Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гребенщикова Ольга Леонидовна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [х], [х']. Буква Х»

Задачи:

- вырабатывать навык четкого произношения звуков [х], [ х’].

- учить давать характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- учить детей дифференцировать звуки [х], [ х’]на слух и в произношении

- закрепить умение определять твердость- мягкость звуков.

- упражнять в звуковом анализ, синтезе и чтении слогов.

- закрепить умение находить место звука в слове;

- развивать мышление, произвольное внимание, память, фонематические процессы;

- развитие мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, мышления.

- воспитывать умение слушать педагога

- воспитывать внимательность

Оборудование: игрушка Хомяк,

Ход занятия

1. Оргмомент.

Л: Ребята, отгадайте загадку:

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (демонстрация игрушки «хомяк»)

Л: Какой первый звук в слове хомяк? (Звук [х])

2. Основная часть.

Л: Сегодня хомяк Хома познакомит нас со своими любимыми звуками [х], [х']. Эти звуки очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Когда произносим мягкий звук, язык немного продвигается вперед. И в том и в другом случае язык образует преграду.

Л: Кто сможет дать характеристику звуку [х]? Он гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой? Почему?

Дети. Звук [х] согласный, потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие, твердый, глухой.

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синим цветом.)

Далее аналогичная работа над звуком [Х’].

 [х'] — согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом.

Л: В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ. Когда мы можем употребить их? Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки. Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ! Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ! А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!

 Развитие фонематического восприятия.

 Игра «Ловушка».

 Ловим звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

 Ловим звук Хь в слогах: МА, ХИ, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ

 -Хомка очень любит кушать. Отгадайте, что больше всего ему нравится. Я буду называть продукты, а вы хлопаете только тогда, когда услышите в их названии звуки [Х] и [Х`].

(Педагог называет слова: хлеб, конфеты, сок, халва, макароны, сухари, компот, орехи, сахар, каша, горох, хурма)

Выбор слов со звуками х, хь из стихотворения:

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землей.

 Произнесение «Х» в словах.

 Л: Хома хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

 Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

 — В каком месте слова слышится звук  [х]? (В начале)

  С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ). (Звук [х] находится в конце)

  Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА). (В середине)

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Л: Ребята, скажите, где в слове утка находится звук [х]?

- Правильно, в слове утка нет звука [х]. Значит, Хома был прав, что во всех отгадках есть звук [х]? (Нет)

Игра «Четвёртый лишний»

Педагог произносит слова, дети говорят, какое слово лишнее и почему.

Хлеб, утка, хлопья, хобот.

Подсолнух, кисточка, халат, мех.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

Хижина, духи, компот, хирург.

Физкультминутка «Хомка».

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомяка.

Знакомство с буквой «Х».

 Л: Звуки [х] и  [х'] на письме обозначаются буквой Х. На что похожа буква «Х»?

X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.

Л: Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)

Прорисовывание буквы «Х» в воздухе.

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Буква «Х» из рук.

Анализ и синтез прямых и обратных слогов

Л: Послушайте чистоговорку и повторите за мной:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Есть у нас два петуха,

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

Всё дерутся петухи.

Л: Послушайте еще раз: ха. Сколько звуков вы услышали? (Два). Какой звук первый? (Х). Второй? (А). Кто сможет записать слог ХА? Обозначьте слог ха кружочками. Послушайте еще раз: «Хи!» Сколько звуков вы услышали? Какой звук первый? (Хь). Второй? (И).  Кто сможет записать слог ХИ? Обозначьте слог хи кружочками.

- А это задание потруднее. «Ловите» звук м, звук у, звук х, звук а. Какое слово получилось? (муха). Запишите.

Обозначьте эти звуки кружочками.

 3. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- С какой буквой? На что похожа буква Х?