Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Федотова Наталья Сергеевна

    Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_m.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект интегрированного логопедического занятия

    в подготовительной к школе группе

    Тема «Родная земля-матушка. Звуки [ М ], [М’] и буквы М, м»

    Задачи:

    коррекционно-образовательные:

    - учить детей выделять нужный согласный звук  в слове;                                           - познакомить с буквой Мм;                                                                                                                          - закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова;            - закрепление умения детей делить слова на слоги;                                                      - упражнять в словообразовании слов, обозначающих профессии крестьян, работающих на земле, сложных слов и отглагольных существительных;                     -подбор признаков (эпитетов)к земле.

    коррекционно-развивающие:

    - развитие мышления детей на материале описательных загадок;

    - развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;

    - развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

    коррекционно-воспитательные:

    - воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

    - воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру; любви к родной земле, уважения к людям, работающим на земле;

    здоровьесберегающие задачи:

    - профилактика утомления детей на занятии;

    - обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.

    Оборудование и материалы: индивидуальные зеркала; картины «Откуда хлеб пришел»; картинки: дом, семья; буквы Мм; счетные палочки; кружки синего и зеленого цветов; тетради, карандаши.

    Ход занятия:

    I. Припоминание загадок о земле.

    -Весь мир кормлю, а сама не ем.

    -И топчут ее, и режут ее,                                                                                                     А она не серчает, добром отвечает.                                                                              -Кто в году четыре раза переодевается?

    II. Развитие лексико-грамматических процессов.

    -Мы все живем на земле. С древних времен люди говорят, что земля кормит человека и называют ее ласково «земля-кормилица»,  «земля-матушка».

    III. Игра «Назови профессии крестьян, работающих на земле»

    Работает на тракторе - тракторист

    Пашет землю – пахарь, землепашец

    Работает на комбайне - комбайнер

    Разводит овощи - овощевод

    Разводит сады – садовод

    Разводит свеклу - свекловод

    Разводит лен - льновод

    Выращивает хлеб - хлебороб

    IV. Беседа о земле

    Без чего не может прожить и дня человек?

    Какой главный продукт питания человека?

    Кто дает человеку продукты питания и главный из них – хлеб?

    Почему люди называют землю кормилицей?

    Как должны люди обращаться с землей-кормилицей?

    Кто самый близкий, самый родной, самый добрый, самый заботливый человек у каждого ребенка?

    Запомните, дети: у человека две матери – родная мать и родная земля, земля-кормилица, земля-матушка, Родина-мать.

    V. Подбор признаков к земле.

    Давайте найдем самые красивые, самые нежные, самые теплые признаки к нашей земле-кормилице. Какая она?

    (Русская, родная, любимая, богатая, щедрая, плодородная и т.п.)

    VII. Деление слов на слоги, прохлопывание; выделение звуков М,Мь.

    Земля, кормилица, матушка, мать, мама.

    VIII. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

    – С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?

    - Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?

    - При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

    - Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.

    IX. Игра «Чего не стало?» (развитие зрительного внимания, памяти; произношения звуков М, Мь в словах)

    С доски по очереди убирается по одной картинке.

    X. Выкладывание схем слов: ДОМ, СЕМЬ.

    Дети выкладывают на столах схемы слов.

    XI. Знакомство с буквой М.  

    - Ребята, а вы любите своих мам?

    - Вы хотите научиться писать это слово?

    - Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [мь].

    - Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой.

    - Без этой буквы слово «мама» не написать.

    Взялись за руки друзья.

    И сказали: «Ты да я – это мы!»

    А между тем

    Получилась буква М.

    - На что похожа буква М?                                                                                                    - Выложите букву из счетных палочек.

    - Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [мь]. Закрасьте ее.

    -Рисование в воздухе буквы М.

    - Печатание в тетрадях букв М, м; слогов-слияний МА,МУ; слова МАМА.

    XII. Итог занятия.

    - С какими звуками сегодня познакомились?

    - Что еще нового узнали на занятии?

    - Что было трудным для вас на занятии?

    - Спасибо всем за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте по программе "Школа 2100" по теме: "Звук "У". Буква У.

    Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении....

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

    Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

    Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

    Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

    Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

    Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

    Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

    Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

    Презентации к занятиям по обучению грамоте Нищевой. "Буква А", "Буква У".

    Данные презентации будут полезны при проведении занятий по парциальной грограмме Н.В.Нищевой "Обучение грамоте". Презентации составлены по пособию "Мой букварь"....