Конспект занятия по обучению грамоте в старшей - подготовительной группе "Звуки Н - Нь и буква Н"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_n-n_i_bukva_n.docx382.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУК «Н» - «Нь» И БУКВА «Н»

Цель: 

- закрепить навыки звуко-буквенного  и звуко-слогового и анализа и синтеза;

- знакомство с буквой «Н»

Задачи:

- развивать фонематический слух

- закрепить правильное произношение звуков «Н», «Нь» в слогах, словах, фразах;

- закрепить понятия «согласный»,  «гласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой»

- развивать навыки чтения

Оборудование:

- синие деревянные кубики, зелёные поролоновые кубики

- простой, синий, зелёный, красный карандаши

- тетради в клетку

Ход занятия:

1. Загадки

Ребята, отгадайте загадки. Затем определите первый звук в тех словах, которые вы отгадали (правильно, это звук «Н»)

У меня есть лезвие, острое, железное,

Обращайтесь осторожно, им порезаться ведь можно. (Нож)

Инструмент бывалый — не большой, не малый.

У него полно забот: он и режет, и стрижёт. (Ножницы)

Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове, у одного лишь — на носу. (Носорог)

Две сестрёнки - подружки, похожи друг на дружку,
Рядышком бегут, одна — там, другая — тут. (Ноги)

Вяжем на ножки из шерсти одёжку.

Пятка двойная, резинка цветная. (Носки)

 2. Характеристик звука (согласный, звонкий, твёрдый и мягкий)

Мы сегодня изучаем звук и букву «Н». Давайте определим, звук «Н» - длинный или короткий (короткий – его нельзя петь и тянуть, встречает преграду – язычок и зубки, значит он – согласный), произносим тихо без голоса, или громко с голосом (проверить, закрыв ладонями уши и приложив ладошку к горлышку – слышится голос, горлышко дрожит, значит он звонкий). Бывает твёрдый – «Н» и мягкий – «Нь».

3.  Определение твёрдости – мягкости первого звука в словах (с кубиками):

Ребята, сейчас я буду называть слова, которые начинаются на твёрдый звук «Н» или мягкий звук «Нь». Поднимайте синий твёрдый или зелёный мягкий кубик в соответствии с услышанными звуками:

ноль, нянечка, народ, низко, ногти, немец, ночь, ноты, нитка, небо, носки, нос, небоскрёб, нежность, норка, неделя, нефть, напёрсток, носорог, нива, неваляшка.

4. «Непонятные словечки»

Ребята, я сейчас буду говорить слова, начиная со второго звука, пропуская первый. Угадайте, какое слово я загадала:

«Н» - …ожки, …абор, …авес, …авигатор, …аводнение, …арод, …осорог, …оски, …оты, …оль, …очь.

«Нь» - …ебоскрёб, …итка, …еделя, …еваляшка, …ежность, …евеста, …евидимка, …янечка.

5. Образуй слова – действия при помощи приставки НА-

Ребята, я сейчас буду говорить разные слова, обозначающие действия, перед ними нужно поставить слог «НА» (приставку):

   Ехали – (наехали), делали, рисовали, писали, крутили, кричали, брызгали, пугали, клеили, летели, поили, кормили, копали, копили, учили, мочили, лили, варили, грели.

6. Пальчиковая гимнастика (на слова «правая» и «левая» - поднимать соответствующую руку):

Правая и левая водят поезда                           имитация руления

Правая и левая строят города.                        поднять руки домиком

Правая и левая могут шить и штопать           имитация шитья

Правая и левая могут громко хлопать.           хлопки

За окошком ходит ночь                                    

Руки так устали.

Правая и левая спят на одеяле.                       скрестить руки на груди

7. Демонстрация буквы «Н». Запись буквы «Н» в тетрадях.

Ребята, послушайте стихи про букву «Н»:

Смотрим, думаем недолго:

Ножки — две, по центру — полка.

Этажерка между стен,

Так запомним букву Н.

Вот лесенка, но что случилось?

Ступеньки в ней вдруг обломились.

Одна из них только осталась,

Так буква Н образовалась.

А теперь давайте запишем эту букву в тетрадях: большую заглавную и маленькую.

8. Чтение слогов с доски:

АН

ОН

ЭН

ЫН

УН

ЯН

ЁН

ЕН

ИН

ЮН

НА

НО

НЭ

НЫ

НУ

НЯ

НЁ

НЕ

НИ

НЮ

Ребята, обратите внимание, перед какими гласными согласный твёрдый звук «Н» превратился в мягкий звук «Нь» (перед «Я», «Ё», «Е», «И», «Ю»). Это смягчающие гласные.

9. Угадай имя, добавь НЯ:

А-ня, Ва-ня, То-ня, Да-ня, Та-ня, Ма-ня, Со-ня, Се-ня, Мо-ня, Са-ня, Же-ня

А теперь, ребята, допишите в табличках слог «НЯ» и прочитайте, как зовут мальчиков и девочек на картинках.

  https://st4.depositphotos.com/1024768/22980/v/950/depositphotos_229807452-stock-illustration-black-white-cartoon-illustration-elementary.jpg               https://2.bp.blogspot.com/-WSCP7ck67OQ/X0NKMrVuHKI/AAAAAAACMyI/KlB2nRh7ers7kuvfFopu4cXGrX2FFscLgCLcBGAsYHQ/s1600/Raskraska-Malchik-I-Devochka-Dlia-Detei-Raspechatat-2447.jpg                              https://4.bp.blogspot.com/-FShC4o90SvI/X0M0xYFzoCI/AAAAAAACMWg/9ay_voL49k4ddQF92lulbTfXwTtkegaGQCLcBGAsYHQ/s1600/Chelovek-Kartinki-Dlia-Detei-Raskraski-3216.jpg                         https://i.pinimg.com/originals/c2/56/51/c256513ae844b9c9c9adc8e06f29d935.jpg

В

А

 

Д

А

С

Е

Ж

Е

                                                                 

  https://st3.depositphotos.com/3627983/13395/v/950/depositphotos_133957800-stock-illustration-coloring-book-girl-with-a.jpg  https://risujka.ru/uploads/posts/2020-01/1579684935_devochka-v-plate.jpg     https://2.bp.blogspot.com/-NpCfjswOTqI/X1G39EyCXhI/AAAAAAAC-fQ/tPBi58gjhu8VpMZy0CH68cVwJJIXj9DLACLcBGAsYHQ/s1600/Kartinki-Dlia-Devochek-Malchikov-Raskraski-1645.jpg                       https://i.pinimg.com/736x/a6/a0/e7/a6a0e7d24938a63a9d21d90172be19d3--coloring-book-pages-digital-stamps.jpg

А

 

Т

А

М

А

С

О

 

     

10. Звуко-буквенный анализ этих слов.

Закрасьте цветными карандашами квадратики под буквами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. 2022 г.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.   Согласный звук [щ] и буква Щ. Задачи:- обогащать словарь детей;- учить подбирать близкие по смыслу слова; р...