Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мартынова Татьяна Михайловна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

 

Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,

Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы];

закрепить навыки различения и правильного произношения звука "э", в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука "э" в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; 

упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры,

развивать мелкую моторику рук,

слуховое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_e_st._gruppa.docx570.25 КБ

Предварительный просмотр:

https://i1.wp.com/logopeddoma.ru/_nw/5/s34689347.jpg

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,

Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы];

закрепить навыки различения и правильного произношения звука "э", в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука "э" в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; 

упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры,

развивать мелкую моторику рук,

слуховое внимание.

Ход занятия

1. Игра с мячом «Назови первый звук в слове»

Повторение раннее изученных гласных звуков. Логопед называет слово и кидает мяч ребёнку. Дети называют первый звук, кидают мяч обратно. Кто правильно назвал садится за стол.

Слова: аист, улица, индюк, укроп, игла, апельсин, абрикос, индеец (число слов должно быть по количеству детей).

2. Знакомство со звуком [Э].

Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Звук [Э].

Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначать будем красным цветом.

Давайте проверим можно его петь. Э-Э-Э-Э (пропеть тихо; громко)

3. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э, у, ы…

4. Давайте подумаем какие слова начинаются на звук [Э] (варианты ответов детей)

На доску прикрепляются картинки. Воспитатель называет слова, голосом выделяет первый звук: эскимо, экскаватор, эскалатор, эхо, электричество, электричка, эклер.

А какие имена людей, начинаются на звук [Э]: Эдик, Эмма, Эмилия, Элеонора.

Отгадайте загадки, назовите первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

У детей во рту само

Быстро тает (эскимо)

Роет землю он ковшом,

Сам большой и ковш большой (экскаватор)

5. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз;

электричка, эхо, Эдик, усы.

6. Проговорить с детьми по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя значение этих слов.

Слова:  электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Физкультминутка «АУ!» (развитие слухового внимания)

Дети встают в круг, в середине стоит один из детей (например, Саша). Дети ходят по кругу и проговаривают слова: "Саша, потерялся ты в лесу, мы зовем тебя - АУ! - Ну - ка глазки закрывай, кто позвал тебя узнай" Ребенок (Саша) закрывает глаза, а один из детей (по выбору воспитателя) зовет его: "Саша, АУ!". Саша должен по голосу определить кто его позвал. Игра продолжается несколько раз.

Дети садятся на свои места. Работа с заданиями на листочках.

7. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет. (О. Гофман)

Найти и подчеркнуть все правильно написанные буквы Э, обвести букву по пунктирным линиям.

Итог занятия

Какой звук мы учились правильно произносить? Он какой? (гласный или согласный) Почему он гласный? Какие слова вы запомнили на звук [Э].

1. Напиши букву Э.

2. Назови картинки. Какое слово самое короткое?

3. Помоги «Подселить» каждую картинку к подходящему началу слова. Соедини их линиями.

4. Узнай буквы, которые спрятались друг за дружкой. Сколько спряталось Э? Обведи их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Гласный звук У. Буква У"

В конспекте органично сочетаются игры, упражнения, задания, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики рук....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуки Н-Нь

конспект по обучению граммоте в старшей группе Звуки Н-Нь...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуки К-Кь

конспект по обучению грамоте для детей старшей группы...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»

учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ч] и буква Ч»

Конспект занятия по  обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: «Звук [ч] и буква Ч»...