Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. 2022 г.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Анастасия Александровна Богданова

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.   Согласный звук [щ] и буква Щ. 

Задачи:

- обогащать словарь детей;

- учить подбирать близкие по смыслу слова; рифму к словам; составлять рифмованные строчки;

- отрабатывать артикуляцию звука [щ];

- знакомить с буквой Щ;

- учить находить в отдельных словах и предложениях заданную букву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnyy_zvuk_shch.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе

Согласный звук [щ] и буква Щ.

Задачи:

- обогащать словарь детей;

- учить подбирать близкие по смыслу слова; рифму к словам; составлять рифмованные строчки;

- отрабатывать артикуляцию звука [щ];

- знакомить с буквой Щ;

- учить находить в отдельных словах и предложениях заданную букву.

Оборудование: карточки – записки; цветные карандаши; карточка с буквой Щ; буквы – заготовки (по количеству детей); мелкие предметы (по выбору педагога).

Игровое упражнение «Как лучше сказать?»

Педагог рассказывает детям о медвежатах из рассказа В. Бианки «Купание медвежат»:

«Вот выкупались они, и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок – веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует – медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме – медведице».

Вопросы по тексту

Какой был медвежонок? К слову веселый подберите слова, близкие по смыслу (радостный, шустрый, бодрый). И к маме он не просто побежал, а … (домчался, понесся).

«Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный».

А как можно о нем сказать по-другому? (неуклюжий, неловкий, неповоротливый).

«Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или … (грустно, скучно, обидно)». Какой он был? (грустный, обиженный, огорченный, печальный). И к маме он не просто пошел, а … (побрел, поплелся).

Фонетическая зарядка

  • Как паровоз пускает пар? (Щ-щ-щ…)
  • Как зовут сказочного героя, который в новогоднюю ночь сражался с мышиным войском? (Щелкунчик)
  • Продолжите фразу: У меня пропал носок, утащил его… (щенок).
  • Отгадайте загадку: Хвостиком виляет, зубаста, а не лает… (щука).

Педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [щ] и поощряет интонированное произношение детей.

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

Анализ звука [щ]

[Щ] – глухой согласный, шипящий: «щ-щ-щ…» - так шипит яичница на сковородке; такой звук издает щетка, когда ею чистят вещи, этот звук всегда произносится мягко. Помогает нам его произносить язык, который находится за верхними зубами, губы слегка растянуты в улыбке.

Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [щ] изолированно.

Дети закрепляют интонационное произношение звука с помощью скороговорки.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

После того как дети поупражняются в интонационном выделении звука, произнося скороговорку в медленном темпе, можно предложить им произносить скороговорку в диалоге, по схеме «вопрос-повествование».

Физкультминутка «Часы»

Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте) 
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают. (Дети останавливаются)

Игровое упражнение «Подумай и назови»

  • Хищная рыба с острыми зубами (Щука)
  • Дикая роза с ярко-красными ягодами (Шиповник)
  • Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)

Ознакомление с буквой Щ

Педагог показывает детям букву Щ, сопровождая показ стихотворным описанием образа.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Дети «прописывают букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке.

Индивидуальная работа с карточками-записками

В карточках заранее записаны слова, дети находят в них буквы и обводят цветными карандашами: зеленым – букву Щ, синим – букву Ж.

Вопрос

Почему букву Щ нужно обводить зеленым карандашом, а букву ж – синим.

Заключительная часть

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

- Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

- Мне понравилось, как вы все дружно, активно работали, молодцы, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:·       закрепить понятия «согласный звук», «г...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».

Конспект ООД  по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б»....