Главные вкладки

    Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й». 
    Цели:
    Дифференциация звуков «Ль-Й»;
    Закрепление знания пройденных букв «Л», «Й».
    Задачи:
    Коррекционно-образовательные:                                                                                      - Закрепление правильного произношения звуков «Ль» и «Й»;  Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Закрепление знания пройденных букв; Закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений с  данными буквами.
    Коррекционно-развивающие:                                                                                                           - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений;  - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.
    Коррекционно-воспитательные:                                                                                                     - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»

    Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Ль-Й.

    Буквы «Л», «Й»

    в подготовительной к школе  логопедической группе.

    Подготовила:

    Учитель-логопед: Старикова Е.К.

    Клин, 2019 г.

                 

    Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й».

    Цели:

    • Дифференциация звуков «Ль-Й»;
    • Закрепление знания пройденных букв «Л», «Й».

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:                                                                                      - Закрепление правильного произношения звуков «Ль» и «Й»;  Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Закрепление знания пройденных букв; Закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений с  данными буквами.

    Коррекционно-развивающие:                                                                                                           - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений;  - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.

    Коррекционно-воспитательные:                                                                                                     - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

    Оборудование:

    Предметные картинки, картинки «Домики», карточки с картинками для звукового анализа, прописи, пособие - конверты, цветные карандаши, простые карандаши, карточки с изображением букв Л, Й; счетные палочки, зеркала, волшебный мешочек с картинками, мяч.

    Ход:

    1. Организационный момент: Учитель-логопед  встречает детей в группе.

    Учитель-логопед: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:

    «Здравствуй, здравствуй, не зевай

    И ладошки нам давай. (Дети берутся за руки)

    Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)

    Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)

    С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)

    Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)

    Учитель-логопед:

    Дети, прошу вас повторить правило чистой речи.

    Дети:

    Каждый день, всегда и везде:

    На занятиях, в игре

    Смело, четко говорим,

    Никуда мы не спешим.

    Учитель-логопед:

    А сейчас друг к другу повернитесь

    И скорее улыбнитесь.

    А теперь тяните губки

    Мы увидим ваши зубки.

    Мы потянем-перестанем

    И нисколько не устанем.

    А теперь ваш язычок-это кисточка, а нёбо потолок.

    Красит нёбо кисточка за мазком мазок.

    Ох, устал наш язычок,

    Лег в кроватку на бочок.

    Пя-пя-пя, - отдыхаем все, друзья!

    Учитель-логопед предлагает детям присесть на ковер.

     

    2. Основная часть занятия:

    Учитель-логопед: Ребята, я  предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной:

    Аль-аль-аль-ай-ай-ай                                                                                                  оль-оль-оль-ой-ой-ой                                                                                                       иль-иль-иль-ий-ий-ий                                                                                                           эль-эль-эль-эй-эй-эй

    Учитель-логопед: Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки  встречались в песенках-чистоговорках чаще других.

    Дети: Это звуки «Ль-Й».

    Учитель-логопед: Сегодня на занятии мы снова будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки «Ль-Й»; вспомним их символы.

    Далее учитель-логопед с детьми вспоминают

    • артикуляционную позу звуков:

    «Ль»

    — губки слегка в улыбке;

    — зубки сближены;

    — узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

    — горлышко «работает, звенит».

          «Й»

    — губки слегка в улыбке;

    — зубки сближены;

    —  кончик языка за нижними зубками, спинка приподнята к твердому небу;

    — горлышко «работает, звенит».

    • характеристику звуков:

    Звук «Ль»  - согласный, мягкий, звонкий. 

    Звук «Й»  - согласный, мягкий, звонкий. 

                                                                                                     

    • обозначение звуков:

     Обозначаются квадратом зеленого  цвета. 

    Учитель-логопед: Дети, сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Поймай звук». Попрошу вас закрыть глаза и внимательно меня послушать. Если вы услышите звук «Ль», хлопаете в ладоши.  Если вы услышите звук «Й», топаете ногами.  Будьте внимательны!!!

