Конспект занятия по обучению грамоте "В поисках буквы"
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Васильева Татьяна Владимировна

Занятие посвящено знакомству с буквой "эль". Использованны разные формы работы: звуковой анализ слова, работа со шнуровальным комплектом, буквенным конструктором, печатанье буквы, чтение слогов, логические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Оренбурга

Студия раннего развития «Филиппок»

Конспект открытого  занятия

« В поисках буквы»

(возраст детей 6 лет)

Педагог

дополнительного

образования

Васильева Т. В.

г. Оренбург


Конспект занятия

Тема занятия:     «В поисках буквы»

Цель занятия:    «Знакомство с буквой «эль»

Задачи:

•        Образовательные:

-        учить подбирать слова на определенный звук;

  • познакомить детей с новой буквой;
  • закрепить навык проведения звукового анализа слов и правила написания заглавных букв;
  • закрепить навык составления предложений;
  • учить слоговому чтению с буквами «л», «м», «н»;
  • активизировать мышление, речь детей, тренировать внимание, память.

•        Развивающие:

  • развивать речевой аппарат путем правильного произношения чистоговорок;
  • развивать мелкую моторику рук.

•        Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, учить работать в коллективе сверстников.


Тип занятия: игра - путешествие.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Средства обучения:

Демонстрационный материал:

картинка - схема слова «лес», плакат с изображением лесной школы, плакат

с изображением поезда с вагончиками, карта движения по буквам Л,

магнитные буквы, буквы Лл.

Раздаточный:

индивидуальные карты-схемы слова «лес», шнуровальные комплекты

(шнурки, картон), буквенный конструктор, фишки для звукового анализа

слова (красные, синие, зеленые), листья со слогами, ручки, листы бумаги,

карточки с картинками (лейка, лебедь, лопата, утка, индюк, арбуз, ножницы,

машинка, зонт).

Оборудование:

магнитофон с записью музыки, магнитная доска, орешки, диагностический

материал (листочки разного цвета).


Структура проведения занятия.

Занятие по обучению грамоте включает в себя пять основных частей:

I.   Разминка.

П. Повторение пройденного. III.Изучение нового материала.

IV.Закрепление изученного материала.

V.Заключительная.

I        часть включает организационный момент, моделирование проблемной
ситуации, упражнения на развитие артикуляционного аппарата
(чистоговорки, скороговорки, гимнастика для губ и т.п).

  1. часть - практическая реализация ранее полученных знаний и представлений. Повторение также направлено на восполнение пробелов в знаниях детей. Включает работу с понятием «звук - буква», звуковой анализ слова, работу с предложением, игры и упражнения на закрепление образов букв.
  2. часть включает анализ и синтез графического начертания знаков -букв (разложение буквы на составляющие элементы, уточнение пространственного расположения элементов по отношению друг к другу).
  3. часть включает работу со шнуровальным комплектом, с буквенным конструктором, чтение обратных, прямых, закрытых слогов, написание (печатанье новой буквы), выполнение логических упражнений.
  4. часть включает диагностику настроения детей, поощрение и подведение итогов занятия.

Ход занятия.

I        часть.

(Комната украшена листьями разной формы и цвета)

Педагог (далее П.) : Ребята, посмотрите, что-то опустилось мне на ладошку

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят. Посмотрите в окно. Все вокруг покрыто листвой. Давайте покажем, как кружатся листья.

(Под музыку все медленно поднимают и опускают руки, кружатся).

 П: Сегодня я хотела познакомить вас с новой буквой, с буквой, на которую

начинаются слова «листья», «листопад». Но она куда-то исчезла. Я,

кажется, знаю, где можно ее найти. Надо отправиться в то место, где

листьев больше всего на свете. Есть у ребят зеленый друг

 Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

-        Где это, ребята? Я подскажу: «тысячи ладошек» - листьев.
Дети (Далее Д) : Это лес.

П: Чтобы быстрее добраться туда, я предлагаю поехать на этом веселом поезде

. (Вывешивается плакат поезда с вагончиками).

См.Приложение 1.

-        Прежде, чем сесть в поезд, нужно три раза повторить чистоговорку:
«Мчится поезд скрежеща, же-че-ща, же-че-ща».

(Дети встают со стульчиков и двигаются по комнате, имитируя поезд; подходят к доске)

II        часть.

П: Посмотрите, ребята, там поезд везет фишки разного цвета.


- Что обозначают эти фишки?

 Д: Звуки речи.

 П: Правильно! Звуки мы слышим и произносим. Звуки обозначаем фишками разного цвета. Какие звуки мы обозначаем фишкой красного цвета? Д: Гласные. Эти звуки можно петь, тянуть.

 П: Какие звуки обозначаем синей фишкой?

Д: Согласные твердые, их петь не можем, во рту преграда.

П:Какие звуки обозначаются фишкой зеленого цвета?

Д: Согласные мягкие, они тоже не поются. П: Приведите примеры этих звуков.

(Показывается фишка - дети называют звук). П: Вот мы и в лесу, садитесь на стульчики за столы.

(На доске карта - схема снова «лес», а перед каждым ребенком такая же индивидуальная карта-схема)

См.Приложение2.

П: Что обозначают эти клеточки?

 Д: Сколько звуков в слове.

П: Правильно, в слове «лес» три звука. Послушайте, какой первый звук в

слове «лес».

(Произносится слово «лес», интонационно выделяется первый звук)

П: Повторите, как он звучит? [л,] (мягкий ). Фишкой какого цвета мы его обозначим?

 Д: Зеленой.

 П: Почему?

 Д: Потому что звучит мягко, но петь его мы не можем. Это согласный

мягкий звук.

 П: Давайте попробуем произнести слово, выделяя второй звук голосом.

