Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект ООД  по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_b_b.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                     

                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №91 компенсирующего вида»

Конспект ООД

                                                            по обучению грамоте

в старшей группе.

Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».

 

Разработала:

 учитель-логопед – Сидорова О.Е.

                                                 г. Ухта, пгт. Шудаяг

                                                            2022 г.

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе.

 Тема: Звуки [Б], [Бь]. Буква Б.

Цель: Дифференциация звуков [Б], [Бь],

Коррекционно-образовательные задачи: развитие умения  давать характеристику звукам [Б], [Бь] по артикуляционным и акустическим признакам; дифференцировать твердый и мягкий согласные звуки [Б], [Бь]; формировать процессы анализа и синтеза; познакомить детей с графическим образом буквы;

Коррекционно-развивающие задачи: способствовать развитию фонематического слуха; слуховой  памяти, зрительного восприятия; общей  и мелкой моторики.

Воспитательные задачи: воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности.

Оборудование: предметные картинки, содержащие звуки [Б],[Б’]: (банан, белка, батон, билет, болт, бегемот, букет, бинокль, бык, ребёнок, шуба, берет); звуковые линейки на каждого ребёнка; демонстрационная карточка с буквой Б;

Ход занятия

. Психологический настрой. «Цепочка дружбы»: 

- Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь возьмитесь за руки, поделимся теплом друг с другом. У нас получилась «цепочка дружбы»! Давайте улыбнёмся, пожелаем, друг другу удачи и настроимся на занятие. На занятии не молчать,

Четко, ясно отвечать,

Слушать внимательно,

Ничего не пропускать,

Работать старательно.

Сообщение темы.

- Ребята, вы любите цирк?

- К нам на занятие пришли два клоуна Бом и Бим, сегодня они помогут вам познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает их на письме.

- Клоуны Бом и Бим очень любят жонглировать! Что значит жонглировать? (Подкидывать предметы и ловить). Какими предметами можно жонглировать? (Мячами, палками, булавами, кольцами). 

- Сегодня для клоунов вы будете зарабатывать реквизит, то есть предметы для жонглирования, это будут, мячи.

- У вас на руках браслеты. Предлагаю разбиться на две команды. Если у вас синий браслет, вы в команде Бома, а ребята с зеленым браслетом в команде Бима.

Победит та команда, которая наберет больше мячей для своего клоуна. Для этого вам придется постараться: дружно работать в команде, давать правильные, полные ответы и следить за своей речью.

Характериска звуков[ Б], [Бь] по артикуляционным и акустическим признакам.

1 задание.

- Бом и Бим так торопились к нам на занятие, что забыли надеть шляпки, галстуки и ботинки.

- Как вы думаете, какого цвета шляпка, галстук и ботинки должны быть у Бома?

- Давайте произнесем имя Бом и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Б).

- Как вы считаете, звук Б гласный или согласный. Докажите. (Звук Б – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)

- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Твердый)

- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете твердые согласные звуки. (Синим)

- Давайте произнесем имя Бим и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Бь).

- Как вы считаете, звук Бь гласный или согласный. Докажите. (Звук Бь – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)

- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Мягкий)

- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете мягкий звук. (Зеленым)

- Ребята, вы догадались, какого цвета должны быть шляпки, галстуки и ботинки у вашего клоуна? Почему? (Мы должны надеть на Бома синюю одежду, потому что первый звук в его имени твердый. А мы должны надеть на Бима зеленную одежду, потому что первый звук в его имени мягкий)

- Тогда выходите к доске и помогите своим клоунам, наденьте на них шляпки, галстуки и ботинки.

Оценка. Скажите, ребята, правильно ли вы подобрали одежду для Бима и Бома. Тогда возьмите для них по одному мячу.

. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия и анализа.

2 задание. Поиграем в игру «Хлопай, топай, не зевай!»

- Я буду произносить звуки, слоги, слова, если команда Бома услышит среди них звук Б, хлопнет в ладоши, а если я произнесу звук Бь, то команда Бима, топнет ногами.

- Команда Бома, покажите, как вы умеете хлопать в ладоши.

- Команда Бима, покажите, как вы умеете топать ногами.

Начнем:

звуки: Б, БЬ, С, СЬ, Б, В, БЬ, Б, К, З, БЬ.

Слоги: БА, ХА, БИ, ВА, БО, ВО, ВИ, БЕ, ХО, КО, БУ, КУ, КЁ, БЁ, БЫ, МЫ, КЫ, ВЫ, БЯ.

Слова: белка, бант, кран, баран, сапоги, бегун, дудка, букет, билет, люди, труба, топор, абрикос.

Оценка. Ребята, как вы считаете, ваши команды справились  с этим заданием. Возьмите еще по одному мячу для своего клоуна.

3 задание. Произношение звуков в слогах.

- Бим и Бом очень любят играть на музыкальных инструментах. Свои любимые музыкальные инструменты они принесли сегодня нам.

(Разместить картинки на доске)

- Давайте поиграем вместе с ними. Я предлагаю вам встать, взять в руки воображаемые барабанные палочки : БИМ-БОМ-БАМ-БУМ – дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.

