Главные вкладки

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Прудникова Ольга Юрьевна

    В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия. Занятие проходит в увлекательной форме в виде путешествия в зоопарк. К занятию имеется презентация, которая, к сожалению, не может быть сюда загружена, так как ее обьем более 18 Мб. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Звуки З и Зь.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий.

    Занятие № .

    Тема: Звуки «З-Зь».

    Цели занятия: 

    Обучающие:

    1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
    2. Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях.
    3. Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
    4. Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА
    5. Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ.
    6. Упражнять в составлении предложений по картинкам.

    Коррекционные:

    1. Корректировать фонематический слух и восприятие.
    2. Повторять звуковые ряды

    Воспитательные:

    1. Воспитывать мотивацию к обучению.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Игрушка плюшевая ЗАЯЦ
    2.  Магнитная доска.
    3. Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
    4. Зеркала (индивидуальные).
    5. Звуковички (индивидуальные).
    6. Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
    7. Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.
    8. Набор  для составления схемы предложения.
    9. Сюжетная картинка со стихотворением.
    10. Угощение и подарки.

    Ход занятия.

    1. Орг. Момент:

    Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие —  Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите,  если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.

    (Дети складывают разрезную картинку). 

    Логопед: Кто получился у вас на картинке?

    Дети: Заяц.

    Логопед: А ЗЗЗаяц, кто он?

    Дети:  Заяц -  дикое животное.

    Логопед: - А заяц , посмотрите какой?

    Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.

    Логопед: Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА  и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет.

    Дети: В зоопарке живут звери.

    Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу,  но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.

     - Скажите, а  какой первый звук в словах ЗЗЗайка,  ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?

    Дети: - Звук «З».

    Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.

    1. Пальчиковая гимнастика:

    Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:

    Зайка под кустом сидит,

    И ушами шевелит,

    Зайка-зайка, где твой дом?

    За-за-за большим кустом.

    1. Артикуляционная гимнастика:

    Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.

    Загадка:

    Зверь смешной в огромной клетке,

    С ветки прыгает на ветку,

    Ест бананы, сладости

    К общей детской радости. (Обезьяна).

    Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.

        Упражнения на свистящие звуки:

    1. улыбка
    2. накажем язычок
    3. месим тесто
    4. лопаточка
    5. горка (киска сердится)
    6. трубочка
    7. чистим нижние зубки

    1. Анализ артикуляции и характеристика звука З.

    Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.

    Бородатый и рогатый, Показать вам силу рад я.

    Крупный дикий бык лесной, Стою важно под сосной.

           

    Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?      

    Дети: - ЗЗЗ.

    Логопед: Как мы произносим звук З?

    Дети:

    Губы — улыбаются,

    зубки — заборчиком,

    язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.

    Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.

    Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.

     Звук «З» - какой?

    Дети:

    Звук  З -    согласный,

                    твердый,

                    звонкий,

                    свистящий.

                    Картинка — комарик.

                    Обозначается синим квадратом.

    Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.

    Загадка.

    У этой лошадки одежда в полоску.

    Похожа одежда ее на матроску. (Зебра)

    Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?

    Дети: ЗЗЗЗЗь

    Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь

    Дети:

    Звук Зь — согласный,

                    звонкий,

                    свистящий,

                    мягкий.

                    Картинка — маленький комарик.  

                    Обозначается зеленым квадратом.

    Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?

    Дети: Согласные, звонкие, свистящие.

    Логопед: А чем отличаются?

    Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.

    Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.

    5. Фонематический слух:

    Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.

    Загадка:

    Вьется веревка,

    На конце головка.

    (Змея).

    Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).

    Слова (картинки на экране): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН

    - Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).

    - Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).

    Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.

    6. Слоговые дорожки:

    Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.

    Загадка:

    Есть рога, а не баран,

    Хвост свечкой, а не белка,

    Не корова, а молоко дает.

    (КОЗА).

          Правильно.     Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?

              Дети: Домашнее животное.

              Логопед: Какая коза?

              Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.

              Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.

    Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)

    Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)

    Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)

    Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)

    Какой звук ЗЗЗ в слове коЗЗЗа — твердый или мягкий?

    Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.

    У вас на столе тоже есть по 2 картинки с  этими животными. Поднимите вверх ту картинку, в названии которой есть твердый звук З (Заяц, Коза, Зубр) (проверка)

    А теперь картинку, в названии которой есть мягкий звук Зь (Зебра, Змея, Обезьяна).

       7.   Физкультминутка «Зайка».

    Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.

    Скок-поскок, скок-поскок,

    Зайка прыгнул на пенек.

    Зайцу холодно сидеть.

    Нужно лапочки погреть.

    Лапки вверх, лапки вниз.

    На носочках подтянись.

    Лапки ставим на бочок.

    НА носочках скок-поскок.

    А затем в присядку,

    Чтоб не мерзли лапки.

    Прыгать заинька горазд.

    Он подпрыгнул 10 раз.

          8.  Слова:

    Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)

    Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).

    Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)

    Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.

    Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?

    Дети: 2 слога ЗУ- БЫ, потому что 2 гласных звука.

    Логопед: 

    Какой первый слог — ЗУ

    Какой второй слог — БЫ

    Какой первый звук в этом слове? - З

    Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)

    Какой второй звук — У

    Какой он — гласный, красная фишка.

    Какой третий звук  - Б (твердый согласный — синяя фишка)

    какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)

    Где в слове ЗУБЫ спрятался звук З. (в начале слова)

    КАКой он: твердый или мягкий? (твердый)

    Логопед: Молодцы. Посмотрите на нашего зайку — сейчас он в серенькой шубке. А когда зайка носит белую шубку? (Зимой). А зачем ему зимой белая шубка? (она теплее и делает его незаметным на фоне снега).

    Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему слова ЗИМА, но вначале разберем это слово.

    9. Составление предложений:

    Логопед: Ребята, Мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.

    А как мы ласково можем назвать зайца?

    Дети: Зайка, заинька, зайчишка.

    Логопед: Давайте назовем родственников зайца?

    Дети: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

    Логопед: А как называется хвост у зайки?

    Дети: Заячий хвост.

    Логопед: А шубка у зайки?

    Дети: Заячья шубка.

    Логопед: А лапки у зайки?

    Дети: Заячьи лапки?

    Ребята, составьте мне предложение со словом ЗАЯЦ.

    Дети: придумывают разные предложения.

    Логопед: Давайте составим схему предложения:

                  ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.

       Или     ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.

       Или     ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.

    - Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.

    Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?

    10. Домашнее задание.

    Выучить дома стихотворение про зайку:

    Зайке холодно зимой,

    Замерзает зайка мой.

    Зайка-зайка, где твой дом?

    За-за-за, за тем кустом.

    11. Итог:

    Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?

    Дети: - Звуки «З и Зь».

    Логопед: - Звук «З» - какой?

    Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,

    Логопед: Звук «Зь» - какой?

    Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.

    Логопед: Ребята, припомните животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).

    Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас УГОЩЕНИЕ. В названии этих сладостей тоже есть звуки З и Зь. Кто догадается — это зефир и бизе.Подходите, получайте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".

    В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...

    Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

    Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".

    Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звуки В и Вь".

    Конспект составлен с использованием ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....

    «Звук [р]» (конспект занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе)

    Закрепление произношения звука[р]. Активизация словаря по теме "Профессии"....

    Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

    Вашему вниманию предлагаю конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детей с ТНР "Знакомство со звуком "А""

    В старшей группе мы знакомим детей с оновами обучения грамоте. Но для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи занятия по обучению грамоте даются не легко. Занятие простое и инт...