Главные вкладки

    Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"

    Цели:
    Дифференциация звуков «Л-Ль»;
    Ознакомление с буквой Л.
    Задачи:
    Коррекционно-образовательные:                                                                                      - Закрепление правильного произношения звуков «Л» и «Ль»;  Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Ознакомление с буквой Л; Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой;  Расширение и активизация словаря по теме «Весна».
    Коррекционно-развивающие:                                                                                                           - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений;  - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.
    Коррекционно-воспитательные:                                                                                                     - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»

    Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л»

    в подготовительной к школе  логопедической группе

    .

    Подготовила:

    Учитель-логопед: Старикова Е.К.

    Клин, 2019 г.

                 

    Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Л-Ль».  Буква Л».

    Цели:

    • Дифференциация звуков «Л-Ль»;
    • Ознакомление с буквой Л.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:                                                                                      - Закрепление правильного произношения звуков «Л» и «Ль»;  Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Ознакомление с буквой Л; Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой;  Расширение и активизация словаря по теме «Весна».

    Коррекционно-развивающие:                                                                                                           - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений;  - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.

    Коррекционно-воспитательные:                                                                                                     - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

    Оборудование:

    Предметные картинки, картинки «Домики», карточки с картинками для звукового анализа, прописи, пособие - конверты, цветные карандаши, простые карандаши, карточка с изображением буквы Л, счетные палочки, зеркала, мяч.

    Ход:

    1. Организационный момент: Учитель-логопед  встречает детей в группе.

    Учитель-логопед: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:

    «Здравствуй, здравствуй, не зевай

    И ладошки нам давай. (Дети берутся за руки)

    Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)

    Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)

    С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)

    Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)

    Учитель-логопед: Молодцы! А теперь повернитесь к нашей гостье и поздоровайтесь.

    Учитель-логопед:

    Дети, прошу вас повторить правило чистой речи.

    Дети:

    Каждый день, всегда и везде:

    На занятиях, в игре

    Смело, четко говорим,

    Никуда мы не спешим.

    Учитель-логопед:

    А сейчас друг к другу повернитесь

    И скорее улыбнитесь.

    А теперь тяните губки

    Мы увидим ваши зубки.

    Мы потянем-перестанем

    И нисколько не устанем.

    А теперь ваш язычок-это кисточка, а нёбо потолок.

    Красит нёбо кисточка за мазком мазок.

    Ох, устал наш язычок,

    Лег в кроватку на бочок.

    Пя-пя-пя, - отдыхаем все, друзья!

    Учитель-логопед предлагает детям присесть на ковер.

     

    2. Основная часть занятия:

    Учитель-логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

    Дети: Весна.

    Учитель-логопед: Почему вы считаете, что именно весна?

    Дети перечисляют приметы весны.

    Учитель-логопед: Как мы радуемся весне?

    Выслушиваются ответы детей.

    Учитель-логопед: Я думаю, что нам очень хочется танцевать, петь песни. Согласны?

    Дети: Да.

    Учитель-логопед: Поэтому  предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной:                                                                                                                    Ла-ла-ла – лопата и пила.                                                                                                      Ля-ля-ля – зеленые поля.                                                                                                     Лы-лы-лы – шпалы и полы.                                                                                            Ли-ли-ли – малину мы несли.                                                                                        Лу-лу-лу -  купили мы пилу.                                                                                          Лю-лю-лю – малину я люблю.

    Учитель-логопед: Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки  встречались в песенках-чистоговорках чаще других.

    Дети: Это звуки «Л-Ль».

    Учитель-логопед: Сегодня на занятии мы будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки «Л-Ль»; познакомимся с символом, который их обозначает.

    Далее учитель-логопед с детьми вспоминают

    • артикуляционную позу звуков:

    — губки слегка в улыбке;

    — зубки сближены;

    — узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

    — горлышко «работает, звенит».

    • характеристику звуков:

    Звук «Л»  - согласный, твердый, звонкий.                                                                                                     Звук «Ль»  - согласный, мягкий, звонкий.                                                                                                   

    • обозначение звуков:

    Звук «Л»  обозначается квадратом синего цвета.                                                                                        Звук «Ль»  обозначается квадратом зеленого  цвета. 

    Учитель-логопед: Дети, сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Удивительные слова». Для этого вам необходимо разделиться на две команды, рассчитавшись на первый и второй, затем задача первой команды – назвать слова, содержащие звук «Л», второй команды - назвать слова, содержащие звук «Ль». За название слова участникам будут вручаться фишки соответствующих цветов (синего или зеленого).

