Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой - Р"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Обучение грамоте. Звуки и буква Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия «Знакомство со звуками [р, р’ ], с буквой Р, р.

                             (подготовительная группа)

Цель: закрепить навык произношения звука  р в словах и фразах; учить определять слог по счету; проводить звукослоговой анализ слов; определять ударный звук; развивать фонематический слух. Познакомить с буквой; учить преобразовывать слова; печатать слоги и слова. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход занятия

 Организационный момент.

 Садится тот, кто назовет слова, состоящие из одного, двух, трех слогов и обозначающие названия животных.

Отгадывание звука по описанию.

- Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

- Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке р.)

История про 2-х собак (с показом игрушек или картинок): в одном дворе жили две собаки, одна большая, другая – маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р , а маленькая – р’-р’-р’.

Игра «Порычим как маленькая и большая собака».

Характеристика звука. Струя воздуха встречает препятствие, значит звук согласный. Произносим с голосом – звонкий. Бывает твердым и мягким.

Речевая зарядка: тра – тро – тру – тры

                               пра – про – пру – пры

                               стра – стро – стру – стры

                               Ра – ра – ра – рама, рак, гора, нора

                               Ро – ро – ро – роза, роща, рот, перо.

                               Ру – ру – ру – руки, ружья, кенгуру

                               Ры – ры – ры – рыба,  рынок, рыжик, рысь.

Определение позиции звука в словах (в начале, в середине, в конце слова). Дети работают по картинкам.

 Физкультминутка

На болоте две лягушки,  две зеленые подружки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкультпривет

Знакомство с буквой  Р, р (эр)

На что похожа буква?                                                   Буква Р – на мачте парус,

«Дрожу от страха        Вдаль плывет, небес касаясь.

До сих пор! –         В. Степанов

Воскликнуло полено, -                                          Ручка круглая у трости.

Похожа буква на топор!                                       Трост для деда сделал Костя.

Расколет непременно».        Г. Виеру

               Е. Терлапан

   Печатание буквы, слогов, слов. (ра, ро, ру, ры, ри, рэ, рана, рама, Рита, Римма).

   Звукослоговой анализ слов. Составление схем к словам (руки, тигр, грибы, шары), определение  места твердого и мякгого звука р в словах, деление слов на слоги, определение ударного звука.

   Игровое упражнение «Составь слово». Педагог называет первый слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка.

Словарный материал: кар (точка), трос (точка), кур (точка), чёр (точка), коф (точка), фор (точка).

Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука звук р»

Словарный материал: ковать - кровать

        топка - тропка

        дама – драма

                                       кошка – крошка

                                       каска – краска пост – прост

Подведение итога занятия: С какой буквой познакомились?

Какие звуки она ообозначает?

Охарактеризуйте звуки [р, р’].