Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Цц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений  с новой буквой Цц. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости  - звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка конструирования и печатания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_tsts_.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Буква Цц и звук [ц].

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений  с новой буквой Цц. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости  - звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка конструирования и печатания.

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса,  конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, общей и тонкой  моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, контейнеры с палочками Кюизенера  для составления буквы,  «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, презентация.

Предварительная работа. Заучивание подвижной игры  «Листья».

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Развитие  навыков  звукового  анализа слов. Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.

Логопед встречает детей  и организует приветствие  с ними, предлагает детям занять места за столиками. На доске презентация.

Логопед. Посмотрите на  картинки, которые  перед вами. Назовите их.

Дети называют картинки.

1-й ребёнок. Птенец.

2-й ребёнок. Огурец.

3-й ребёнок. Колодец.

4-й ребёнок. Заяц.

Логопед. Каким звуком  заканчиваются все эти слова?

Дети. Звук [ц].

Логопед. Верно. Посмотрите на эти картинки. Какой звук мы слышим в начале этих картинок?

Дети. Звук [ц].

Логопед. Верно. Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает,  мы и поговорим сегодня.

  1. Игра «Синий сигнал». Развитие фонематического восприятия.

Логопед раздаёт детям разноцветные сигналы.

Логопед. Послушайте моё стихотворение и определите, какой звук я выделяю при произношении.

Логопед читает стихотворение, акцентировано произнося звук [ц].

Цапля в цирке выступала,

Трёх цыплят дрессировала.

Дети. Во всех этих словах есть  звук [ц].

Давайте произнесём этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [ц].

Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук  [ц] – гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь. Кроме того, он глухой и всегда твёрдый. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Зелёным.

Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему сигналу. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ц].

Для игры используется следующий материал: ц, т, с, т, ц, т', ц, с, ц, с, конец, цапля, пальцы, сосна, тяпка, колодец, тапки, циркуль, морозец, тина.

Дети слушают и поднимают  сигналы, услышав звук [ц].

Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными и не допустили ошибок.

  1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Цц. Совершенствование навыка чтения. Развитие навыков звукового анализа слов (определение места звука в слове).

Логопед раздаёт детям буквари, открытые на с. 80.

Логопед. В верхней части страницы слева вы видите букву Цц. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один синий кружок?

Дети. Значит, буква Цц обозначает только один твёрдый согласный звук [ц].

Логопед. Я надеюсь, что вы запомнили: звук [ц] – согласный глухой и всегда твёрдый.  Посмотрите на картинку рядом с буквой. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Цапля в цирке выступала,

Трёх цыплят дрессировала.

В каких словах этого стихотворения есть звук [j]?

Дети. Цапля, цирк, цыплята.

Логопед. Правильно. А теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Помогите цыплёнку найти предметы со звуком [ц] в названиях. Перечислите их.

Дети. Циркуль, огурец, цепочка, яйцо, кольцо, ножницы.

Логопед. Отлично! А теперь давайте прочитаем слова с новой буквой.  

1-й ребёнок. Цена.

2-й ребёнок. Цепи.

3-й ребёнок.  Яйцо.

4-й ребёнок. Отец.

1-й ребёнок. Заяц.

2-й ребёнок. Цветы.

3-й ребёнок. Конец.

2-й ребёнок. Ножницы.

Логопед. Теперь прочитайте слова под картинками.

4-й ребёнок. Цепи.

1-й ребёнок. Яйцо.

Логопед. Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками.

4-й ребёнок. Это заяц.

1-й ребёнок. У зайца куцый хвост.

Логопед. Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками все вместе.

Дети читают.

Логопед. Молодцы! А теперь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их. 

  1. Игра «Какие слова составим?» Развитие зрительного гнозиса.
  2. Упражнение «Кто скорее?»  Конструирование буквы Цц из палочек. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. Совершенствование навыков конструирования.

Логопед ставит на стол контейнеры с палочками Кюизенера.

Логопед. Давайте проведём соревнование: кто скорее сложит большую букву Ц из палочек. Какие палочки вам нужны для этого?

Дети берут палочки и шнурочки и выполняют задание.

Логопед. Молодцы. Сложите палочки и шнурочки в контейнеры.

Дети. Нам нужны две длинные палочки , одна средняя и одна короткая.

Дети берут палочки.

  1. Подвижное упражнение

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся,                            Кружатся, расставив руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся.                     Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,                         Движения руками влево - вправо.

Будто опять закружиться хотят.                           Кружатся на носках.

               

  1. Игра «Определи по половинкам». Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Логопед. Посмотрите внимательно на буквы, которые у вас написаны, но не дописаны. Определите по половинкам букв, что здесь написано.

Дети выполняют задание. 

  1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,                                    Сжимают и разжимают кулаки.

Будем листья собирать.

Листья берёзы,                                                        Загибают пальцы, начиная с большого.

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.                               «Шагают» по столу средним и

                                                                                    указательным пальцами.

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Логопед раздаёт детям тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Логопед. Что вы видите в верхней части страницы?

Дети. Букву Цц, цыплёнка, цепь.

Логопед. Верно. Раскрасьте больщую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква Ц– твёрдая согласная буква.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.

Дети выполняют задание.

Логопед. Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ц. Сначала пишем сверху вниз одну длинную палочку, потом на расстоянии чуть меньше клеточки – вторую такую же палочку, затем соединяю их внизу горизонтальной палочкой, а потом на горизонтальной палочки справа сверху вниз пишем короткую палочку. Напишите четыре больших буквы и три маленьких по точкам. Слова и предложение вы будем писать потом.

  1. Упражнение «Путаница». Профилактика нарушений письменной речи.

Логопед. Какие буквы написаны справа в нижней части страницы?

Дети. Буквы Ш, Ц, П.

Логопед. Возьмите три разных цветных карандаша и раскрасьте эти буквы.  

Дети выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания.

  1.  Упражнение «Разноцветные линии». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков  [с] - [ц] в словах).

Логопед предлагает детям перевернуть страницу.

Логопед. Какую букву вы видите в верхней части страницы слева?

Дети. Букву Ц.

Логопед. А в нижней части страницы?

Дети. Букву С.

Логопед. Рассмотрите картинки, нарисованные между картинками.  Соедините с буквой Ц те картинки, в названиях которых есть звук [ц], красным карандашом, а с буквой С те картинки, в названиях которых есть звук [с], синим карандашом.

Дети выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...