Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква ч, звук ч".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

Данная методическая разработка содержит конспект  занятия  по обучению грамоте детей старшего дошкольного  возраста  с ТНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ch.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12» Г. ПЛАСТА

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗВУК (Ч). БУКВА Ч».

Составила:

воспитатель

 высшей категории

Сагдиева О.А.

г. Пласт

Конспект НОД по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Тема: Звуковая культура речи. Обучение грамоте. «Звук [ч]. Буква Ч» (по мотивам сказок К. И. Чуковского).

Цель: познакомить детей со способом образования согласного звука [ч]. Знакомство с буквой Ч.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закрепить навыки различения и произношения звука [ ч ]  в слогах, словах различной слоговой структуры и предложениях.

• Дифференциация понятий «звук» и «буква».

• Закрепить деление слова на слоги с выделением ударного слога.

• Закрепить звуко-слоговой анализ и синтез слова, учить преобразовывать слова.

• Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Совершенствование фонетической стороны речи (контроль за правильным произношением звуков в речи).

• Познакомить с графическим образом буквы Ч.

Коррекционно-развивающие:

• Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

• Развитие фонематического восприятия.

• Развитие артикуляционной и тонкой моторики.

• Развитие координации речи с движением.

• Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, находчивости.

• Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.

Оборудование: мяч, предметные картинки, в названии которых есть звук [ч,] в различной позиции, «волшебное чудо дерево», карточки с буквами,  музыкальный молоточек, экраны с ниточкой, символы-фишки, персональный компьютер.

Инновационные педагогические технологии, используемые в данной разработке:

- Здоровьесберегающие технологии;

-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

Предварительная работа: знакомство со сказкой «Чудесное дерево» и другими произведениями К. И. Чуковского.

ХОД:

  1. Орг. момент:

Звучит музыка. Дети входят в зал под музыку («В гостях у сказки»).

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Здороваются.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся!

С добрым утром!

II.Знакомство с темой:

На экране появляется портрет К. И. Чуковского.

В. Ребята, знаете ли вы, кто такой Корней Иванович Чуковский?

Д: Детский писатель и поэт.

В. Молодцы. Скажите, пожалуйста, какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?

Д: «Муха-цокотуха», «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница» и т.п.

В : А, хорошо ли вы знаете эти произведения?

Д: Да.

В. Вот сейчас, мы и проверим, как хорошо вы их знаете. А поможет нам в этом волшебный предмет, как вы думаете какой?

Посмотрите на экран и выберите этот предмет из картинок.

Картинки на экране: бабочка, волшебная палочка, ключ, чайка.

Д: Волшебная палочка нам понадобится.

В: Назовите, какие картинки остались. Запомните их картинки,  они нам пригодятся в играх.

Воспитатель  достает волшебную полочку, звучит музыка, открывается «Чудо - дерево».

В: Посмотрите, какое необычное дерево.

Чудо - дерево

Чудо -чудное. Расчудесное!

Ни листочки на нем,

Ни цветочки на нем.

А чулки да башмачки.

Словно яблочки!

В: Ребята, скажите, а как называется эта сказка у К. И. Чуковского?

В: Подойдите к «чудо - дереву» и возьмите себе башмачок или чулочек.

Переверните их, в башмачках и чулочках спрятались буквы.

Дружат буквы, посмотрите,

Ну-ка, вместе их прочтите.

Дети читают слова, которые написаны на обратной стороне башмачков и чулочков по очереди.

В. Хорошо, теперь положите чулочки и башмачки под дерево.

Надеюсь, что на дереве ещё появятся чудеса.

III.Повторение

В. Теперь скажите, чем отличаются буквы от звуков речи?

Д: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.

IV. Основная часть.

В.: Отгадайте загадку.

Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

Панцирь в клетку как рубаха…

Кто же это? … (черепаха)

В. Ребята, а вы знаете, что у К. И. Чуковский написал стихотворение про черепаху,  которая  живет  на болоте. И сейчас мы к ней отправимся в гости. Надо будет пройти по кочкам и подойти к болоту.

Дети выполняют логоритмическое упражнение.

До болота идти далеко

До болота идти нелегко / 2раза (дети идут друг, за другом наступая на «кочки»).

