Выступление на педсовете Тема: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте»
учебно-методический материал по обучению грамоте

Аверина Ольга Геннадьевна

 Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.

 Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

Сравнительный анализ программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой и ФОП дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

Выступление на педсовете

Тема: «От звуковой культуры речи

до обучения грамоте»

Подготовила учитель-логопед:

Аверина О.Г.

Моска, г.о. Троицк

2023 г.

     Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем общего образования. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

       В единой системе образования дошкольное образование является первым звеном. Выпускникам ДО, поступающим в начальную школу, приходится адаптироваться к новым условиям. Их успехи во многом зависят от уровня сформированности готовности детей к школьному обучению, от качества знаний, умений и навыков, сформированных в дошкольный период их жизни, от уровня развития когнитивных интересов и познавательной деятельности ребенка.

     Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.

    Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

     Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).

Но и сегодня вопрос обучения детей дошкольного возраста грамоте остается, во многом, дискуссионным. Среди обсуждаемых тем чаще всего является вопрос целесообразности целенаправленного ознакомления ребенка с буквами, а также обучение его чтению и письму.

Нередко взгляды педагогов относительно этих вопросов являются диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Подогревают эту дискуссию еще и родители, которые нередко требуют от воспитателей научить их ребенка читать.

 Это связано с тем, что для многих родителей, нередко и учителей начальных классов, умение читать до школы является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению.

   Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности.

Прежде чем начать говорить о звуковой культуре речи и об подготовке к обучению грамоте, давайте обратимся к Федеральной образовательной программе (ФОП) дошкольного образования

      В разделе «Речевое развитие» говорится, что образовательная область «Речевое развитие» предусматривает:

  • владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса;
  • развитие грамматически правильной речи
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • развитие интереса к фольклору и художественной литературе, развитие навыков слушания и понимания произведений различных жанров, развитие образности речи и словесного творчества;
  • формирование предпосылок к обучению грамоте.

Давайте сравним программу «От рождения до школы», по которой работает наше ДО и ФОП дошкольного образования.

Инновационная программа дошкольного образования

«От рождения до школы»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Возраст от 2 до 3 лет.

   Звуковая культура речи.

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-3 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска , брысь!», «Кто пришёл?», «Кто стучит?»)

Звуковая культура речи

Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе, с разной силой голоса (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква… и т.п.).

      Воспитатель формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В словопроизношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет дошкольников использовать разные по сложности слова, учит воспроизводить ритм слова. Педагогический работник формирует умение детей не пропускать слоги в словах. Педагог учит детей выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.

Возраст от 3 до 4 лет

Звуковая культура речи.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б; т-д; к-г; ф-в; т-с; з-ц)

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

 

Звуковая культура речи.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук. Педагогический работник формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, обучает детей воспроизводить ритм стихотворения.

Подготовка детей к обучению грамоте

Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Возраст от 4 до 5 лет

Звуковая культура речи.

    Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Звуковая культура речи.

    Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Содержание образовательной деятельности

     Педагогический работник способствует овладению детьми правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением.

Педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух. Педагогический работник закрепляет у дошкольников произношение свистящих и шипящих звуков; учит четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

         Подготовка детей к обучению грамоте.

Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучание (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учить выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель формирует у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте, учит понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; обучает сравнивать слова по протяженности. Педагог помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

Возраст от 5 до 6 лет

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное, отчетливое произнесение

Звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.

Продолжать развивать фонематический слух.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

 Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить детей различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з). Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Содержание образовательной деятельности.

     Воспитатель развивает у дошкольников звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух. Педагог способствует освоению дошкольниками правильного произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; обучает использованию средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

Подготовка детей к обучению грамоте.

Учить производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

Содержание образовательной деятельности.

Педагог формирует у детей звуковую аналитико-синтетическая активность как предпосылку обучения грамоте, помогает дошкольникам осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук». Педагогический работник учит проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Воспитатель развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

Возраст от 6 до 7 лет

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Отрабатывать интонационную выразительность речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).

