НООД по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В гости к Мишутке. Буква М. Звук [М]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Петрова Татьяна Юрьевна

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская.

Цели:
Коррекционно – образовательная:

- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [М], [М’].

Коррекционно – развивающие:

- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- закреплять понятия «звук», «слог», «слово».
Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Предварительная работа:
Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя», просмотр иллюстраций к ней, показ настольно-плоскостного театра, слушание сказки в аудиозаписи.
Оборудование:
«Волшебная палочка»; корзина с подарками (изюм, гном, матрешка, бегемот, мыло, масло, маска, машина, малина, молоко, морковь, мышь); дудочка; Машенька и Мишутка – куклы, букварь Е. Косиновой, счетные палочки
Словарь:
Мыло, малина, машина, молоко, мак, ком, мышь, изюм, майка, маска, масло, морковь, альбом, бегемот, матрешка, гном.
                                                 Содержание организованной деятельности детей:

Логопед: Послушайте загадку-стихотворение.

Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала.

Догадались, какая это сказка?
Дети отвечают.
Под фонограмму «Звуки леса» входит Машенька- кукла.
Логопед: А вот и Машенька. Она очень огорчилась, что сломала у Мишутки­ стульчик. Маша хочет отнести ему подарки и сейчас вам об этом расскажет.
Машенька
Мишутка учится говорить,
Правильно звуки произносить.
Надоело спать в берлоге,
Делит он слова на слоги.
                                Игра «Найди общий звук»
Логопед: Я буду называть слова, а вы найдите в них общий звук.
Логопед называет слова, интонируя звук [м].
Дым, гном, изюм, альбом, крем.
Дети называют нужный звук.
А в слове Маша тоже есть звук [м]. На каком месте находится этот звук?
                        Характеристика звука [М]
Логопед: Как вы думаете, этот звук гласный или согласный?
Дети. Звук [м] согласный.
Логопед: Почему звук [м] согласный?
Дети. Звук [м] согласный, потому что есть преграда для прохождения воздуха.
Логопед: Послушайте стих про букву М:

Взявшись за руки мы встали

И на М похожи стали.

Ребята, выложите из счетных палочек букву М 

Игра «Живые звуки»
(звуковой анализ и синтез слов)
Логопед:
Давайте с вами мы играть.
Гласные звуки [а], [о], [у]
Будут песни напевать,
А согласный подпевать.

Взмахнет палочка моя - хором поем гласный звук … ([а], [о], [у]), а закончит (начнет) песенку звук [м].
Логопед: дирижирует палочкой, беззвучно артикулируя нужный гласный звук, который пропевают дети: а-а-а-м!
Звуки подружились и получился слог. Какой?
Дети. Ам.
Логопед: Какой первый звук?
Дети. Звук [а].
Логопед: Какой это звук?
Дети. Звук [а] гласный.
Логопед: Какой второй звук?
Дети. Звук [м].
Аналогичная работа проводится со слогами ум, ма, му.
Логопед: Как называются дружные песенки гласного с согласным звуком?
Дети. Слоги.
                                                 Игра «Будь внимательным»
(воспроизведение  слоговых рядов)
Логопед : Я буду говорить слоги, а вы их будете запоминать. Я палочкой своей взмахну, все вместе будем повторять. Будьте внимательны!
Ам - ом - ум
Ма - мо - му, ма - ма - ама
Аму - аму - ам
Дети выполняют упражнения.
                                            Игра «Положи в ладошку слоги»
(выделение ударных слогов)
Логопед : Мы положим в ладошку слоги, выделим громким хлопком ударный слог.
Дети. Му-му, му-му, му-му-му.
Логопед : Дети, а слоги ма, мо, му что обозначают?
Дети. Ничего не обозначают.
Логопед : Если слоги начинают дружить, например, ма-ма, то что получается?
Дети. Слово.
Логопед : Правильно, слова всегда что-то обозначают.
В них всегда есть ударный слог. Сегодня мы будем называть слова, которые обозначают предметы. Эти предметы лежат в Машиной корзинке. Маша будет доставать предметы из своей корзинки, а вы будете их называть, выделяя ударный слог.
                                       Игра «Машины подарки»
Корзина с подарками (изюм, гном, матрешка, бегемот, мыло, масло, маска, машина, малина, молоко, морковь, мышь) стоит на столе, дети по очереди подходят к столу, достают предмет, называют его, выделяя при этом ударный слог.

