Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Мухаметшина Эльвира Адиповна

На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигатльной культуры Д.Е. Огороднова, а именно алгоритм формирования правильного дыхания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_zh_i_zvuk_zh.docx952.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе

Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная:

закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить с буквой Ж.

2. Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, жук на палочке, плакат «Алгоритм постановки голоса» (методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры Огороднова Д.Е.)

Раздаточный материал: задание «Найди звук Ш или Ж в слове», игра «Помоги жуку добраться до цветка».

Ход занятия

Организационный момент. 

Логопед: Сядет тот, кто придумает слово на букву Ш:

Шапка, шуба, шарф, шоколад, шишка, шутка, шар, штаны, шкаф, шум, шалаш, шампунь (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]) .

Изучение нового материала. 

Логопед: Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.

Знакомство с жуком Жаком. 

Логопед: Это жук по имени Жак. Он прилетела к нам из страны Жужжандии.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу»

Я живу не тужу

Я на ветке сижу.

И жужжу, и жужжу, и жужжу.

Как жужжит жук? Дети «жужжат» (ж-ж-ж-ж)

Характеристика звука Ж: 

Логопед: Какой это звук? Согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву).

                           Эта буква широка и похожа на жука.

                           Да при этом точно жук издает жужжащий звук.

Артикуляционная гимнастика. 

Логопед: Жук Жак очень любит цветы. Он пьёт ароматный нектар и питается цветочной пыльцой. Давайте покажем, как он нюхает цветы и получает удовольствие. (Работа с плакатом «Алгоритм постановки голоса»).

Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня жук Жак? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт).

5. Ежик искал воду, но не мог на своих коротких ножках спуститься к ручью. Давайте нальем ему в чашку воды. Упражнение «Чашечка».

Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать. Жук Жак прилетел к вам в гости не просто так, он приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у него для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо».

Постановка звука.

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж]. В каком положении находятся губы? (округлены, в положении «рупор») В каком положений находятся зубы –  сомкнуты или раскрыты? (разомкнуты) Где находится кончик языка? (Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки) Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки. Что напоминает язычок? Какое упражнение? («чашечку»)

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним? (горлышко дрожит) Скажите тогда, каким будет звук [ж]? (Согласный, твёрдый, звонкий) Давайте все вместе произнесём звук [ж]. Хоровое произношение.

!!! Сравнить со звуком Ш: чем похожи и чем отличаются.

Задание №1 (раздаточный материал): «Найди звуки Ш или Ж в словах и напиши букву». Жук, ежик, шапка, ножи, шуба, машина, лыжи, мышь, кошка, жираф, шкаф, флажок.

Задание № 2 (закрепление звука Ж)

Логопед: Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки», вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно? Начинаем.

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее , услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков, как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно)                      (дети пробуют)

Жи-жи-жи - у камней ежи.   (грустно)                        (дети пробуют)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо)             (дети пробуют)

Жэ-жэ-жэ – нету молока уже (со злостью)                 (дети пробуют)

Задание №3 (на экране): Логопед показывает изображение, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж].(Я вижу жирафа… и т. д.).

Физминутка.

В группе жук летает и детей считает

Раз, два, три, четыре, пять - очень трудно сосчитать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять

На кого же жук залезет? (Жук, подвешенный на палочке, «летает» над головами детей, дети приседают, закрывая голову руками)

Закрепление буквы Ж. 

Игра с раздаточным материалом «Помоги жуку добраться до цветка, проложив тропинку по буквам Ж»

Звуковой анализ слова ЖУКИ.

Выкладывание буквы из фасоли и счетных палочек.

8. Итог занятия. Кто сегодня приходил в гости. Какую букву мы изучили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по  теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Буква Т и звук (Т)

Цель: Познакомить с буквой Тэ и Звук «Т», закрепить артикуляцию звука «Т».Коррекционно-образовательные задачи. Ознакомление с буквой Тэ и звуком [т]. Формирование умения находить ее среди других букв ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звуки В, Вь. Буква В"

Цель: закрепление у детей навыка различения звуков [в]-[в´] изолированно, в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой В.Задачи:- уточнять произношение звуков [в] и [вь], дифференциац...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется  представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...