Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Коршунова Людмила Ивановна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_a.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Учитель-логопед: Л.И.Коршунова  МАДОУ детский сад №4 «Сказка» г. Кировград, Свердловской области

Тема: Звук [а], буква А.

ЦельЗакреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А. Обучение  интонационному  чтению.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навыки различения и произношения звука [А] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

Упражнять детей в умении выделять звук [А] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

Закреплять умение определять позицию звука в слове.

Продолжать формировать звуковой и слоговой анализ и синтез слов.

Упражнять в составлении предложений с союзом  а  по опорным словам.

Познакомить детей с графическим образом буквы А. Обучение интонационному чтению.

Расширять словарный запас.

Коррекционные- развивающие

Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

Развивать фонематический слух.

Развивать умение концентрировать внимание.

Развивать умение программировать речевое высказывание.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Организация  обратной связи-обмена информацией детьми и педагогом в  ходе обучения,  с целью коррекции процесса обучения и воспитания.

Оборудование

 «Звуковичок»-  фишка , обозначающая звук [А]. Буквы А,а- красного цвета. Демонстрационная таблица «А» Цуканова, Бетц: «Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения»; предметные картинки: аист, улитки, лиса, кенгургу, машина, кукла; картинки: плачущая девочка, девочка, качающая куклу, любопытный мальчик; счётные палочки, пуговицы, кассы букв и слогов;Цветные и простой карандаш; Альбом 1  упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы О.С.Гомзяк.  
Ход занятия

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (Организационный момент).

Правило поведения на занятии.

 - Раз, два, три, четыре, пять

 Будем мы сейчас опять

 Смотреть, слушать, размышлять,

 Но друг другу не мешать.

 Внятно, четко говорить,

 Не вертеться, не шалить.

Логопед:  

Слушай, думай не зевай

Полными ответами на вопросы отвечай!

 Логопед: -Назовите времена года.                            

Дети:          « Осень, зима, весна, лето.»

Логопед: Сколько месяцев длится каждое время года?    

 Дети :   «Каждое время года длится три месяца.»

Логопед: Перечислите летние месяцы      

Дети : «Летние месяцы –это  июнь, июль, август»

Логопед: -Назовите последний летний месяц.      

Дети : « Последний летний месяц – август»

Логопед: - На какой звук начинается название последнего летнего месяца? Дети: «Название последнего летнего месяца  начинается на звук [А] –август»

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Формулирование темы занятия.

Логопед:                                  Собираем в августе

                                                  Урожай плодов.

                                                  Много людям радости

                                                   После всех трудов.

Логопед:  Что собирают люди в августе?

Дети: Люди собирают урожай плодов

Логопед:   Что за плоды собирают осенью люди?

Дети: Это овощи и фрукты.

Логопед:                                        И везёт автомашина:

                                                       Арбузы, Апельсины,

                                                       Ананасы. Вот Айва…

                                                       Всё, что есть на букву    

 Дети: (договаривают)       А

Логопед:   Назовите тему  нашего занятия

Дети : «Мы будем изучать  звук ].  и его букву.»

  1. Характеристика звука.

На доску выставляется( ребёнком )  Звуковичок» [А].

Логопед:  Какой это звук, гласный или согласный?

Дети: Звук [А] –гласный

Логопед: (вместе с детьми): «Воздух свободно идёт через рот,

                                                нет преграды разной.

                                                 Голос звучит, голос поёт

                                                 Звук называется - гласный!

Логопед: найдите среди картинок, ту, которая начинается за звук ].

 Подбирается картинка Аист (ребёнком)

  1. Выделение слов  по месту звука [А] в слове. Знакомство с буквой А

Далее дети рассматривают  демонстрационную таблицу А,а.  

Логопед: Расскажите , что видите в центре таблицы?

Дети : « В центре таблице буква две буквы Аа»

Логопед: Назовите картинки со звуком [А]  в начале (середине, конце слова)

Дети находят и называют картинки.

Логопед: Какой буквой обозначается звук [А]

Дети: Звук А обозначается буквой А

Логопед: Как выглядит буква  А? Как мне написать её на доске?

Дети объясняют, логопед пишет на доске букву.

Логопед: Постройте букву А из палочек( пуговиц) Дети самостоятельно выбирают из чего строить букву.

Логопед: Найдите  в кассе букву А

  1. Физкультурная пауза. «Аист»

  1. Обучение интонационному чтению. «Характер буквы». Знакомство со знаками препинания в конце предложения.

Логопед; У буквы А бывает разный характер.

На доске картинка «Девочка качает куклу» под картинкой : А-а-а.

Логопед: Расскажите, что происходит на картинке?

Дети : На картинке девочка качает куклу .

Логопед: Девочка качает куклу и напевает спокойным голосом

Дети читают подпись под картинкой спокойным голосом. (А-а-а.)

Логопед демонстрирует картинку «Девочка громко плачет» под картинкой: «А-а-а!»

Дети говорят, что происходит на картинке. Логопед просит повысить голос и передать плаксивый характер при чтении буквы (А-а-а!)  Обращает внимание на знак в конце предложения.

Логопед: Это восклицательный знак, он передаёт громкий характер буквы.

Далее логопед демонстрирует картинку, на которой изображён любопытствующий мальчик. Под картинкой ( А-а-а?)

Логопед: Этот мальчик любит задавать вопросы. Прочитайте, как  мальчик спрашивает: «А-а-а?»

Логопед обращает внимание на Вопросительный знак в конце предложения.

Логопед: Вопросительный знак передаёт любопытный характер буквы А.

  1. Закрепление знаний о знаках препинания и их влиянии на интонацию при чтении.

Игра: «Характер буквы»

Найдите в кассах знаки, которые передают характер буквы. Назовите их.

Внимательно слушайте какой характер у буквы А и подружите её с нужным знаком.  Далее логопед произносит  звук [А] с разной интонацией, дети выполняют задание.

  1. Составление предложений с союзом  А.

 «Живые предложения».

Логопед: Мне нужны помощники: девочка и мальчик, чьи имена начинаются на звук [А]. Выберите по одной картинке и встаньте рядом.

Задание: Составьте предложение.

 Остальные дети составляют предложение. «У Ани аист, а у Артёма улитки».

Назовите сколько слов со звуком [А] в этом предложении? Назовите их.

  1. Работа в Альбоме упражнений …..О.С.Гомзяк,  стр. 2

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Организация обратной связи.

  1. Рефлексия:

Какие задания вам понравилось  выполнять и чему они вас научились?

  1. Самооценка. Выбрать  карточку- смайлик: легко и быстро, немного затруднялся, трудно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект занятия по обучению грамоте "В поисках буквы"

Занятие посвящено знакомству с буквой "эль". Использованны разные формы работы: звуковой анализ слова, работа со шнуровальным комплектом, буквенным конструктором, печатанье буквы, чтение слогов, логич...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...