(Дублируется указкой по схеме)

       П: Какой это звук?

       Д: Гласный.


П: Почему?

Д: Потому что он поется. Обозначаем красной фишкой.

П: Давайте найдем последний звук в слове «лес».

(Произносится вместе с детьми, выделяется голосом последний звук)

 П: Как звучит этот звук?

Д: [с] - это согласный твердый. Берем фишку синего цвета.

П: Молодцы! Мы составили звуковую схему слова «лес». А теперь каждый

из вас пусть составит предложение со словом «лес».

(Ответы детей)

 П: Вы отлично справились с заданием. Двигаемся на нашем поезде дальше, повторим чистоговорку  «Мчится поезд скрежеща, же-че-ща, же-че-ща». Смотрите, поезд привез нас в Лесную школу.

(Вывешивается плакат с изображением Лесной школы).

 См.ПриложениеЗ.

П: Учитель Медведь дал задание Белочке, Зайцу и Ежу выбрать картинки,

названия которых начинаются со звука [л] или   [л'] и подобрать к ним

нужную фишку.

(Дети выполняют задание у доски).

П: На пеньках перед зверятами стоят другие картинки. На какой звук

начинается предмет, изображенный на картинке?

Д: Арбуз - звук [А], утка - звук [У], индюк - звук [И].

П: Какой буквой можно обозначить [А], [У], [И]. Какие гласные буквы вы

еще знаете?

(Ответы детей. Выставляются магнитные буквы на доску)

 П: Хорошо справились. Зверята вам благодарны и передали целую корзину с дарами леса. Но об этом вы узнаете в конце занятия.

III часть.

П: Посмотрите, а ведь все эти звуки   [Л] и [Л'] можно обозначить одной буквой - буквой «эль». Вот мы ее и нашли!

(Ставятся буквы Лл)


- Рассмотрите ее хорошо, пофантазируйте, на что похожа буква Л.

(Ответы детей) Алфавит продолжит наш

 Буква Л - лесной шалаш.

Клоун с бантом стал гигантом,

 Он в толпе ходил и пел.

 Мы взглянули на ходули

-Увидали букву Л.

 П: Давайте вспомним, когда пишется большая буква «эль», в каких словах?

(Ответы детей)      IV часть.

П: Чтобы хорошо запомнить, как выглядит буква «Л», сделаем ее с помощью шнурка на картонном планшете.

(Дети выполняют шнуровку с помощью педагога)

См.Приложение 4.

П: Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько вокруг листьев. Сейчас мы тоже станем на минутку листочками

(Проводится физминутка). 

Мы листья разноцветные,

Нарядные, приметные.          (Дети машут руками)

На веточке сидели,               (Присели на корточки)

Но ветерок подул на нас,

И плавно мы слетели         (Встали, руки вверх, покачивания)    Под ногами шелестели,

Но опять потом взлетели.     (Кружатся)

В хороводе закружились,

 И на землю опустились.      (Сели на стульчики)

П: Листья засыпали нашу букву Л и часть ее стало не видно. Возьмите ручки и допишите недостающую часть буквы Л.

(Дети за столами обводят букву по точкам).

См.Приложение5.

П: Молодцы! Теперь буква хорошо видна.  Посмотрите внимательно на листья, которые разлетелись по комнате. На них написаны слоги. Кто сможет прочитать их?

(Каждый ребенок берет по листочку и читает написанный на нем слог).

См.Приложение 6.

 П: А теперь выложите этот слог из буквенного конструктора.

(Дети садятся за столы и работают с буквенным конструктором).

См.Приложение 7.

П: Давайте вспомним, как читаются другие слоги со знакомыми нам буквами М, Н, Л.

(Дети читают слоги у доски)

УН

ЫН

ЛА

МИ

МАЛ

ЭМ

АН

НУ

ЛЫ

НЫЛ

ОЛ

УМ

МЭ

НО

МОИ

ЫМ

ИН

ЛИ

НА

НИЛ

АЛ

ОМ

МО

НУ

МУН

П: Прекрасно! Жаль, но нам пора возвращаться домой. Только мы так далеко ушли, что заблудились. Чтобы найти обратную дорогу лесные жители дали нам карту. Если мы будем двигаться только по буквам «Л», то найдем верную дорогу.

(Дети у доски двигаются по клеточкам карты по очереди).

А

О

А

Ы

Н

М

Э

У

И

А

И

М

У

О

Л

Л

Л

Н

А

Л

Э

И

А

Л

Ы

Л

А

У

Л

Н

Л

Л

Л

М

Л

М

А

Л

О

Л

Н

У

О

Л

Л

О

Л

Л

Л

А

И

Н

У

Л


V часть.

П: А вот и наш поезд. Сядем в него и повторим нашу чистоговорку: «Мчится поезд скрежеща, же-че-ща, же-че-ща». Вот мы и выехали из леса! На память о нашем путешествии вы можете взять себе лист. Если вам все

понравилось, вам было интересно и у вас хорошее настроение, то возьмите красный лист. Если вам что-то не понравилось и немного грустно - возьмите желтый лист. Ну, а если у вас совсем плохое настроение - то зеленый лист.

(Дети делают свой выбор).

См.Приложение 8.

 П: Ой! Я совсем забыла про корзину от зверят с дарами леса. Какие дары леса вы знаете?

(Ответы детей) --- -Зверята дарят вам орешки.

(Детям раздают орешки со сгущенкой)

Итог: С какой новой буквой мы сегодня познакомились? Я надеюсь, вы подружитесь с этой буквой и вам будет легко читать слова, где встречается буква «эль»!

- Что вам особенно понравилось в нашем путешествии? Я буду рада встретится с вами вновь.  До новых встреч.