    Далее учитель-логопед предлагает сесть на ковер и поиграть с «волшебным мешочком».

     Учитель-логопед: Ребята, вы будете по очереди опускать руку в мешочек и доставать по одной картинке. Далее вам необходимо рассмотреть картинку, назвать ее и определить звук («Ль» или «Й») и его позицию, который слышится в ее названии.

    Учитель-логопед благодарит всех ребят за активное участие.

    Учитель-логопед: Объявляется физкультминутка:

    Раз, два – все вставайте,                                                                                                Три, четыре – приседайте,                                                                                               Пять, шесть – повернись,                                                                                                Семь, восемь – улыбнись,                                                                                          Девять, десять – не зевай,                                                                                               Свое место занимай. (Учитель – логопед предлагает детям сесть за столы).

    Учитель-логопед: Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки с изображением двух картинок, которые лежат у вас на столах. Назовите картинки.

    Дети: Это лес и чай.

    Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?

    Дети: Нам необходимо выполнить звуковой анализ этих слов и раскрасить кружки под картинками.

    Дети выполняют звуковой анализ слов ЛЕС и ЧАЙ с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

    Учитель-логопед: Дети, мы с вами знаем, что у звуков есть символ. Кто из вас напомнит  его название?

    Дети: Это буква.

    Учитель-логопед: Да, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о буквах и угадайте их: 

     Она уставилась на цаплю:

    «Мы похожи как две капли:

    Ноги длинные у цапли,

    Как у этой буквы , не так ли?»

    О. Гофман

    Дети: Это буква «Л» (выставляется демонстрационная карточка)

    Учитель-логопед:

    Это буква не простая,

    Голос краток и сердит,

    Потому что запятая на ее плечах сидит

    Наверху у нее – кавычка,

    Словно маленькая птичка.

    Дети: Это буква «Й» (выставляется демонстрационная карточка)

    Дети совместно с учителем-логопедом рассматривают образы букв и вспоминают -  из каких элементов они состоят с последующим их выкладыванием из счетных палочек.

    Затем учитель-логопед предлагает детям положить перед собой картинки. которые лежат на столах, внимательно их рассмотреть, найти буквы Л, Й среди разных предметов и заштриховать их карандашом зеленого цвета.

    Учитель-логопед: Мне кажется, что мы устали. Поэтому объявляется минутка отдыха.

    «Считалка»

    Сколько пальчиков у нас?

    Посчитаем?

    - Это – раз!

    Загибаем?

    - Это – два!

    Продолжаем?

    - Три, четыре…

    Где же пятый?

    - Вот, смотрите!

    Продолжаем на другой:

    Вот шестой, седьмой, восьмой…

    Пиф-паф-ой-ой-ой!

    Да, девятый он такой!

    Сколько пальчиков всего?

    - Ровно десять! О-го-го!!!

     

    Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

     

    Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

     

    Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

     

    Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

    Учитель-логопед помещает на доску  «Чудо-дерево» с закрепленными на нем слогами: ли, па; чай, ка; по,ля; лей, ка.

    Учитель-логопед: Ребята, обращаю ваше внимание на доску.

    Как у наших у ворот

    Чудо-дерево растет.

    А на листочках дерева  - слоги. Попробуйте составить из этих слогов слова.

    Дети выполняют задание с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

    3. Заключительная часть.

    Учитель-логопед: Какие звуки и их символы вспоминали?

    Выслушиваются ответы детей.

    Учитель-логопед: Ребята, что вам понравилось? Что больше всего заинтересовало, что запомнилось? И т.д.

    Выслушиваются ответы детей.

    Учитель-логопед: Молодцы! Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. Тема." Дифференциация звуков К - Т"

    Тема. Звуки К - Т.   Цель. Закрепить навыки четкого произношения звуков.   Задачи образовательные: 1.            Повторить характе...

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

    Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

    Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

    Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [с]-[сь]»

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте....

    Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе

    Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...