    После завершения игры подводятся итоги результатов и награждаются победители.

    Учитель-логопед: Объявляется физкультминутка:

    Раз, два – все вставайте,                                                                                                Три, четыре – приседайте,                                                                                               Пять, шесть – повернись,                                                                                                Семь, восемь – улыбнись,                                                                                          Девять, десять – не зевай,                                                                                               Свое место занимай. (Учитель – логопед предлагает детям сесть за столы).

    Далее учитель-логопед обращает внимание детей на доску с целью проведения дидактической игры «Разноцветные домики».

    Учитель-логопед: Что вы  видите?

    Дети: Картинки. 

    Учитель-логопед просит детей внимательно рассмотреть картинки и назвать их.                                                                                                                            

    Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо сейчас сделать?

    Дети: Нам необходимо заселить синий и зеленый домики. Картинки, в названии которых есть звук «Л», заселим в синий домик. Картинки, в названии которых есть звук «Ль» - в зеленый домик.

    Учитель-логопед: Почему? Объясните свои решения.

    Далее дети приводят аргументы своих решений (вспоминают характеристику и обозначение звуков; определяют их позиции)

    Учитель-логопед: Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки с изображением двух картинок, которые лежат у вас на столах. Назовите картинки.

    Дети: Это лук и лиса.

    Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?

    Дети: Нам необходимо выполнить звуковой анализ этих слов и раскрасить кружки под картинками.

    Дети выполняют звуковой анализ слов ЛУК и ЛИСА с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

    Учитель-логопед: Дети, мы с вами знаем, что у звуков есть символ. Кто из вас напомнит  его название?

    Дети: Это буква.

    Учитель-логопед: Да, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о букве Л (выставляется демонстрационная карточка): 

     Л уставилась на цаплю:

    «Мы похожи как две капли:

    Ноги длинные у цапли,

    Как у буквы Л, не так ли?»

    О. Гофман

    Дети совместно с учителем-логопедом рассматривают образ буквы.

    Учитель-логопед: На что еще похожа буква Л? Из каких элементов она состоит?

     

    Выслушиваются ответы детей.

    Учитель-логопед: А сейчас ребята мы сконструируем букву Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок; затем выкладываем ее из счетных палочек.

    Далее учитель-логопед предлагает открыть прописи на стр. 17 (Н.В. Нищевой).

    Учитель-логопед: Что вы видите в верхней части страницы?

    Дети: Букву Л.

    Учитель-логопед: Подумайте, карандашами - какого цвета вы раскрасите буквы Л.

    Дети: Мы будем раскрашивать большую букву – карандашом синего цвета, а маленькую букву – карандашом зеленого цвета.

    Учитель-логопед: Почему?

    Дети: Потому что буква Л обозначает  два звука - «Л», «Ль».

    Учитель-логопед: А теперь давайте напишем букву Л: сначала в воздухе, затем в прописях: одну палочку снизу вверх слева направо, потом другую палочку сверху вниз справа налево.

    Дети выполняют задание.

    Учитель-логопед: Мне кажется, что мы устали. Поэтому объявляется минутка отдыха.

    «Считалка»

    Сколько пальчиков у нас?

    Посчитаем?

    - Это – раз!

    Загибаем?

    - Это – два!

    Продолжаем?

    - Три, четыре…

    Где же пятый?

    - Вот, смотрите!

    Продолжаем на другой:

    Вот шестой, седьмой, восьмой…

    Пиф-паф-ой-ой-ой!

    Да, девятый он такой!

    Сколько пальчиков всего?

    - Ровно десять! О-го-го!!!

     

    Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

     

    Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

     

    Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

     

    Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

    Учитель-логопед: Прочитайте слова и предложение, напишите их по образцу. Затем составьте схему предложения.

    Дети выполняют задание с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда с последующим анализом предложения.

    3. Заключительная часть.

    Учитель-логопед: Какие звуки  вспоминали? Какие это звуки? С какой буквой познакомились?

    Выслушиваются ответы детей.

    Учитель-логопед: Ребята, что вам понравилось? Что больше всего заинтересовало, что запомнилось? И т.д.

    Выслушиваются ответы детей.

    Учитель-логопед: Молодцы! Всем спасибо!

                                                                                                                 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

    Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

    Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

    Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [с]-[сь]»

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте....

    Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

    Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.

    Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й...