Логопед: Теперь прочтем с вами слоги, слова  на букву М в букварях, открывайте.

(читают в Букваре Е.Косиновой вместе, по цепочке)
Логопед : А теперь мы отдохнем и поиграем в игру «Веселые музыканты»
Быстро ложки в руки взяли
И на ложках заиграли!
Дети берут ложки, вместе с воспитателем произносят чистоговорки.
Дети
Ама-ама, ма-ма;
Ума-ума, ду-ма;
Ома-ома, То-ма;
Има-има, Ди-ма.
Логопед:
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Нужно нам в лесу Мишутку
Косолапого найти.

Давайте в лесу соберем букет осенний
                            Пальчиковая игра «Осенний букет».
Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба.

Мы соберем Мишке осенний букет отнесем.

                            Деление слов на слоги
Выходит Мишутка - кукла.
Мишутка
Расплясался не на шутку,
А зовут меня Ми-шут-ка! (Каждый слог протопывая ногами.)

Логопед : Дети, как зовут его?
Дети. Ми-шут-ка!

Мишутка
На поляне дом стоит,
Ну, а в домик путь закрыт.
Я ворота открываю,
В гости в домик приглашаю.
Имя по слогам скажи.
И в ворота поспеши!

                                        Игра «Ворота»
Двое детей делают «ворота», взявшись за руки, остальные поочередно проходят через них, произнося свое имя и протопывая слоги ногами. Затем садятся на стульчики.
                               Игра «Машины подарки»
(отбор слов с заданным количеством слогов)
Логопед: Мишутка, а Машенька приготовила тебе подарки. Дети, давайте вместе назовем подарки по слогам.
Дети называют подарки, хлопая в ладоши.
Мишутка, сейчас дети будут дарить тебе подарки, слушая удары музыкального молоточка. На один удар нужно взять подарок, в названии которого один слог, на два - два сло- га, на три - три слога. Складывая подарок в корзину Мишутки, надо называть его по слогам. Корзина с подарками (изюм, гном, матрешка, бегемот, мыло, масло, маска, машина, малина, молоко, морковь, мышь)
Дети выполняют задание.
Мы с вами называли подарки словами из одного, двух и трех слогов. Вот, Мишутка, тебе подарки от Машеньки.
Мишутка:
Ох, спасибо вам, детишки!    уходит.
Логопед:
Вот ушел Мишутка в лес,
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Мама Мишеньку качает,
Тихо песню напевает.
Релаксационная пауза
Дети ложатся на ковер в удобной позе и закрывают глаза. Звучит фонограмма песни «Колыбельная».
 Логопед: Дети легли на ковер и, как Мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите.
Фонограмма постепенно меняется на запись «Звуки леса».
Птички стали щебетать,
Будем глазки открывать
И подарки получать.
Дети встают с ковра.
Логопед: Дети, вы хорошо занимались, а Мишутка вам оставил подарки - конфетки.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте

Занятие в подготовительной группе.Знакомство со звуком ц и буквой Ц....

Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте

Занятие для подготовительной группы. Знакомство со звуком ч и буквой Ч...

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)

Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...

«Учебно игровые пособия по звуковой культуре речи и обучения грамоте для детей с ОВЗ в подготовительной группе компенсирующей направленности»

   Работа по  звуковой культуре речи и обучения грамоте для детей с ОВЗ в подготовительной группе компенсирующей направленности довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с...

Выступление на педсовете Тема: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте»

Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в...

Презентация Тема: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте»

Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.    Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перс...