Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей в средней группе “Звук [ м ] и буква М”.
статья (средняя группа) на тему

Суслова Татьяна Вячеславовна

конспект занятия в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 комбинированного вида.

Конспект фронтального занятия

по обучению грамоте детей в средней группе

 “Звук [ м ] и буква М”.

Составитель: Суслова Т.В.

г.о.Красноуральск. 2015г.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей в средней группе

 “Звук [ м ] и буква М”.

Тема: Звук [ м ] и буква М

Цель: познакомить детей с новым согласным звуком и новой буквой «М».

Задачи:

1) активизация в памяти пройденного материала;

2) знакомство с согласным звуком [ м ] и буквой М;

3) формирование умения выделять изучаемый звук и букву в начале, середине и конце слова, обучение чтению буквы М;

4) пополнение словарного запаса детей словами с изучаемым звуком;

5) корригирование мыслительных операций: анализ, синтез;

6) развитие памяти детей; внимание, восприятие; слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики, просодических компонентов речи (ритм, ударение, интонационную выразительность); речевое дыхание.

Оборудование: Игрушка – Заяц - Незнайка, предметные картинки, полоски, наборное полотно, печатные изображения букв, раздаточный материал, кассы букв.

План занятия:

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение пройденного материала.

Физ. минутка.

Сообщение новой темы.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

П.: Здравствуйте, ребята. Все готовы?

Педагог проверяет готовность к занятию каждого ребенка: отмечается наличие всех необходимых для занятия предметов, проверяется правильность посадки детей, повторяются правила поведения детей на занятии.

П.: Очень хорошо. Ребята, у меня для вас новость: сегодня  нам пришел гость. Посмотрите, кто к нам пришёл. Дети, это Зайка - Незнайка. Давайте все вместе с ним поздороваемся: Здравствуй, Зайка - Незнайка!

(Дети повторяют).

П.: Зайка - Незнайка и вам говорит: “Здравствуйте”.

II. Артикуляционная гимнастика.

П.: Итак, ребята, Зайка - Незнайка сегодня будет с нами заниматься. Так как он первый раз пришел к нам, давайте расскажем и покажем, с чего начинается оно.

Д.: С зарядки для язычка.

П.: Молодцы, ребята! А ты,  зайка - Незнайка, запоминай.

П.: Ребята, давайте все вместе сделаем нашу зарядку, а наш гость посмотрит и постарается запомнить.

Дети вместе с педагогом выполняют артикуляционные упражнения: «С добрым утром язычок». Педагог следит за правильностью и точностью выполнения предложенных упражнения детьми.

III. Повторение пройденного материала.

П.: Ребята, давайте расскажем Зайке - Незнайке, какие буквы мы уже прошли.

Д.: Буквы А, И и У.

П.: Найдите букву А в своих наборах букв и положите их на край стола

То же самое дети делают с буквой У, И.

П.: Ребята, давайте вспомним, что мы произносим?

Д.: Звук.

П: А что пишем?

Д.: Букву.

П.: Молодцы. Так, каких три звука мы с вами прошли?

Д.: Звуки  а, и   и  у .

П.: Хорошо! А теперь попробуйте угадать, какой звук я произношу.

Педагог произносит звук А.

П.: Дети, как я открыла рот?

Д,: Широко.

П.: Так открывают рот при произнесении какого звука?

Д.: [ а ].

П: Молодцы.

Такая же работа проводится со звуком  у, и.

П: Ребята, а какие это звуки?

Д.: Гласные.

П.: Почему мы их называем “гласные”?

Д.: Потому что их можно пропеть.

П.: Правильно. Ребята, ещё бывают согласные звуки. Вы знаете, чем отличаются гласные от согласных?

Д.: Нет.

П.: Ребята, мне Зайка - Незнайка сказал, что он тоже не знает, чем же отличаются гласные и согласные звуки. Я расскажу это и вам и ему. Как вы сами сказали, гласные мы можем пропеть, и произносим мы их без преграды во рту. А согласные мы пропеть не можем. И когда мы их произносим, у нас во рту образуется преграда. Запомнили, что пропеть согласные мы не можем?

