Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бабанина Нина Алексеевна

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Познакомить детей со звуком и буквой У.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звука [У], закрепить правильное произношение звука [У].
  • Развивать грамматический строй речи (образование формы винительного падежа существительных:свёклу выдёргивают..),составление предложений с предлогом у).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Овощи,фрукты».
  • Развивать связную речь (составление рассказа по вопросам и опорным картинкам).
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.д

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Познакомить детей со звуком и буквой У.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звука [У], закрепить правильное произношение звука [У].
  • Развивать грамматический строй речи (образование формы винительного падежа существительных:свёклу выдёргивают..),составление предложений с предлогом у).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Овощи,фрукты».
  • Развивать связную речь (составление рассказа по вопросам и опорным картинкам).
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.д

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Зеркала,наборы фишек для составления звуковых схем,кассы букв,тетради.карандаши,предметные картинки со звуком «У».

I   Организационный момент.

  1. Приветствие.

II   Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Психогимнастика «Приходите в огород». Игра на развитие речеслухового внимания «Угадай, что я делаю». Произнесение слов – звукоподражаний.

Понятие «звук». Правило о звуках.

  1. Сообщение темы занятия. Знакомство со звуковичками. Звуковичок Уля.
  2. Упражнение на дыхание «Надуваем шарик».
  3. Артикуляция, символ, характеристика звука [У].
  4. Выделение звука [У] из ряда гласных звуков: по артикуляции, на слух.

Анализ ряда ууу.  

  1. Выделение ударного гласного звука [У] из начала слова.
  2. Игра «Чей звук» (назвать имена со звуком [У]).
  3. Знакомство с буквой Уу.
  4. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «У Лариски…».
  5. Игра Четвёртый лишний» (со зв. [У]).

Игра «Что у Ули?» (составление предложений с предлогом у). «У Ули укроп»...

  1. Упражнение на координацию речи с движением .
  2. Составление рассказа «Уля» по вопросам и опорным картинкам.
  3. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра» Вершки-корешки»

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

I

Петрушка – Болтушка.

-Кто к нам пришел? Поздороваемся с ним.

-Здравствуй, Петрушка – Болтушка.

II

1. Артикуляционная гимнастика.

- У Петрушки – Болтушки язык болтал, болтал, болтал,

                           Растянулся, длинным стал,

                           Теперь не сокращается

                           И в рот не помещается.

Поможем Петрушке – Болтушке?

2. Психогимнастика «Приходите в огород».

Приходите в огород                           Шаги на месте.

Посмотреть, как все растет,              Руки поднимать вверх

Все растет, все цветет                        Потряхивание руками.

Никому не тесно.                                Руки разведены в стороны.

Приходите в огород!                          Толчкообразные движения.

Очень интересно.                                Наклон вперед, перекрестные движения перед собой

- Игра «Угадай, что я делаю».

В это время педагог за ширмой стучит, хлопает, топает.

-Что это?

-Как вы догадались?

-Над нами пролетела пчела. Как она жужжит?

-Кто это? Как звенит комар?

-Как воет волк?

-Что мы слышим и произносим?

Правило: Звуки мы слышим и произносим.

3.Сообщение темы занятия. Знакомство со звуковичками.

-Звуки увидеть нельзя, но можно увидеть звуковичков, которые произносят звуки. Эти звуковички живут в моем кабинете.

-А вот и девочка – звуковичок У. Она спешила к нам. Поможем ей восстановить дыхание.

4.Упражнение на дыхание «Надуваем шарик».

И. п. – стоя, рука лежит на верхней части живота. Вдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе – опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. Рука контролирует правильное выполнение упражнения. Педагог произносит:

    Вот мы шарик надуваем,

    А рукою проверяем.

    Шарик лопнул – выдыхаем,

             Наши мышцы расслабляем..

5. Артикуляция, символ, характеристика звука [У].

-Потянем звук [У]: -во рту нет преграды (язычок лежит на полу)

                                 -можно пропеть

                                 -поется с голосом,

поэтому звук [У] – гласный,

                                 цветом – красный.

- Звук [У] обозначается маленьким красным кружочком, таким же, как наши губы.

6. Выделение звука [У] из ряда гласных звуков по артикуляции.

-Хлопните, если увидите, что я сказала звук [У].

Выделение звука [У] из ряда гласных звуков.

-Топните, если услышите звук [У].

-Положите столько символов звука [У], сколько раз услышите звук [У].

Анализ ряда. Педагог следит, чтобы дети выкладывали символы слева – направо!

- Поем: у-у-у.

-Сколько символов звука [У]? Сколько звуков [У] я сказала?

-Первый звук – слева. Покажите указательным пальцем левой руки начало ряда. Последний – справа, покажите указательным пальцем правой руки конец ряда. Сколько звуков в середине ряда? Покажите двумя указательными пальцами.

7. Выделение ударного гласного звука [У] из начала слова.

-«Поймаем» первый звук в слове уши. Какой звук слышится в начале слова?

Аналогично – со словами утро, Уля.

8. Игра «Чей звук». Педагог называет имена детей группы(Юра, Сашуля, Андрюша…).

9.Знакомство с буквой Уу.

-У людей есть квартиры, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. Квартирки у них особенные. Их строят карандашом или ручкой на листе бумаги. И называют их буквами. Это – мама буква У, а это – ее ребенок буква у.

Элементы буквы У. На что похожа?  У – сучок,

                                                                В любом лесу

                                                                Ты увидишь букву У.

Правило: буквы мы видим и пишем.

Чтение У-у-у.

Найти букву У в кассах (этаж - ряд, квартира – какая по счету).

10. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук  

У Лариски —

Две редиски.

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки —

Две хвостатых редьки.

(В. Волина)

          11. Игра «Назови овощ».

Педагог достает из корзинки картинки с изображением овощей.и фруктов .

-Вот какие овощи и фрукты у Ули в корзинке Выберите только те, в названии которых есть звук [У].

-[У] – это не только звук, это еще и короткое слово – гномик. Отработка фразы типа «У Ули укроп».

12. Упражнение на координацию речи с движением «В огород пойдём».

 Пойдемте вместе с Улей в огород.

Мы в огород пойдем,  

Детей позовем:     

-Ау, ау, ау!            

Никто не отзывается  

Лишь эхо откликается: 

         -Ау, ау, ау.           

13. Составление рассказа «Уля».

Это Уля. У Ули – корзинка. В корзинке укроп и лук

-Кто это?

-Куда пошла Уля?

-Что у Ули?

-Что в корзинке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте по программе "Школа 2100" по теме: "Звук "У". Буква У.

Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Вашему вниманию предлагаю конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе «В гостях у фиксиков»

Конспект итогового интегрированного  занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе детского сада...

Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [с], [с\']. Буква С»

Цели: уточнить  артикуляцию  звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов,  из начала, середины...

Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [г], [г’]. Буква Г.»

Научить детей выделять в речи звуки [г] - [г’];  учить звуковому анализу слов....