«Вот камень лежит у дороги.

Присядем и вытянем ноги. (дети присели на корточки)

И на камене лежит узелок.

В. Да, вот и черепаха. И узелок?

Подскажите, а какой первый звук вы слышите в слове черепаха?

Д: Звук (Ч).

В: Ребята, поиграем со звуком [ч]. Давайте узнаем, как располагается язычок во рту при произнесении звука [ч ]. Возьмите  зеркало (достаю из узелочка-мешочка) и раздаю всем детям.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА.

Определяем положение органов артикуляции:

-губы немного выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка вверху, касается бугорков.  Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка от неба отрывается и продвигается вперед. Голосок спит. Горлышко не дрожит.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

Произнесение звука[ч ] .

Если преграда, когда мы произносим звук[ч]?

Что образует преграду?

Звук [ч] – гласный или согласный?

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [ч]?

Звук [ч] согласный звук, всегда мягкий. У него нет твердой пары. Запомните!

Выставляются символы-фишки для звука [ч] на панно.

В. : Повторим. Согласный, глухой, всегда только мягкий.

Выделение звука [ч] в слогах, в словах:

В: Сейчас я проверю, умеете ли вы ловить звук [ч]

Если я назову один звук [ч] - вы его ловите одной рукой, зажимая кулачок.

Если я назову звук [ч,] с другим звуком - вы его ловите двумя руками, зажимает два кулачка.

Ч  Ч  ЧА  Ч  ОЧ   ЫЧ  ЧУ  Ч  ИЧ ИЧИ ЫЧЫ

В: Молодцы! Справились с заданием. У нас прекрасное настроение и нам надо отправляться дальше.

Ребята! Звук [ч,] нам сможет помочь в этом. Если звук [ч] произносить сначала   громко, а потом тихо, то можно услышать, как движется паровоз.

Встаньте. Дети строятся в колонну по одному. Произносят: Ч ч Ч ч Ч ч Ч

Нашу песенку услышал паровоз и готов вас повести.

Логоритмика «Поезд».

Звучит музыка.

Дети проговаривают слова со звуком [ч ]

«Загудел наш паровоз чох—чох,чух—чух

Пыхчу, пыхчу. Стоять на месте не хочу.

Колесами стучу  - стучу. Чу, чу.

В гости к сказкам прикачу.

Дети имитируют движение  поезда.

Физкультминутка.

Солнце по небу гуляло и за тучку забежало

(Дети бегают по кругу и приседают, прячут лица за руками)

Глянул Заинька в окно, стало заиньке темно

(Дети подпрыгивают и приседают)

А сороки – белобоки поскакали по полям, закричали журавлям:

«Горе, горе, крокодил солнце в небе проглотил!»

(Дети прыгают по кругу и имитируют как крокодил проглатывает солнце).

 В.: Посмотрите на экран. Кто это? Из какой сказки?

В: Повезло нам, что сейчас Айболит гостит у нас.

Вы, знаете, дети. Доктор Айболит прекратил приём больных, так как потерял свои важные предметы. Поможем ему их найти. Для этого надо разгадать ребусы. Работа на 2-х мольбертах по подгруппам.

В: Сегодня звук [ч,] будет нам будет встречаться повсюду. Где спрятался звук? [ч] в слове очки, чемодан.

В: Подойдите все ко мне. Посмотрите на экран бочка кирпичи чайник червяк бабочка ключ мяч сачок чайка.Назовите картинки, и вспомните, какие из них нам встречались на занятии раньше. А какие картинки лишние? Произнесение слов хором. Индивидуальные ответы.

Картинки: бочка, кирпичи, бабочка, червяк, чайник, ключ, мяч, сачок, чайка (в таблице).

В.: Сейчас проверим, правильно ли вы запомнили название картинок. Убираются все лишние.

В: Айболиту помогли.

Он в свой тимоданчик, симоданчик, щимоданчик положит очки. Ой, что то не так?

Д: В этих словах надо произносить звук (ч).

На экране картинка по сказке «Айболит», где Айболит лечит зверей.

В: Всех на свете он добрей.

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»

В: Мы помогли Айболиту. И теперь он снова может лечить своих зверей. Переходят дети к коромыслам.

