Главные вкладки

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;

    - развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;

    - развитие графо-моторной функции руки и пространственного гнозиса;

    - предупреждение акустической, оптической и моторной дисграфии;

    - учить массажу лицевых мышц.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_gramote_zvuki_i_bukvy_s-z.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

    по обучению грамоте

    Тема: Дифференциация звуков С-З.  Буквы    С, З.

              « Буквы потерялись».

    Цели занятия

    Коррекционно-образовательные:

    - развитие умения различать звуки на слух;

    - предупреждение акустической, оптической и моторной дисграфии;

    - учить массажу лицевых мышц;

    закрепить умение употреблять в речи предлоги ИЗ, ЗА, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.

    Коррекционно-развивающие:

    - развитие фонематических процессов;

    - дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;

    - развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;

    - развитие графо-моторной функции руки и пространственного гнозиса;

    - развитие дыхания и голоса.

     Коррекционно-воспитательные:

    - воспитание нравственных качеств, интереса к занятию.

    Оборудование: аудиокассета « Малыш и птички» из серии «Музыка для  

    малышей» - «Баркарола» Ж. Оффенбах, «Серенада» Ф.Шуберт; 

    плоскостные  изображения, которые крепятся на нитках  и свисают под потолком: солнце, облака, тучка с луной и звездами; елка искусственная;

    игра «Звуковая мозаика» - карточки  листы-сетки (3х3) – 9 окон,

    жетоны – синего и зеленого цвета;

    мольберт с картиной из серии «Найди буквы?» в  контурном                        

    изображении;

    массажный ковер с нашитыми дорожками для массажа рук;

    массажные тренажеры «Каштан» на каждого;

    листы на каждого с контурным изображением букв методом наложения, плоскостные буквы черного цвета - одна целая, другая разрезана на части;

    узор из букв большого и маленького размера;                      

                           цветные карандаши;

                           мячи красного и синего цвета,  со съемными буквами.                    

    Предварительная работа: на занятиях по аппликации – нарезать травку и наклеить на лист тонированной бумаги; скатать в комочки бумагу и сделать из них бусы (нанизывает взрослый).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент. 

    - Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь начнем занятие.

    1. Сообщение темы.

    (Дети садятся на места, столы сдвинуты по два, напротив друг друга)  

    Инструкция: Сегодня мы продолжим разговор о звуках  С и З.

                          Какие это звуки?

                          Чем отличаются звуки и буквы?

    Сюрпризный момент: Вы ничего не слышите? Всё ближе,  какой то  

                          непонятный шум.

    (В группу влетает Сорока).

    Сорока:  Ага, сидите, занимаетесь и не знаете,  какую я вам весть  

                    принесла?

    Логопед: Объясни, наконец, что случилось?

    Сорока:  Плачут буквы на лужайке

                   Сбились, бедные, с пути,

                   Им до дому не дойти!

    Логопед: Сорока, скажи, а какие буквы потерялись?

    Сорока: Я-то знаю, какие буквы, а вы попробуйте угадать.

                 Слушайте внимательно задание.  

    1. Развитие фонематического слуха – игра «Звуковая мозаика».

    (игру проводит Сорока)

    Инструкция: Возьмите карточки. Если услышите в слове звук С – выкладывайте синий квадратик, а если звук З – зеленый.

     (во время выкладывания узора звучит спокойная музыка из цикла «Малыш и птички» - Ж Оффенбах).

    Слова: самолет, сани, усы,

                посылка, замок, узор,

                нос, автобус, пёс.

    Инструкция: Посмотрите на свой узор, на что он похож?

                          Проверьте пальчиком левой руки, в какую сторону смотрят  

                          рожки у буквы С.

                          А теперь взгляните на эту картину и найдите на ней буквы.

    (Выставляется мольберт с картиной).

    Логопед: Какие звуки и буквы потерялись?

                    Скажем спасибо Сороке за подсказку.

    Сорока: Я к вам ещё вернусь.

    (Сорока улетает).

    Логопед: Как вы думаете, что случится если буквы не найдутся?

                    Ребята, нам надо помочь вернуться буквам домой и отыскать их,  

                    отправляемся в путь. Выходите на ковер.

    (Дети выходят на ковер, в это время воспитатель собирает «Звуковую мозаику» и раздает каждому листы с контуром букв).

    4. Массаж лицевых мышц.  Комплекс «Солнышко проснулось».

    Инструкция: Чтобы было веселее и теплее в пути, давайте позовем

                          солнышко.

    (звучит музыка)

    1.                                                                

    Ладошка – это солнышко,                  Поглаживать левую ладонь пальцами   правой руки.                                                            А пальчики – лучи.                              Поочередно поглаживать пальцы.

    Поет о солнце скворушка,                  НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ (НД)- от кончиков                            Кричат о нем грачи.                            Пальцев к основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их      

                                                                  кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»)

                                                                  затем сомкнутые пальцы немного приподнять,   

                                                                  а  большой палец – опустить («клюв открыт»).

      2.

      Солнышко милое,                              Поглаживать правую ладонь                         

      Поделись своей силою!                     пальцами левой руки.

      Просыпайтесь, лучики,                     Поочередно растирать пальцы.

      Согревайтесь, рученьки.                   НД – от кончиков пальцев к основанию. 

         

     3.

     Пальцы-лучики проснулись,                Сжимать пальцы в кулачки        

     Наклонились, потянулись.                    И разжимать их.

     Быстро встали на зарядку,                    Поочередно поглаживать и называть пальцы.

     Рассчитались по порядку.                     НД – от кончиков пальцев к основанию.

     4.  