Д.: Да.

П.: Очень хорошо. И ты, Зайка - Незнайка, запоминай!

Физ. минутка

Сообщение новой темы.

П.: Ребята, Зайка -  Незнайка сказал мне, что он хочет познакомиться с вами поближе. Он принёс показать вам картинки.

Перед детьми по очереди появляются картинки с изображением игрушек: дом, мед и лампа. Каждую картинку дети называют.

П.: Ребята, а теперь послушайте меня внимательно.

Педагог произносит название картинок ещё раз, но при этом выделяет голосом первый звук.

П.: Ребята, какой звук я выделяла во всех этих словах?

Д.: Звук [ м ].

П.: Правильно. Итак, ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, со звуком [ м ]. Ребята, посмотрите внимательно, как я произношу этот звук: М. Мой рот закрыт.

V. Изучение нового материала.

П.: М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – мычанье,

Если нет – тогда… молчанье!

П.: А теперь вы произнесите звук [ м ].

Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.

П.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?

Д.: Да.

П.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Д.: Нет, не можем.

П: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?

Д.: Согласный.

П.: Молодцы, правильно. Этот звук согласный и обозначается он синим цветом, покажите мне, каким цветом мы будем обозначать звук «М» (дети показывают синий кружочек). Очень хорошо.

Ребята, Зайка - Незнайка спрашивает, сможете ли вы найти, где в словах находится звук «М», в начале, в конце или середине.

Д.: Да.

П.: Слушайте внимательно:

 Мед

Д.: вначале

Появляется соответствующее изображение (слова напечатаны на бумаге)

П.: Молодцы. А где встретился нам  этот звук в этом слове?

Послушайте: дом

Д.: в конце слова  

Появляется соответствующее изображение (слова напечатаны на бумаге)

П.: Правильно, а где этот звук в следующем слове?

Послушайте: лампа

Д,: В середине слова

П.: Правильно..

Зайка -  Незнайка очень доволен вами. А вам понравилось?

Д.: Да.

П.: Ребята, звуки мы произносим, а пишем…?

Д.: Букву.

Л.: Правильно. Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (эм). Вот она.

Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.

П.: Постарайтесь запомнить нашу новую букву. Найдите букву М в кассе букв.

Дети выполняют задание, педагог проверяет.

VI. Закрепление изученного материала.

П.: Какой буквой обозначается звук [ м ]?

Д.: Буквой М (эм).

VII. Подведение итогов.

П.: Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Д,: С буквой М (эм).

П.: Какой звук она обозначает?

Д.: Звук [ м ].

П.: Правильно.

П.: Какой этот звук?

Д.: Согласный

П.: Каким цветом обозначаем звук «М»?

Д.: Синим

П.: Ребята, а давайте попробуем выложить нашу букву палочками. Вот посмотрите: Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

Педагог показывает, как правильно нужно выложить букву «М».

П.: хорошо, а сейчас мы попробуем нарисовать эту букву. Подарим ее Зайке – Незнайке, чтобы он не забывал эту букву и научил своих друзей.

Д.: рисуют букву «М» и дарят Зайке – Незнайке.

П.: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали. Зайка - Незнайка очень благодарен вам за то, что вы так много ему рассказали, много ему подсказывали, и он хочет подарить вам свои любимые звёздочки.

Педагог вручает детям награду.

П: А теперь скажем Зайке – Незнайке досвидание.

А сейчас ребятки можете поиграть со своими звездочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

   Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звуки [д],[д’]. Буква Д»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Цель: Цель: познакомить детей со звуками [д],[д’], буквой Д.Задачи: 1)  закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [д],...

Конспект НОД по обучению грамоте в речевой подготовительной группе «Звуки [В], [В’] и буква «В». «Спасение Щенячьего патруля».

Конспект  НОДпо обучению грамоте в речевой подготовительной группе «Звуки [В], [В’] и буква «В».«Спасение Щенячьего патруля»....