О.А. Лосева и др.), то есть тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье.

    Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, то есть «внутренняя позиция школьника».

    Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания.

    Аналитический обзор литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:

    - наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
    - заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
    - наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

    Таким образом, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

    Воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

    1. Включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Я хочу в школу».
    2. Создания предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.
    3. Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.
    4. Педагогического просвещения родителей по вопросам готовности к школьному обучению.
    5. Осуществления связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности.

    Рассмотрим каждое из этих пяти важных условий, как мы их создавали.

    1. Разнообразные формы и методы работы.

    В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация.

    Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

    Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».

    Любая сюжетно-ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят:

    1. ВЕЩИ – физическое, естественное или созданное человеком окружение.
    2. МЕСТО – арена, на которой происходит действие.
    3. АКТЕРСКИЙ СОСТАВ – участвующие люди.
    4. ОРГАНИЗАЦИЯ – нормы и правила, которые регламентируют действия людей, информация.
    5. СМЫСЛ  ИДЕЙ, которые требуется усвоить.

    Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику. Мы часто играли «В школу». Воспитатель была учительницей, дети – учениками. У нас появились портфели, звонки, занятия мы стали называть «уроками».

    Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы использовали:

    1. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).- Приложение 1Приложение 2.

    2. Рассматривание картины «Школа» - Приложение 3

    3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов. – Приложение 4

    4. Рисование на темы: «Здание школы», Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника «Прощание с букварем».

    Приложение 5.

    5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

    6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. – Приложение 6.

    7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

    Приложение 7..

    8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

    Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации, ребенку потребуется больший или меньший «островок стабильности». Поэтому целесообразно не обрушивать на него все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагиваются. Пусть вначале это будут вещи, учебные принадлежности, школьная форма, которую можно рассматривать на картинках, а затем зайти в школу, посидеть за партой.

    Ребенок в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомится с видом и назначением вещей, которые вскоре станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку» выполнить какое – либо простенькое задание.

    Все вышеперечисленные формы и методы были включены в целостный педагогический процесс.

    2. Создание предметно – развивающей среды:

    - Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В школу»: портфелей.
    - Оформление иллюстративного альбома о школе.
    - Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.

    Работа по созданию предметно-развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми. Наша задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.

    3. Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

    Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу. –  Приложение 8.

    При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы (общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения):

    - целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;

    - научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);

    - единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;

    - личностно ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

    - принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

    - принцип доступности;

    - принцип системности и последовательности.

    Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.

    4. Педагогическое просвещение родителей.

    Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и старались разнообразить формы работы с родителями:

    1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы: (Приложение 9)

    - «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

    - «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».

    - «8 советов родителям будущих первоклассников».

    - Выставка на тему: «Это нужно для школы».

    2. Консультации на тему: (Приложение 10)

    - «Как выбрать школу».

    - «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»

    - «Немного об игре» и т.д.

    3. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»

    Приложение 11

    5. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».

    7. Рекомендации родителям будущих первоклассников.- Приложение 12.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий праздника к Международному дню толерантности «Лети, лети лепесток» для детей подготовительной к школе группы в рамках реализации программы "Азбука духовности"

    Сценарий праздника  «Лети, лети лепесток» для детей старшего дошкольного возраста приурочен к Международному Дню Толерантности и предполагает приглашение на праздник детей с ОВЗ и их родителей....

    Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы

    Сообщение из опыта работы "Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе групп в рамках проекта  "Скоро в школу"...

    Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

    Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе путешествия в горы...

    Конспект художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

    Цель: создание социальной ситуации развития посредством художественно-творческой деятельности в процессе восприятия произведений различных видов искусства...

    Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»

    Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...