- Теперь берем дудочки: БА-БО-БИ-БУ – дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.

- Теперь на балалайке: БИ-БА-БУ-БИ – дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.

Оценка. Скажите, ребята, удалось ли вам почувствовать себя музыкантами? Возьмите по одному мячу для своего клоуна.

4 задание. Произношение звуков в словах.

- Ребята, вы любите дарить подарки или получать? Бим и Бом любят получать подарки. Давайте сделаем им приятное. У меня в шкатулке подарки для Бима и Бома. Я раздам их вам, вы внимательно посмотрите на картинки и определите,  какой первый звук вы слышите в названии вашей картинки.

Если в названии вашей картинки первый звук [Б] , то кому вы подарите картинку Бому или Биму? (Бому).

Если в названии вашей картинки первый звук [Бь] , то кому вы подарите картинку Бому или Биму? (Биму).

При этом вам нужно будет сказать так: Я подарю бант Бому, потому что в слове бант первый звук Б.

Картинки - Банан, белка, батон, билет, болт, бегемот, букет, бинокль.

Оценка. Как вы считаете, тому ли клоуну вы подарили подарки? Возьмите по одному мячу для своего клоуна.

Физминутка «Рыжий клоун»

Клоун рыжий, конопатый (дети гладят себя по голове, показывают веснушки)

Очень нравится ребятам (три хлопка в ладоши)

Нос, как красный помидор (гладят нос попеременно руками)

А в глазах его задор (с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички пальчиками)

То он плачет, то смеётся

(указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам)

То он добрый, то дерется

(гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед)

Ах, какой он неуклюжий (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево,

Но такой он всем нам нужен (руки скрещены на груди, в стороны и на пояс).

5. Игра. Определите место звука в слове.

- Бом и Бим для вас тоже приготовили подарки. Чтобы получить подарки клоуны вам предлагают поиграть в игру «Сыщики». Внимание, потерялись звуки [ Б], [Бь] в названиях картинок.

- Работать будем по звуковым линейкам. Какого цвета квадратики вам нужны будут для работы. (Синий и зеленый).

- Ребята, если вы услышите звуки Б или Бь в начале слова, то поставите квадратик в первую клеточку, если в середине слова, во вторую, а если в конце слова, в третью клеточку.

- Подарок от Бома получит тот из вас, кто определит место звука[ Б] или [Бь] в слове бык. (В слове бык звук Б находится в начале слова и он твердый, поэтому поставлю синий квадратик в первую клеточку)

- Подарок от Бима получит тот, кто определит место звука [Б] или [Бь] в слове жеребёнок. (В слове ребёнок звук Бь находится в середине слова, он мягкий, поэтому поставлю зеленый квадратик во вторую клеточку)

- Еще один подарок от Бома - шуба. Еще один подарок от Бима - берет.

Оценка. Как вы считаете, правильно ли вы определили место звуков [Б] и [Бь] в словах. Возьмите по мячу для своего клоуна.

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь возьмите по мячу для себя, выполним пальчиковую гимнастику.

Мячик.
Я мячом круги катаю.
 Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.
(Движения соответствуют тексту).

Знакомство с буквой Б.

- Ребята, вы любите фокусы?

- Хотите ли вы увидеть букву, которой обозначаются звуки Б и Бь на письме?

- Бом и Бим приготовили для вас фокус. Подойдите ко мне. (Фокус: на воде цветок с раскрывающимся лепестками, внутри которого буква Б)

- Ребята, кто из вас знает эту букву? Правильно, это буква Б.

- Послушайте стихотворение про букву «Б»:

Большой живот у буквы Б,

Беретик есть на голове.

- Действительно, буква «Б» похожа на человека с большим животом в берете.

6. Показ и письмо печатной буквы Б.

- Буква Б состоит из трех элементов: длинной прямой, полуовала и короткой прямой линии.

- Напишем буквы Б пальцем в воздухе. На манке.

Оценка. Ребята, вы очень постарались при написании буквы Б и каждый из вас заработал еще по одному мячу для своего клоуна.

Рефлексия.

- Пора подводить итог. Ребята, возьмите заработанные для клоунов мячи и попросите своего клоуна пожонглировать.

- Давайте посчитаем, сколько мячей у Бома. Считаем хором: один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, шесть мячей.

- Посчитаем сколько мячей у Бима.

- Вы большие молодцы, работали дружно, старались отвечать полными ответами и заработали одинаковое количество мячей для своих клоунов.

- Понравилось ли вам играть с клоунами, какие игры вам понравились больше всего?

- Вспомните, звуки [Б], [Бь] гласные или согласные? Какой из них твердый, какой мягкий..

- Клоуны  Бом и Бим не хотят вас отпускать без подарка. Они дарят вам воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:·       закрепить понятия «согласный звук», «г...

Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе.   Тема: Звук [в]. Буква В....

25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки В, Вь. Буква В.

Цель упражнять дифференцировать звуки В, Вь, по твердости и мягкости.Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.Закрепить обобщающие слова по видам транспорта....