Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бугаева Елена Константиновна

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется  представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются понятия звук, согласный звук и его характеристики, понятия слог, слово; развиваются навыки звукового и слогового анализа; совершенствуется навык чтения слогов и слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gramota_zvuki_f_i_f_bukva_f.docx856.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе детского сада

«Звуки Ф и Фь и буква Ф»

Цель: знакомство со звуками [Ф] – ]ФЬ], буквой Ф.

Задачи:

- формирование представлений о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф;

- закрепление понятий звук, согласный звук, слог, слово;

- развитие навыков звукового и слогового анализа слов;

- совершенствование навыка чтения слогов и слов;                                                                                                                                                                              

- развитие психических процессов: восприятия,  внимания, памяти,  логического мышления;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Настроение у нас отличное,

А улыбка дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам занятие начинать пора.

Логопед: Дорогие ребята, к нам пришли сегодня гости – собачка Фая и щенок Филя.

2. Знакомство с новой темой.

Логопед: Фая и Филя принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети: Да, поможем!

Логопед: Тогда внимательно слушайте загадки Фаи:

1) В парке, в летнюю жару,

Воду льёт на детвору.

Брызги веером летят.

Не найти сухих ребят!

Это, что за хулиган!

Как зовут его? (Фонтан).

2) Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)

Логопед: Следующие загадки от Фили:

3) Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет. .. (фея)

4) Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены -… (фигуристы)

Логопед выставляет на доску картинки.

Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук  в наших первых отгадках -  фонтан, фотоаппарат?

Дети: Звук [ф]

Логопед: Молодцы! Теперь давайте определим первый звук  в других наших отгадках  - фея, фигуристы?

 Дети: звук [фь].

Логопед: Правильно ребята. Сегодня мы с вами поговорим об этих звуках.

3. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

      Логопед: Расскажем всё о звуке [Ф] по плану:

Дети: Когда мы произносим звук [Ф], воздух встречает преграду - губы, значит, он согласный. Звук [Ф] произносится без голоса, значит он глухой. Звук [Ф] твердый, носит синий костюмчик.

Аналогично дается характеристика звуку [Ф’] – согласный, глухой, мягкий, носит зеленый костюмчик.

4. Дидактическое упражнение «Четвертый лишний» (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']).

Филя, Фома, Федя, Федора.

фотограф, футболист, фигурист, фотомодель.

 Дети выделяют первый звук в словах и определяют лишнее слово.

     

 5. Игра «Дом, замок, избушка».

Поделить слова на слоги и поселить в зависимости от количества слогов в ДОМ (слова с 1 слогом), в ЗАМОК (слова в 2 слога), ИЗБУШКУ (слова в 3 слога).

Логопед предлагает картинки - фен, фея, фасоль, фонарик, фартук, флаг, фиалка, фикус, шкаф, телефон, зефир, сарафан, кофта, шарф, жираф, сейф, конфета.

https://us.123rf.com/450wm/adrian1991/adrian19912009/adrian1991200900403/155303070-house-home-orange-simple.jpg?ver=6 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/093f/000af236-ac5ef763/hello_html_m318c9b4e.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1381440/c3581ed0-9f8b-4b1d-a542-7fa3c6eed28b/s1200?webp=false

6. Знакомство с буквой Ф.

 Логопед: Мы слышим звуки, а видим, пишем и читаем?

       Дети: Буквы.

      Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки [Ф], [Ф‘] обозначаются одной буквой?

Они обозначаются буквой Ф (логопед показывает на доске букву Ф).

Дети встают и, слушая стихотворение про букву Ф, в позу «руки в боки».

     Федя ходит руки в боки,

     Значит, выучил уроки.

Логопед: Ребята, посмотрите, из каких скольких частей состоит буква Ф? Сколько палочек вертикальных, горизонтальных, полукругов?

7. Чтение слогов 

фа, фо, фу, фы, фи, фе, аф, оф, уф, ыф, иф, еф

8. Игра «Волшебный мешочек».

     Логопед: Фая и Филя хотят узнать какие буквы вы ещё знаете предлагают нам поиграть в игру «Волшебный мешочек». Для этого нам нужно встать в круг.

Учитель-логопед с игрушкой и мешочком ходит по кругу со словами «Филя шел, шел, шел и букву нашел», а дети ходят, взявшись за руки в другую сторону. У кого остановится, тот достает из мешка букву и называет её. Угаданную букву дети прикрепляют на магнитную доску.

     Логопед: Посмотрите, как много букв вы отгадали. Что можно из них составить?

     Дети: Слова.

Дети составляют из букв слово «кофе», «Фима». Затем выполняют звуковой анализ слова Фима, и совместно выкладывают схему цветными магнитами на доске.

9. Работа в тетрадях, игра «Заколдованное слово».

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ca4/0016403b-647a219e/img12.jpg

10. Итог занятия.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [Ф],[Ф‘] и буквой Ф.

Имя Фая начинается на звук [ф] – согласный, глухой, твёрдый.

Имя Филя начинается на звук [ф’] – он согласный, глухой, мягкий.

Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Вы очень хорошо занимались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Йй"

Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"

На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звуки В, Вь. Буква В"

Цель: закрепление у детей навыка различения звуков [в]-[в´] изолированно, в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой В.Задачи:- уточнять произношение звуков [в] и [вь], дифференциац...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...