Логопед: Ребята поиграем в игру «Доскажи словечко».

В этой игре вы должны закончить предложение рифму, выбрав картинку, с наших коромысел.

XI. РАБОТА С КОРОМЫСЛАМИ.

ЧА---ЧА---ЧА--- была Таня у ___(врача)

ЧА---ЧА---ЧА--- мы увидели___(грача)

ЧА---ЧА---ЧА---нет ___(зеленого мяча)

ЧА---ЧА---ЧА---на столе горит___(свеча)

Звучит музыка.

В: Посмотрите. Выносится черный ящик. Это черный ящик, и что-то лежит в нем.

Отгадайте дети: Кто потушил море в сказке «Путаница»

В: Ой, что-то не открывается «Черный ящик».Давайте скажем волшебное заклинание.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ.

АЧ---ОЧ---УЧ

ЧА---ЧО---ЧУ

Ответы детей по выбору и хором. Дети воспроизводят слоговые ряды.

В: Достаю и показываю БАБОЧКУ.

В слове бабочка есть звук [ч,] .Где он слышится в начале слова, в середине или в конце?

В: Интересно сколько слогов в слове бабочка. Давайте разделим.

В: Посмотрите, а бабочка принесла нам конверты.Посмотрим, что лежит в конвертах.

Достают элементы букв.

Л. Посмотрите. Эта буква «Ч».Звук «Ч» на письме обозначается буквой «Ч».

В какую сторону смотрит буква «Ч»?

Складывание буквы Ч из элементов.

На что же похожа буква «Ч»?

Стихотворение про букву.

«Да, вы, правильно решили

«Ч» похожа на «четыре»

Только с цифрою, друзья.

Букву путать нам нельзя».

В чем разница буквы и цифры.

Рисование буквы Ч восковыми мелками.

В: Подойдите ко мне. Посмотрите на экран. Нам надо выполнить очень трудное задание.

Может ли из слова «бабочка» получится слово «бочка»?

Дети: ответы

Л. : Есть ли звук [ч,] в слове «бочка». Поделим слово на слоги. Выделим ударный слог.

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА «БОЧКА»..

Выложим из кубиков схему слова «БОЧКА». Первые номера возьмите кубики.

Вторые номера возьмите кубики.

1. Сколько всего звуков в слове.

2. Назовите согласные звуки.

3. На каком месте в слове звук «Ч».

4. Сколько в слове гласных звуков. Назовите их.

5. Обозначить эти звуки буквами.

В : Вот такие чудеса происходят со словами.

Ой, что за звук? Посмотрите на экран.

Заключительная часть.

В: Отгадайте загадку:

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт,

И в дороге слёзы льёт.

В: Кто же эта героиня?

Д: Федора.

В: Из какой сказки?

В: «Федорино горе»

В: В этой сказке всё отлично кончается.

Всё на место возвращается.

А Федора вам хочет подарить свою любимую игру. Она научилась общаться с посудой и называет её всегда ласково. Звук «Ч»- самый нежный и если его вставить в любое слово, это слово произносится ласково.

Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов у существительных.

Дети играют со словами: чашка, блюдце, кастрюля, чайник, стакан, сковорода, тарелка, самовар, вилки, ложки.

Итог (рефлексия).

В: Молодцы. С каким звуком мы путешествовали по сказкам К. И. Чуковского?

Что узнали о звуке [ч] ?

Какой буквой он обозначается на письме?

Подойдите все к своим столам.

Кому наше путешествие понравилось и задания вас не затрудняли, возьмите зеленый листочек, кому было что-то не понятно, или не совсем всё получалось, возьмите желтых листочек, а кто затруднялся, возьмет красный листочек.

Все листочки прикрепим к Чудо-дереву.

И так наше дерево принесло нам опять чудеса. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НООД по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В гости к Мишутке. Буква М. Звук [М]»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследова...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР. Звук Т-Ть,буква Т

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению в старшей группе с ТНР по теме:"Звук и буква Т"...

Проект по обучению грамоте старших дошкольников (5-8 лет) «От звука к букве» Малыгина М.А.

Проект по обучению грамоте старших дошкольников(5-8 лет)   «От звука к букве»...

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]...