Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"

Цели:
Дифференциация звуков «Л-Ль»;
Ознакомление с буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:                                                                                      - Закрепление правильного произношения звуков «Л» и «Ль»;  Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Ознакомление с буквой Л; Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой;  Расширение и активизация словаря по теме «Весна».
Коррекционно-развивающие:                                                                                                           - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений;  - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.
Коррекционно-воспитательные:                                                                                                     - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л»

в подготовительной к школе  логопедической группе

.

Подготовила:

Учитель-логопед: Старикова Е.К.

Клин, 2019 г.

             

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Л-Ль».  Буква Л».

Цели:

  • Дифференциация звуков «Л-Ль»;
  • Ознакомление с буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                                                                      - Закрепление правильного произношения звуков «Л» и «Ль»;  Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Ознакомление с буквой Л; Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой;  Расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Коррекционно-развивающие:                                                                                                           - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений;  - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные:                                                                                                     - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

Предметные картинки, картинки «Домики», карточки с картинками для звукового анализа, прописи, пособие - конверты, цветные карандаши, простые карандаши, карточка с изображением буквы Л, счетные палочки, зеркала, мяч.

Ход:

1. Организационный момент: Учитель-логопед  встречает детей в группе.

Учитель-логопед: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай

И ладошки нам давай. (Дети берутся за руки)

Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)

С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)

Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)

Учитель-логопед: Молодцы! А теперь повернитесь к нашей гостье и поздоровайтесь.

Учитель-логопед:

Дети, прошу вас повторить правило чистой речи.

Дети:

Каждый день, всегда и везде:

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Учитель-логопед:

А сейчас друг к другу повернитесь

И скорее улыбнитесь.

А теперь тяните губки

Мы увидим ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

А теперь ваш язычок-это кисточка, а нёбо потолок.

Красит нёбо кисточка за мазком мазок.

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок.

Пя-пя-пя, - отдыхаем все, друзья!

Учитель-логопед предлагает детям присесть на ковер.

 

2. Основная часть занятия:

Учитель-логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Учитель-логопед: Почему вы считаете, что именно весна?

Дети перечисляют приметы весны.

Учитель-логопед: Как мы радуемся весне?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед: Я думаю, что нам очень хочется танцевать, петь песни. Согласны?

Дети: Да.

Учитель-логопед: Поэтому  предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной:                                                                                                                    Ла-ла-ла – лопата и пила.                                                                                                      Ля-ля-ля – зеленые поля.                                                                                                     Лы-лы-лы – шпалы и полы.                                                                                            Ли-ли-ли – малину мы несли.                                                                                        Лу-лу-лу -  купили мы пилу.                                                                                          Лю-лю-лю – малину я люблю.

Учитель-логопед: Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки  встречались в песенках-чистоговорках чаще других.

Дети: Это звуки «Л-Ль».

Учитель-логопед: Сегодня на занятии мы будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки «Л-Ль»; познакомимся с символом, который их обозначает.

Далее учитель-логопед с детьми вспоминают

  • артикуляционную позу звуков:

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает, звенит».

  • характеристику звуков:

Звук «Л»  - согласный, твердый, звонкий.                                                                                                     Звук «Ль»  - согласный, мягкий, звонкий.                                                                                                   

  • обозначение звуков:

Звук «Л»  обозначается квадратом синего цвета.                                                                                        Звук «Ль»  обозначается квадратом зеленого  цвета. 

Учитель-логопед: Дети, сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Удивительные слова». Для этого вам необходимо разделиться на две команды, рассчитавшись на первый и второй, затем задача первой команды – назвать слова, содержащие звук «Л», второй команды - назвать слова, содержащие звук «Ль». За название слова участникам будут вручаться фишки соответствующих цветов (синего или зеленого).

После завершения игры подводятся итоги результатов и награждаются победители.

Учитель-логопед: Объявляется физкультминутка:

Раз, два – все вставайте,                                                                                                Три, четыре – приседайте,                                                                                               Пять, шесть – повернись,                                                                                                Семь, восемь – улыбнись,                                                                                          Девять, десять – не зевай,                                                                                               Свое место занимай. (Учитель – логопед предлагает детям сесть за столы).

Далее учитель-логопед обращает внимание детей на доску с целью проведения дидактической игры «Разноцветные домики».

Учитель-логопед: Что вы  видите?

Дети: Картинки. 

Учитель-логопед просит детей внимательно рассмотреть картинки и назвать их.                                                                                                                            

Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо сейчас сделать?

Дети: Нам необходимо заселить синий и зеленый домики. Картинки, в названии которых есть звук «Л», заселим в синий домик. Картинки, в названии которых есть звук «Ль» - в зеленый домик.

Учитель-логопед: Почему? Объясните свои решения.

Далее дети приводят аргументы своих решений (вспоминают характеристику и обозначение звуков; определяют их позиции)

Учитель-логопед: Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки с изображением двух картинок, которые лежат у вас на столах. Назовите картинки.

Дети: Это лук и лиса.

Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?

Дети: Нам необходимо выполнить звуковой анализ этих слов и раскрасить кружки под картинками.

Дети выполняют звуковой анализ слов ЛУК и ЛИСА с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

Учитель-логопед: Дети, мы с вами знаем, что у звуков есть символ. Кто из вас напомнит  его название?

Дети: Это буква.

Учитель-логопед: Да, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о букве Л (выставляется демонстрационная карточка): 

 Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О. Гофман

Дети совместно с учителем-логопедом рассматривают образ буквы.

Учитель-логопед: На что еще похожа буква Л? Из каких элементов она состоит?

 

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед: А сейчас ребята мы сконструируем букву Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок; затем выкладываем ее из счетных палочек.

Далее учитель-логопед предлагает открыть прописи на стр. 17 (Н.В. Нищевой).

Учитель-логопед: Что вы видите в верхней части страницы?

Дети: Букву Л.

Учитель-логопед: Подумайте, карандашами - какого цвета вы раскрасите буквы Л.

Дети: Мы будем раскрашивать большую букву – карандашом синего цвета, а маленькую букву – карандашом зеленого цвета.

Учитель-логопед: Почему?

Дети: Потому что буква Л обозначает  два звука - «Л», «Ль».

Учитель-логопед: А теперь давайте напишем букву Л: сначала в воздухе, затем в прописях: одну палочку снизу вверх слева направо, потом другую палочку сверху вниз справа налево.

Дети выполняют задание.

Учитель-логопед: Мне кажется, что мы устали. Поэтому объявляется минутка отдыха.

«Считалка»

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

- Это – раз!

Загибаем?

- Это – два!

Продолжаем?

- Три, четыре…

Где же пятый?

- Вот, смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

 

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

 

Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Учитель-логопед: Прочитайте слова и предложение, напишите их по образцу. Затем составьте схему предложения.

Дети выполняют задание с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда с последующим анализом предложения.

3. Заключительная часть.

Учитель-логопед: Какие звуки  вспоминали? Какие это звуки? С какой буквой познакомились?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед: Ребята, что вам понравилось? Что больше всего заинтересовало, что запомнилось? И т.д.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед: Молодцы! Всем спасибо!

                                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму,  пришлось делить на д...

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте              на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й».  Буквы «Л», «Й...

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [ С ] и [ З ] (для детей подготовительной к школе группы)

Цели:- Различие звуков С и З на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными- Закрепление навыков звукового...