     Солнышко проснулось,                       Сжимать пальцы в кулаки и разжимать их.

     Лобика коснулось,                               Проводить пальчиками обеих рук по лбу.

     Лучиками провело,                              НД – от середины лба к верхней части ушей.

     И погладило, и погладило.

     5.

     Солнышко проснулось,                       Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

     К щёчкам прикоснулось,                     Проводить пальчиками обеих рук по щекам,

     Лучиками провело,                              НД – от носа к средней части ушей.

     И погладило, и погладило.

         

    6.

    Солнце личико согрело.                        Поглаживающие движения.

    Потеплело, потеплело.                          НД – от середины лба к верхней части ушей,

    Наши ручки потянулись,                      от носа к средней части ушей,

    Наши губки улыбнулись.                     от середины подбородка к нижней части ушей.

                                                                                 Потянуться руками вверх, улыбнуться.

     

    1. Развитие фонематического слуха. Игра «Звук заблудился».

    Логопед: Отправляемся в путь. Идите за мной.

                    Сначала вернем заблудившиеся звуки в  слова.

    (Дети  идут змейкой за логопедом по массажному коврику  и выполняют задание).

    Инструкция: Послушайте предложение и определите, в каком слове исчез звук. Скажите его правильно.

    На двери висит  ..АМОК.                             Утром щеткой чищу  ..УБЫ.

    С горы едут  ..АНИ.                                        В тарелке горячий  ..УП.

    На лугу пасется КО..А.

     

    Вывод: Какие звуки нашли? Что мы называли?

    1. Массаж рук. Отработка звуков С-З в чистоговорка, с прокатыванием массажного мяча.

    Инструкция: Мы попали на полянку.  Смотрите, какие интересные шишки

                          под елкой.  Возьмите их.  Какие они?

                          Садитесь около тропинки, вспомним чистоговорки  со

                          звуками С-З и прокатим шарики по дорожкам.

    (Дети садятся парами напротив друг друга, с обеих сторон коврика, звучит спокойная музыка).

              правая рука                                                                              

    СА-са-са – вот идет лиса,

    Сы-сы-сы – у лисы усы,

    Су-су-су – видели лису.

         

                 левая рука

    За-за-за – бегает коза,

    Зы-зы-зы – рожки у козы,

    Зу-зу-зу – я люблю козу.

    1. Практическое употребление в речи предлогов ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА,      ИЗ-ПОД.      Игра  «Бусы с секретом».

    (Дети встают с ковра, возвращается Сорока, на шее у неё бусы).

    Сорока: А вот и снова я. Ой, какие у вас яркие шишечки! А у меня красивые бусы.  Давайте меняться.  Я вам бусинки от своих бус, а вы мне шарики.

    (Дети складывают шарики в коробочку, а сорока раздает бусинки и говорит).

    Инструкция: Бусы с секретом. Аккуратно разверните и разгладьте

                          бусинки.

    Инструкция: Что видите? У кого в названии картинки есть звук  С?                    

                           Звук З?

    Сорока:  Молодцы! А мне пора дальше. Спасибо за подарки.

    (Сорока улетает).

    Логопед: Составьте предложение со своей картинкой.

                    Какие маленькие слова вам помогут? Как они называются?

       

    1. Физминутка - развитие дыхания  и координации речи с движением.

    Инструкция: Давайте подуем на облака, чтобы солнце снова появилось

                          Повторяйте за мной.

    Мы подуем высоко - с-с-с            (руки вверх - потянуться)                  

    Мы подуем низко  - с-с-с             (руки вниз - присесть)                    

                Мы  подуем далеко – с-с-с           (руки вперед)

                Мы подуем близко – с-с-с            (руки к себе)                      

    1. Развитие оптико-пространственного гнозиса.

         Игра «Найди, чья тень?».

    Логопед: Долго мы с вами путешествовали.  Посмотрите, показалась лужайка. Значит буквы совсем близко. Попросим солнышко посветить поярче, чтобы показалась тень наших букв:

                                        «Солнце ярче посвети

                                         Тени буквам ты верни»

    Инструкция: Давайте вместе с солнышком  вернем тени буквам. Садитесь

                          на лужайку.

    (Дети садятся на свои места, во время выполнения задания звучит музыка).

                          Посмотрите на узор. Что вы видите? Назовите.

                          Верните тень на место. Одна буква целая, а другую нужно  

                          сложить из частей.

    1.  Развитие кинестетической функции руки. Упражнение «Узор в траве».

    Логопед: Буквы заблудились в высокой траве вот на этой лужайке.

    Инструкция: Отогните травку.  Возьмите цветные карандаши и обведите

                          букву  С  синим цветом, а букву З – фиолетовым.

    (звучит музыка)

    1.  Игра с перебрасыванием мяча -  «Поймай звук – найди букву».

    Инструкция: Буквы решили с вами поиграть. Поймайте звук и найдите

                          букву на мяче. Покажите эту букву всем – разверните мяч.

                          Прочитайте, что получилось?

                           С П А С И Б О        В А М

    1.  Итог.

    - Вы замечательно потрудились, спасибо, вот вам награда.

    (Логопед раздает угощение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Ч], буква Ч

    Данное занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направлено на развитие звукослогового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия. Так как ведущая деятельнос...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

    Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте. «Путешествие в космос» (старшая группа)

    Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (С-Сь)Задачи: коррекционно- образовательные-обучать дифференциации звуков с-сь;-закреплять навык самостоятельного определе...

    Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе

    Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...

    Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.

    Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»

    Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...


     

    Комментарии

    Глазунова Лариса Владимировна

    Мне очень понравилось! Спасибо за интересное занятие.