Подготовка к обучению грамоте.

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша, Маша, малина, берёза) на части.

 Учить составлять слова из слогов (устно).

 Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).

Содержание образовательной деятельности.

     Педагогический работник способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит коррекцию имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Подготовка к обучению грамоте.

     Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Знакомить детей с буквами. Учить детей чтению слогов, слов, простых предложений из 2-3 слов, выкладывать слова из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель воспитывается у дошкольников интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; учит интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове. Педагоги учат детей определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; читать простые слова и фразы; разгадывать детские кроссворды и решать ребусы.

      Таким образом Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает:

  1. Пропедевтическая работа с младшими дошкольниками по введению в грамоту.

В младшей группе грамота рассматривается, как пропедевтический курс фонетики родного языка.

Первым направлением работы стало развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребенка, т.к. речь детей до 3-х лет весьма несовершенна (нечеткая, неправильная, невнятная). Сначала дети знакомятся со звуками окружающего мира – вычленяют из общего потока и распознавали металлические, деревянные, стеклянные звуки и звуки музыкальных инструментов. Затем, подражая различным животным, они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, ы, э) и некоторые согласные (м-мь, п-пь, б-бь, т-ть и др.), кроме шипящих, свистящих и сонорных звуков.

Второе направление работы с детьми младшей группы - это развитие возможности управлять своими руками и пальцами. Упражнения для рук и пальцев, которые включены в целостную мотивированную для детей деятельность, образный контекст стихов, потешек, игровых ситуаций.

 2. Работа по развитию фонематической стороны речи с детьми и овладение основами грамоты.

Этот период охватывает четыре возрастных группы – вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную.

     Во 2-ой младшей основной задачей, которая решается в этот период, овладение способом интонационного выделения звука в слове на фоне слитного его проговаривания. Так же закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, кроме шипящих и сонорных. Продолжать развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

      Второе направление работы заключалось в овладение основами грамоты. Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

В средней группе продолжается работа в двух направлениях:    

  1. закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией. Проводить работу по развитию фонематического слуха. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  2.  Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучание (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

В старшей группе:

    1. освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности: учить определять звуки в слове, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

   2. формирует у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте, учит понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими.

3. подготовка руки к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Дети этого возраста обладают сензитивностью к знаковой системе, испытывая интерес к узнаванию новых букв и тягу к чтению. Развитие фонетической знаковой стороне речи проводится в следующем направлении. Дети составляли из цветных фишек слова, подбирали по заданным моделям различной звуковой конструкции 3-х, 4-х, и 5-ти звуковые слова, знакомятся с анализом предложения, состоящего из 3-5 слов, и его графическим моделированием. ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; читать простые слова и фразы; разгадывать детские кроссворды и решать ребусы.

       В плане подготовки руки к письму, дети знакомятся с буквами русского алфавита. В овладении графическими навыками, дети  обводят предметы по контуру, штрихуют предмет внутри контура, выполнять графические диктанты; копируют и дорисовывают фигуры, осваивают основные элементы письменных букв, работают в рабочей строке.

Далее эти умения будут совершенствоваться в школе.

       В результате, к концу 7 года жизни ребенок ведет диалог со взрослыми и сверстниками, может организовать детей на совместную деятельность; задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству; в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника; успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр; речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов; проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы.

     Таким образом, дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НООД по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В гости к Мишутке. Буква М. Звук [М]»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследова...

Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте

Занятие в подготовительной группе.Знакомство со звуком ц и буквой Ц....

Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте

Занятие для подготовительной группы. Знакомство со звуком ч и буквой Ч...

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)

Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...

Выступление на педсовете"Актуальность воспитания звуковой культуры речи у дошкольников" для воспитателей

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических...

Презентация Тема: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте»

Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.    Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перс...