Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Коршунова Людмила Ивановна

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zvuk_a.docx27.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

    Учитель-логопед: Л.И.Коршунова  МАДОУ детский сад №4 «Сказка» г. Кировград, Свердловской области

    Тема: Звук [а], буква А.

    ЦельЗакреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А. Обучение  интонационному  чтению.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    Закрепить навыки различения и произношения звука [А] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

    Упражнять детей в умении выделять звук [А] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

    Закреплять умение определять позицию звука в слове.

    Продолжать формировать звуковой и слоговой анализ и синтез слов.

    Упражнять в составлении предложений с союзом  а  по опорным словам.

    Познакомить детей с графическим образом буквы А. Обучение интонационному чтению.

    Расширять словарный запас.

    Коррекционные- развивающие

    Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

    Развивать фонематический слух.

    Развивать умение концентрировать внимание.

    Развивать умение программировать речевое высказывание.

    Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

    Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

    Организация  обратной связи-обмена информацией детьми и педагогом в  ходе обучения,  с целью коррекции процесса обучения и воспитания.

    Оборудование

     «Звуковичок»-  фишка , обозначающая звук [А]. Буквы А,а- красного цвета. Демонстрационная таблица «А» Цуканова, Бетц: «Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения»; предметные картинки: аист, улитки, лиса, кенгургу, машина, кукла; картинки: плачущая девочка, девочка, качающая куклу, любопытный мальчик; счётные палочки, пуговицы, кассы букв и слогов;Цветные и простой карандаш; Альбом 1  упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы О.С.Гомзяк.  
    Ход занятия

    I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (Организационный момент).

    Правило поведения на занятии.

     - Раз, два, три, четыре, пять

     Будем мы сейчас опять

     Смотреть, слушать, размышлять,

     Но друг другу не мешать.

     Внятно, четко говорить,

     Не вертеться, не шалить.

    Логопед:  

    Слушай, думай не зевай

    Полными ответами на вопросы отвечай!

     Логопед: -Назовите времена года.                            

    Дети:          « Осень, зима, весна, лето.»

    Логопед: Сколько месяцев длится каждое время года?    

     Дети :   «Каждое время года длится три месяца.»

    Логопед: Перечислите летние месяцы      

    Дети : «Летние месяцы –это  июнь, июль, август»

    Логопед: -Назовите последний летний месяц.      

    Дети : « Последний летний месяц – август»

    Логопед: - На какой звук начинается название последнего летнего месяца? Дети: «Название последнего летнего месяца  начинается на звук [А] –август»

    II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Формулирование темы занятия.

    Логопед:                                  Собираем в августе

                                                      Урожай плодов.

                                                      Много людям радости

                                                       После всех трудов.

    Логопед:  Что собирают люди в августе?

    Дети: Люди собирают урожай плодов

    Логопед:   Что за плоды собирают осенью люди?

    Дети: Это овощи и фрукты.

    Логопед:                                        И везёт автомашина:

                                                           Арбузы, Апельсины,

                                                           Ананасы. Вот Айва…

                                                           Всё, что есть на букву    

     Дети: (договаривают)       А

    Логопед:   Назовите тему  нашего занятия

    Дети : «Мы будем изучать  звук ].  и его букву.»

    1. Характеристика звука.

    На доску выставляется( ребёнком )  Звуковичок» [А].

    Логопед:  Какой это звук, гласный или согласный?

    Дети: Звук [А] –гласный

    Логопед: (вместе с детьми): «Воздух свободно идёт через рот,

                                                    нет преграды разной.

                                                     Голос звучит, голос поёт

                                                     Звук называется - гласный!

    Логопед: найдите среди картинок, ту, которая начинается за звук ].

     Подбирается картинка Аист (ребёнком)

    1. Выделение слов  по месту звука [А] в слове. Знакомство с буквой А

    Далее дети рассматривают  демонстрационную таблицу А,а.  

    Логопед: Расскажите , что видите в центре таблицы?

    Дети : « В центре таблице буква две буквы Аа»

    Логопед: Назовите картинки со звуком [А]  в начале (середине, конце слова)

    Дети находят и называют картинки.

    Логопед: Какой буквой обозначается звук [А]

    Дети: Звук А обозначается буквой А

    Логопед: Как выглядит буква  А? Как мне написать её на доске?

    Дети объясняют, логопед пишет на доске букву.

    Логопед: Постройте букву А из палочек( пуговиц) Дети самостоятельно выбирают из чего строить букву.

    Логопед: Найдите  в кассе букву А

    1. Физкультурная пауза. «Аист»

    1. Обучение интонационному чтению. «Характер буквы». Знакомство со знаками препинания в конце предложения.

    Логопед; У буквы А бывает разный характер.

    На доске картинка «Девочка качает куклу» под картинкой : А-а-а.

    Логопед: Расскажите, что происходит на картинке?

    Дети : На картинке девочка качает куклу .

    Логопед: Девочка качает куклу и напевает спокойным голосом

    Дети читают подпись под картинкой спокойным голосом. (А-а-а.)

    Логопед демонстрирует картинку «Девочка громко плачет» под картинкой: «А-а-а!»

    Дети говорят, что происходит на картинке. Логопед просит повысить голос и передать плаксивый характер при чтении буквы (А-а-а!)  Обращает внимание на знак в конце предложения.

    Логопед: Это восклицательный знак, он передаёт громкий характер буквы.

    Далее логопед демонстрирует картинку, на которой изображён любопытствующий мальчик. Под картинкой ( А-а-а?)

    Логопед: Этот мальчик любит задавать вопросы. Прочитайте, как  мальчик спрашивает: «А-а-а?»

    Логопед обращает внимание на Вопросительный знак в конце предложения.

    Логопед: Вопросительный знак передаёт любопытный характер буквы А.

    1. Закрепление знаний о знаках препинания и их влиянии на интонацию при чтении.

    Игра: «Характер буквы»

    Найдите в кассах знаки, которые передают характер буквы. Назовите их.

    Внимательно слушайте какой характер у буквы А и подружите её с нужным знаком.  Далее логопед произносит  звук [А] с разной интонацией, дети выполняют задание.

    1. Составление предложений с союзом  А.

     «Живые предложения».

    Логопед: Мне нужны помощники: девочка и мальчик, чьи имена начинаются на звук [А]. Выберите по одной картинке и встаньте рядом.

    Задание: Составьте предложение.

     Остальные дети составляют предложение. «У Ани аист, а у Артёма улитки».

    Назовите сколько слов со звуком [А] в этом предложении? Назовите их.

    1. Работа в Альбоме упражнений …..О.С.Гомзяк,  стр. 2

    III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Организация обратной связи.

    1. Рефлексия:

    Какие задания вам понравилось  выполнять и чему они вас научились?

    1. Самооценка. Выбрать  карточку- смайлик: легко и быстро, немного затруднялся, трудно.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

    Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

    Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

    Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

    Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

    Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

    Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква Д" (подготовительная группа)

    Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква Д" (подготовительная группа)...

    Конспект занятия по обучению грамоте "В поисках буквы"

    Занятие посвящено знакомству с буквой "эль". Использованны разные формы работы: звуковой анализ слова, работа со шнуровальным комплектом, буквенным конструктором, печатанье буквы, чтение слогов, логич...

    Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

    Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...