Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Йй"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zvuk_i_bukva_yy.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Буква Йй и звук [j].

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, общей и тонкой  моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, элементы  для составления буквы,  «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, презентация.

Предварительная работа. Заучивание подвижной игры  «Садовник».

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Совершенствование навыков  звукового  анализа слов. Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.

Логопед встречает детей  и организует приветствие  с ними, предлагает детям занять места за столиками. На столе лежат предметные картинки.

Логопед. Посмотрите на  картинки, лежащие перед вами. Назовите их.

Дети называют картинки.

Логопед. Какой звук слышится в середине всех этих слов?

Дети. Звук [j].

Логопед. Верно. И сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.

  1. Игра «Листопад». Развитие фонематического восприятия.

Логопед раздаёт детям разноцветные кленовые листья.

Логопед. Теперь мы будем играть в игру «Листопад».  Но сначала послушайте стихотворение.

Логопед читает стихотворение, акцентировано произнося звук [j].

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

Дети. Во всех этих словах есть  звук [j].

Давайте произнесём этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [j].

Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда. Язык плотно прижимается к нёбу. Как вы думаете, звук  [j] – гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Звонкий или глухой? Приложите  руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.

Дети произносят звук, приложив руку к горлышку.

Дети. Он звонкий.

Логопед. Верно. Кроме того, этот звук всегда мягкий. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Зелёным.

Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному кленовому листочку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [j].

Для игры используется следующий материал: й, и, а, й, у, э, й, а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лей, лимон, йод, поливать, поймать.

Дети слушают и поднимают  сигналы, услышав звук [j].

Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными и не допустили ошибок.

  1. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед убирает  листья.

Логопед. А сейчас уже знакомая вам  игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. М, а, й. Что получилось?

1-й ребёнок. Май.

Логопед. Верно! Что такое май?

1-й ребёнок. Это название первого весеннего месяца.

Логопед. П, о, й. Что получилось?

2-й ребёнок. Пой.

Логопед. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: дай, дуй.

Логопед. Чудесно!

  1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Йй. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.

Логопед раздаёт детям буквари, открытые на с. 65.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Чайка, зайка и сарай

Чем похожи? Угадай!

В каких словах этого стихотворения есть звук [j]?

Дети. Чайка, зайка, сарай, угадай.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буквы Йй. Под ней вы видите зелёный кружок. Что это значит?

Дети. Это значит, что буква Йй обозначает  мягкий согласный звук [j].

Логопед. На какую букву очень похожа буква Йй?

Дети. Она похожа на букву Ии. Только наверху над ней как будто висит галочка.

Логопед. Молодцы! А теперь возьмите необходимые элементы и составьте по одной букве Й.

Дети составляют букву Й.

Логопед. Какие детали вам потребовались для этого?

Дети. Две длинные палочки , одна короткая и галочка.

Логопед. Как вы расположили эти элементы?

Дети. Две длинные палочки стоят на небольшом расстоянии друг от друга , между ними, слева направо снизу вверх идёт короткая палочка, а наверху расположена галочка.

Дети убирают буквы.

Логопед. Посмотрите на нижнюю часть страницы. Найдите и назовите все предметы, в названиях которых есть новый звук.

Логопед. Сарай, скамейка, майка, балалайка, лейка, чайка, воробей.

Логопед. В каких словах звук [j] слышится в конце?

Дети. сарай, воробей.

Логопед. Отлично! А теперь переверните страницу. Давайте почитаем, что написано рядом с зелёными кружками.  

1-й ребёнок. Ай.

2-й ребёнок. Май.

3-й ребёнок.  Дай.

4-й ребёнок. Ой!

1-й ребёнок. Твой.

2-й ребёнок. Свой.

3-й ребёнок. Гайка.

2-й ребёнок. Зайка.

3-й ребёнок. Майка.

1-й ребёнок. Сайка.

Логопед. Теперь прочитайте слова под картинками.

4-й ребёнок. Гайка.

1-й ребёнок. Сайка.

Логопед. Что такое сайка?

1-й ребёнок. Это булочка.

Логопед. Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками.

4-й ребёнок. У Вовы зайка.

1-й ребёнок. У Зои новый зонт.

2-й ребёнок. Обратите внимание, слова Вова и Зоя написаны с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Молодцы! А теперь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их. 

  1. Подвижное упражнение «Садовник». (Расширение глагольного словаря, развитие общих речевых навыков, координация речи с движением.)

Мы вчера в саду гуляли,                            Идут на месте.

Мы смородину сажали.                              Изображают, как копают яму и сажают в  

                                                                      неё куст.

Яблони белили мы                                      Движение правой рукой вверх – вниз.

Известью, белилами.

Починили мы забор,                                   Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор:                                   Стоят на месте.  

- Ты скажи, садовник наш,                         

Что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду слив лиловых,                  На каждое название фруктов загибают по

Груш медовых,                                            одному пальцу на обеих руках, начиная с

Самых крупных спелых яблок,                  больших пальцев.

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.                  

  1. Игра «Два и три». Совершенствование навыков слогового анализа слов.

Логопед. Назовите ещё раз свои картинки. Помните, во всех названиях есть звук [j].

Дети. Зайка, попугай, чайка, муравей, воробей, сойка.

Логопед помещает на доску цифры «2» и «3».

Логопед. Разделите эти слова на слоги и поставьте под цифру «2» те картинки, названия которых делятся на 2 слога, а под цифру «3» те картинки, названия которых делятся на 3 слога.

Дети выполняют задание. Логопед убирает цифры.

  1. Пальчиковая гимнастика «Что в корзинку положу?» (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)

Логопед предлагает детям  сделать пальчиковую гимнастику.

Красные яблоки зреют в саду.                   Идут по столу пальчиками.

В сад погулять я с корзинкой иду.

Что я в корзинку свою положу?

Вы посчитайте, а я расскажу.

Груши, сливы и айву,                                 Загибают на каждое название фрукта по

По порядку назову.                                     одному пальцу сначала на правой, а потом на

Абрикосы и гранат.                                     левой руке.

Сосчитали всё подряд?

Персик, спелый виноград,

Много яблок и гранат.

Очень спелую хурму

  Тоже я с собой возьму.        

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, навыков печатания.

Логопед раздаёт детям тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Логопед. Что вы видите в верхней части страницы?

Дети. Букву Йй, йогурт и йод.

Логопед. Верно. Раскрасьте больщую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Зелёный, потому что буква Й– мягкая согласная буква.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.

Дети выполняют задание.

Логопед. Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Й. Сначала пишем одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишем галочку. Напишите четыре больших буквы и три маленьких по точкам. Слова и предложение вы будем писать потом. Закройте тетради.

Дети выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по  теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Цц"

Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений  с новой буквой Цц. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости  - звонкости ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"

На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звуки В, Вь. Буква В"

Цель: закрепление у детей навыка различения звуков [в]-[в´] изолированно, в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой В.Задачи:- уточнять произношение звуков [в] и [вь], дифференциац...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется  представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...