Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й». 
Цели:
Дифференциация звуков «Ль-Й»;
Закрепление знания пройденных букв «Л», «Й».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:                                                                                      - Закрепление правильного произношения звуков «Ль» и «Й»;  Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Закрепление знания пройденных букв; Закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений с  данными буквами.
Коррекционно-развивающие:                                                                                                           - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений;  - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.
Коррекционно-воспитательные:                                                                                                     - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Ль-Й.

Буквы «Л», «Й»

в подготовительной к школе  логопедической группе.

Подготовила:

Учитель-логопед: Старикова Е.К.

Клин, 2019 г.

             

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й».

Цели:

  • Дифференциация звуков «Ль-Й»;
  • Закрепление знания пройденных букв «Л», «Й».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                                                                      - Закрепление правильного произношения звуков «Ль» и «Й»;  Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Закрепление знания пройденных букв; Закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений с  данными буквами.

Коррекционно-развивающие:                                                                                                           - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений;  - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные:                                                                                                     - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

Предметные картинки, картинки «Домики», карточки с картинками для звукового анализа, прописи, пособие - конверты, цветные карандаши, простые карандаши, карточки с изображением букв Л, Й; счетные палочки, зеркала, волшебный мешочек с картинками, мяч.

Ход:

1. Организационный момент: Учитель-логопед  встречает детей в группе.

Учитель-логопед: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай

И ладошки нам давай. (Дети берутся за руки)

Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)

С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)

Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)

Учитель-логопед:

Дети, прошу вас повторить правило чистой речи.

Дети:

Каждый день, всегда и везде:

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Учитель-логопед:

А сейчас друг к другу повернитесь

И скорее улыбнитесь.

А теперь тяните губки

Мы увидим ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

А теперь ваш язычок-это кисточка, а нёбо потолок.

Красит нёбо кисточка за мазком мазок.

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок.

Пя-пя-пя, - отдыхаем все, друзья!

Учитель-логопед предлагает детям присесть на ковер.

 

2. Основная часть занятия:

Учитель-логопед: Ребята, я  предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной:

Аль-аль-аль-ай-ай-ай                                                                                                  оль-оль-оль-ой-ой-ой                                                                                                       иль-иль-иль-ий-ий-ий                                                                                                           эль-эль-эль-эй-эй-эй

Учитель-логопед: Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки  встречались в песенках-чистоговорках чаще других.

Дети: Это звуки «Ль-Й».

Учитель-логопед: Сегодня на занятии мы снова будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки «Ль-Й»; вспомним их символы.

Далее учитель-логопед с детьми вспоминают

  • артикуляционную позу звуков:

«Ль»

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает, звенит».

      «Й»

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

—  кончик языка за нижними зубками, спинка приподнята к твердому небу;

— горлышко «работает, звенит».

  • характеристику звуков:

Звук «Ль»  - согласный, мягкий, звонкий. 

Звук «Й»  - согласный, мягкий, звонкий. 

                                                                                                 

  • обозначение звуков:

 Обозначаются квадратом зеленого  цвета. 

Учитель-логопед: Дети, сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Поймай звук». Попрошу вас закрыть глаза и внимательно меня послушать. Если вы услышите звук «Ль», хлопаете в ладоши.  Если вы услышите звук «Й», топаете ногами.  Будьте внимательны!!!

Далее учитель-логопед предлагает сесть на ковер и поиграть с «волшебным мешочком».

 Учитель-логопед: Ребята, вы будете по очереди опускать руку в мешочек и доставать по одной картинке. Далее вам необходимо рассмотреть картинку, назвать ее и определить звук («Ль» или «Й») и его позицию, который слышится в ее названии.

Учитель-логопед благодарит всех ребят за активное участие.

Учитель-логопед: Объявляется физкультминутка:

Раз, два – все вставайте,                                                                                                Три, четыре – приседайте,                                                                                               Пять, шесть – повернись,                                                                                                Семь, восемь – улыбнись,                                                                                          Девять, десять – не зевай,                                                                                               Свое место занимай. (Учитель – логопед предлагает детям сесть за столы).

Учитель-логопед: Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки с изображением двух картинок, которые лежат у вас на столах. Назовите картинки.

Дети: Это лес и чай.

Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?

Дети: Нам необходимо выполнить звуковой анализ этих слов и раскрасить кружки под картинками.

Дети выполняют звуковой анализ слов ЛЕС и ЧАЙ с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

Учитель-логопед: Дети, мы с вами знаем, что у звуков есть символ. Кто из вас напомнит  его название?

Дети: Это буква.

Учитель-логопед: Да, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о буквах и угадайте их: 

 Она уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у этой буквы , не так ли?»

О. Гофман

Дети: Это буква «Л» (выставляется демонстрационная карточка)

Учитель-логопед:

Это буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая на ее плечах сидит

Наверху у нее – кавычка,

Словно маленькая птичка.

Дети: Это буква «Й» (выставляется демонстрационная карточка)

Дети совместно с учителем-логопедом рассматривают образы букв и вспоминают -  из каких элементов они состоят с последующим их выкладыванием из счетных палочек.

Затем учитель-логопед предлагает детям положить перед собой картинки. которые лежат на столах, внимательно их рассмотреть, найти буквы Л, Й среди разных предметов и заштриховать их карандашом зеленого цвета.

Учитель-логопед: Мне кажется, что мы устали. Поэтому объявляется минутка отдыха.

«Считалка»

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

- Это – раз!

Загибаем?

- Это – два!

Продолжаем?

- Три, четыре…

Где же пятый?

- Вот, смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

 

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

 

Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Учитель-логопед помещает на доску  «Чудо-дерево» с закрепленными на нем слогами: ли, па; чай, ка; по,ля; лей, ка.

Учитель-логопед: Ребята, обращаю ваше внимание на доску.

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

А на листочках дерева  - слоги. Попробуйте составить из этих слогов слова.

Дети выполняют задание с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

3. Заключительная часть.

Учитель-логопед: Какие звуки и их символы вспоминали?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед: Ребята, что вам понравилось? Что больше всего заинтересовало, что запомнилось? И т.д.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед: Молодцы! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. Тема." Дифференциация звуков К - Т"

Тема. Звуки К - Т.   Цель. Закрепить навыки четкого произношения звуков.   Задачи образовательные: 1.            Повторить характе...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [с]-[сь]»

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте....

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...