Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx15.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: познакомить детей с буквами «С,с» и тем, что они обозначают звуки «с», «сь»; закреплять умение чертить схему предложения с применением пройденных грамматических правил; продолжать учить работать со схемой слова, развивать навык звуко- буквенного анализа; продолжать совершенствовать чтение детей; развивать внимание, память.

    Демонстрационный материал: кукла; фишки; буквы; мяч.

    Раздаточный материал: пеналы с фишками: зелеными, синими, красными.

                                     Ход занятия.

    - Ребята, мы с вами разговариваем, общаемся, слушаем радио, телевидение, читаем книги, журналы.

    - Что мы слышим? (речь)

    - Сейчас я вам задаю вопросы, а вы мне отвечаете, это какая речь? (устная)

    - В книгах, письмах, газетах- какая речь? (письменная)

    -Из чего состоит наша речь? (из предложений)

    - Предложения состоят из…(слов)

    - Слова состоят из …(букв)

    - Ребята, а слово делится на что? (на слоги) (если дети затрудняются, произнести любое слово по слогам: « ма- ши- на»)

    - Буквы мы пишем, а звуки…(произносим)

    - Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить – тянуть, при этом во рту ничто не мешает, нет преграды. Как называются такие звуки?(гласные) Назовите их.

    Работа над предложением.

    Воспитатель вызывает ребенка, у которого  в руках кукла. Дети составляют предложение. Кто-то из детей чертит схему предложения на доске.

    «Кукла Катя спит».

    - Сколько слов в предложении?

    - Какое слово первое? Второе? Третье?

    - Почему второе слово обозначено уголком?

    Игра «Подскажи словечко»

                              Смело в небе проплывает,

                              Обгоняя птиц полет,

                              Человек им управляет,

                               Что такое?... (самолет)

    - Повторите слово еще раз и скажите, какой звук первый? («с») Он твердый или мягкий?

                               Среди поля голубого

                               Яркий блеск огня большого,

                               Не спеша огонь тут ходит,

                               Землю-матушку обходит,                        

                               Светит весело в оконце-

                               Ну конечно, это-…. (солнце)            («с»)

    Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица)     («сь»)

    - Звуки «с» и «сь» на письме обозначаются буквой «эс»: «С, С».

    Чтение слогов со звуками «с» и «сь» (хоровое и индивидуальное)

    Физкульминутка:

    Каждый день по утрам

     Делаем зарядку

    Очень нравится нам

    Делать по порядку:

    Весело шагать,

    Руки поднимать,

    Руки опускать,

    Приседать и вставать,

    Прыгать и скакать.

    Звуковой анализ слова «сани».

    -Произнесите слово.

    - Какой звук первый?

    - это гласный или согласный?

    - Докажите.

    - Каким цветом обозначается на схеме? (синим)

    - Назовите второй звук. Это гласный или согласный? Докажите.

    - Каким цветом обозначается на схеме? (красным)

    - Назовите третий звук. Расскажите об этом звуке (согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом).

    Схему слова один ребенок выкладывает на фланелеграфе, остальные – на местах.

    - Сколько слогов в этом слове? Произнесите протяжно. (два)

    - Какой первый слог? (са)

    - Второй слог? (ни)

    - А как еще можно определить количество слогов в слове? (по количеству гласных. В слове «сани» - два гласных звука – «а», «и», значит и два слога)

    - А сейчас, надо звуки на схеме заменить на буквы.

    - Составьте предложение со словом «сани».

    Игра с заданием «Назови слова».

    Становитесь в круг опять.

    Будем в солнышко играть.

    Мы – веселые лучи,

    Мы резвы и горячи.

    Раз, два, три, четыре,

    Раздвигайте круг пошире.

    Воспитатель с мячом в середине круга. Если в слове есть звук «с» - дети ловят мяч, если нет – отталкивают. (Сокол, слон, соловей, синица, ворона, корова, воробей и т.д.)

    Фонетическая игра на развитие внимания.

    «Кто запомнит больше слов со звуком «С».

    Солнце село за селом,

    Спят синицы, сойки спят.

    Спит в реке усталый сом,

    Спят и лес, и степь, и сад.

    Стадо спит, пастух и пёс.

    Смолкли скрипы, песни, смех.

    Сон в страну свою унес всех.

    Стихотворение читается два раза: первый – для осмысления текста, второй – для запоминания слов со звуками «с», «сь».

    За каждое слово дается фишка, в конце определяется победитель.

    Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

    Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

    Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

    Подготовка к обучению грамоте. Согласные В и Ф.

    закрепление понятий:  "согласный звук", "звонкий согласный", "глухой согласный"; "слово", "слог", "предложение";закрепление умения находить место звука в слове, делить слова на слоги....

    Конспект НОД по обучению грамоте « Согласный звук [Ш]. Буква Ш».

    Знакомство с буквой Ш, формирование правильного произношения звука  [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Определение  количества слогов и...

    Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

    Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

    Обучение грамоте "Согласный звук и буква М"

    НОД "Обучение грамоте" по ФГОС ДО...

    Рабочие листы к занятиям кружка "Лучики" (обучение грамоте, согласные)

    Рабочие листы представляют собой материал собранный из различных источников. Его можно редактировать....