Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы с ТНР "Звук и буква Р."
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Можаева Виктория Вячеславовна

Конспект по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Р]. Буква Р. (старшая группа)»

Педагог:                                       Можаева В.В. группа №7 ГБДОУ № 69 Калининского района.

Тема: Звук [Р]. Буква Р.

Цель: продолжить знакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закреплять умение детей выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов;

-закреплять умение находить место звука в слове;

-закреплять образ буквы Р;

-закреплять умение проводить звуковой анализ слов;

учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.

-Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух и зрительное восприятие;

развивать пространственную ориентировку;

развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, наблюдательность, память;

развивать мелкую моторику.

-Коррекционно-воспитательные:

воспитывать наблюдательность;

воспитывать любознательность, познавательный интерес к логопедическим занятиям;

воспитывать усидчивость, умение слушать товарищей.

Методические приемы: музыкальное сопровождение словесный, наглядный, игровой, практический.

Оборудование:

-демонстрационный материал: волшебный мешочек с игрушками, мяч, «Звуковка» (гусеница), картинка рыбы-пилы, рыбы-меч, буква Р, картинка «На что похожа буква Р?», картинка с ведрами и рыбки;

-раздаточный материал: разрезанная буква р с картинками, пирамидка, разрезанная с картинками, схемы места звука в слове, картинка «раскрась конфеты».

Ход образовательной деятельности:

Логопед: здравствуйте дети! Я рада видеть вас на занятии и сейчас хочу предложить вам сыграть в одну интересную игру. Я поставлю перед вами предметы. Вам нужно внимательно на них посмотреть. А потом вы закроете глазки, и я спрячу предметы в волшебную сумочку. А вам нужно будет, не глядя достать предмет и не глядя определить, что же это такое.

Дети: играют в игру.

Логопед: Скажите ребята, кто из вас услышал, какой общий звук был в названии всех предметов?

Дети: [Р]!

Логопед: правильно ребята! А давайте-ка сейчас с вами вспомним звук [Р] какой? Гласный или согласный? Как мы это определяем? И какой звук [Р] глухой или звонкий? Твёрдый или мягкий? Каким цветом на письме мы будем обозначать звук?

Дети: Звук [Р] согласный, потому что воздух при выходе встречает преграду – зубы. Звук [Р] звонкий, потому что дрожит горлышко. Он твёрдый. Синим цветом обозначим звук!

Логопед: Молодцы ребята. А теперь давайте с вами поиграем. Я буду называть вам разные звуки, а вам нужно будет среди них поймать звук [Р], хлопнув в ладоши.

М, П, Р, К, Н…

Дети: играют в игру с логопедом.

Логопед: молодцы, ребята! А теперь давайте вы будете ловить звук [Р] в слогах! Но теперь, если вы слышите звук [Р], то топаете ногами.

Ш, К, Л, Р,В,Р…

Дети: играют в игру.

Логопед: здорово ребята! Какие вы молодцы! Ну а теперь самое сложное. Вам нужно поймать звук в словах! Если вы услышали в слове звук [Р], то топайте ногами и хлопайте руками одновременно.

Дети: играют в игру.

Логопед: молодцы, дети! Не смог спрятаться от вас звук. Ну а теперь я предлагаю вам отправиться на рыбалку. Давайте-ка поймаем с вами рыбки? Но для начала скажите, каких рыб вы знаете?

Дети: перечисляют рыб.

Логопед: а вы знаете таких рыб, как рыба-пила, рыба-меч. А у нас с вами тоже будут не простые рыбы. Давайте же посмотрим почему они не обычные (показать рыбок на которых нарисованы картинки.

Дети: рассматривают картинки.

А теперь давайте попробуем поймать этих рыбок и распределить по ведрам таким образов: если в названии картинки, которая нарисована на рыбе, звук [Р] в начале, то рыбку кладём в первое ведро, если звук в середине, то кладём пойманную рыбку во второе ведёрко. Если же звук в конце, то кладём в третье ведерко.

Дети: выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Ну что же, про звук [Р] мы с вами поговорили. Вспомнили, что он согласный, звонкий, твёрдый! А теперь давайте с вами вспомним, как выглядит буква, обозначающая этот звук. Перед вами лежат пазлы. Соберите их и вы  вспомните, как выглядит буква Р.

Дети: собирают пазлы.

Логопед: молодцы дети. А теперь давайте внимательно посмотрим на букву Р еще раз… На что она похожа?

Дети: смотрят на картинку и предлагают варианты на что похожа буква.

Логопед: Хорошо, ребята. Все постарались, представляли. А теперь посмотрите, внимательно буква Р похожа на…(перечисления по картинке «на что похожа буква Р.

Ну что же ребята, вспомнили мы с вами как выглядит буква Р. А теперь я предлагаю вам подружить её с гласными звуками. (Логопед раздает картинку с конфетами в банке). Сейчас, вы будете раскрашивать конфеты и называть, что же написано на конфете.

Дети: рассматривают и раскрашивают картинку «скитлс».

Молодцы, ребята. Вот мы и собрали целую банку разноцветных конфет. А теперь давайте посмотрим на части пирамидок. Из них нам нужно собрать и назвать картинки, нарисованные на них картинки.

Дети: выполняют задание.

Логопед: а теперь возьмите схемы для ваших слов. И если звук в начале, то вы поднимаете первую карточку, если в середине, то вторую, если в конце, то третью.

Дети: выполняют задание.

Логопед: ребята сейчас мы посмотрим, кто же из вас самый внимательный. В каком месте в слове, нам звук не встретился? В начале, в середине, или конце слова?

Дети: в конце.

Логопед: Правильно! А давайте с вами придумаем слова со звуком [Р] в конце.

Дети: придумывают слова.

Логопед: а теперь давайте немного отдохнём и разомнёмся.

Дети: повторяют движения под песенку «Капитан краб».

Логопед: отлично, ребята, как хорошо мы с вами размялись. А кто мне скаже, какие слова со звуком [Р] встречались нам в песенке?

Дети; перечисляют слова.

 А теперь я раздам вам уже всем знакомую звуковку. И мы с вами составим схемы слов. Но для начала давайте вспомним, каким цветом мы обозначаем глсные звуки? А согласные?

Дети: гласные – красные, согласные – синие. (составляют схемы слов.

Логопед: рот, сыр, дыра, рыба, рама, роза, радуга.

Дети: составляют схемы слов.

Логопед: ну вот и подошло к концу наше занятие. И на нём вы сегодня старались, думали и отвечали.

Всё молодцы! До свидания.

Дети: прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»

учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква ч, звук ч".

Данная методическая разработка содержит конспект  занятия  по обучению грамоте детей старшего дошкольного  возраста  с ТНР....