Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [с], [с']. Буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

Цели: уточнить  артикуляцию  звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов,  из начала, середины, конца  слова; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звуков – буквой С. Совершенствовать навыки чтения. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Посуда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы  по  теме: «Звуки [с], [с']. Буква С»

       Цели:

  коррекционно-образовательные:  уточнить  артикуляцию  звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов,  из начала, середины, конца  слова; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звуков – буквой С. Совершенствовать навыки чтения. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Посуда»

   коррекционно-развивающие:  развитие  слухового внимания, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой,  артикуляционной  моторики; общих речевых навыков; графических навыков; развитие творческого воображения и двигательной подражательности;

  воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности.

   Оборудование:  звуковые замки, индивидуальные зеркала;  картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с],[с'];  демонстрационные буквы, кассы, индивидуальные тетради, карандаши, звуко-буквенный  конструктор, мяч,  сигнальные флажки синего и зеленого цвета.

                       

                                         Ход занятия:

      1. Артикуляционная гимнастика.

«Качели»

«Маляр»

«Лошадка»

«Часики»

«Грибок»

2.Организационный момент.

Логопед: - Сядет тот, кто назовет  в слове   первый звук: меч, муха, маска, марка, мелочь, Марина;

в конце слов: дом, сом, альбом, ком, лом.

          3. Объявление темы.

Ребята,  послушайте чистоговорку:

Везет Санька Соньку на санках.

Санки – скок, Саньку – с ног,

Сонька – бух в сугроб!

- Какие звуки  чаще других слышатся в чистоговорке? ([с], [с'])

Сегодня мы  будем произносить много слов со звуками [с], [с'], познакомимся с буквой С.

4. Знакомство со звуками.

Логопед:  

-Ребята давайте теперь все вместе произнесем  звук [с] и определим,    какой это звук. Когда мы произносим звук [с], то:

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

-  холодный воздух идет по центру языка;

      - горлышко «не работает».

-Ребята,  какой это звук? (согласный, твердый,  глухой).

-Каким  квадратиком  будем его обозначать? (синим).

Логопед:  

-Ребята давайте теперь все вместе произнесем мы произносим звук [с'].

Этот звук согласный, мягкий,  глухой, обозначается зеленым квадратиком.

5. Формирование фонематического восприятия.

  • Фонетическое упражнение.

 Качаем насосом колесо: С, С, С, С, … . (резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом);

Воздух выходит из колеса: СССССС….. (длительное произнесение звука вслед за логопедом).

  • Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук  [с]»

Дети должны хлопнуть в ладоши тогда, когда услышат звук [с]:  

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...;

Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

  • Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,

На крыше — суп да ложки. (Стол)

Белый камень во рту тает. (Сахар)

  • Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...;

Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...

  • Назвать первый звук в слове и дать ему характеристику:

Собака, синий, сом, селедка, самолет, стол, синица,  сетка, сахар и т.д.

  • Определить место звука С в словах:

Санки, сова, лес, кусок, суп, носок, пояс, каска, косынка, бас, нос, фасоль и т.д.

6. Пальчиковая гимнастика «Жду гостей»

Стол сейчас накрою я,

Ведь придут мои друзья.

В солонку соль я положу,

В салатники салат,

В конфетницу конфеты кладу я для ребят,

В сухарницу кладу я много сухарей,

А в сахарницу сахар насыплю для гостей.

Дети поочерёдно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки.

7. Знакомство с буквой С.

- Ребята,  посмотрите на букву С.

Букву С писать не просто.

С как серп, кривой и острый.            В. Ковшиков

- На что еще похожа буква С?

Игра  «Буквенный конструктор»

(Выкладывание из различных элементов буквы С.)

-Сколько элементов в этой букве? Какие?

8. Работа в кассах.

- Найдите в кассах букву С.

Выкладывание из букв,  звуковой анализ и синтез, чтение  слогов и  слов:

                                      СА, УС, СИ, СОК, ОСА, СИМА, УСЫ         

9. Итог.

 Логопед: 

- С какими  звуками мы знакомились? Какие это звуки? Почему?

- С какой буквой познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....

Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [г], [г’]. Буква Г.»

Научить детей выделять в речи звуки [г] - [г’];  учить звуковому анализу слов....