Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте. «Путешествие в космос» (старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Кшнякина Зинаида Максимовна

Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (С-Сь)

Задачи: коррекционно- образовательные

-обучать дифференциации звуков с-сь;

-закреплять навык самостоятельного определения акустической и артикуляционной характеристики звуков;

-закреплять и уточнять  понятие «согласный» звук;

Коррекционно-развивающие

-развивать внимание, мышление, память (зрительную и слуховую), фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию, культуру общения, уважение друг другу;

Умение слушать педагога и сверстников;

 

Оборудование:  ноутбук, экран, проектор, слайды, звезды-медальоны, предметные картинки.

Предварительная работа: ознакомление детей с понятиями «гласный» и «согласный» звуки; со звуками с-сь, их характеристиками, дидактические игры и упражнения на выделение звуков с-сь из речи; разучивание чистоговорок, беседа и рассматривание картинок о космосе, звуковые символы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте.

«Путешествие в космос»

Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (С-Сь)

Задачи: коррекционно- образовательные

-обучать дифференциации звуков с-сь;

-закреплять навык самостоятельного определения акустической и артикуляционной характеристики звуков;

-закреплять и уточнять  понятие «согласный» звук;

Коррекционно-развивающие

-развивать внимание, мышление, память (зрительную и слуховую), фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию, культуру общения, уважение друг другу;

- умение слушать педагога и сверстников;

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, слайды, звезды-медальоны, предметные картинки.

Предварительная работа: ознакомление детей с понятиями «гласный» и «согласный» звуки; со звуками с-сь, их характеристиками, дидактические игры и упражнения на выделение звуков с-сь из речи; разучивание чистоговорок, беседа и рассматривание картинок о космосе, звуковые символы.

Ход.

Организационный момент.

Логопед. Дети, поздоровайтесь с гостями.

Дети. Здравствуйте!

Сообщение темы занятия.

Логопед. Садитесь. Дети, отгадайте, какие звуки мы будем сегодня повторять, послушайте скороговорки:

-Соня готовит для нас вкусный квас.

Какой звук, чаще всех произносился?

Дети. Звук С.

Логопед. «Десять гусят под осиной сидят».

Какой звук, чаще всех произносился в этой скороговорке?

Дети.  Звук сь.

Акустическая и артикуляционная характеристика звуков с-сь.

Логопед. Произнесите звуки с-сь и прислушайтесь, одинаково ли они звучат. Чем отличаются эти звуки.

Дети. Звуки с-сь согласные, глухие; звук с произносится твердо, а звук сь мягко.

Логопед. Что делают губки и зубки?

Дети. Губы улыбаются,  а  зубы сомкнуты, широкий кончик язычка упирается в  нижние зубки.

Логопед. Кружочком какого цвета обозначаем твердые согласные?

Дети. Синим кружочком.

Логопед. Кружочком какого цвета обозначаем мягкие согласные?

Дети. Зеленым кружочком.

Логопед. Дети, сегодня я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие и повторять звуки с-сь. Что нам для этого понадобится?

Дети. Космический корабль.

Логопед. Закройте глаза и считайте до трех.

Дети. Один, два, три.

Основная часть.  

1.Произношение звуков с-сь в словах.

 Логопед. Откройте глаза и посмотрите на экран. (На экране Слайд 1- сказочный космический корабль). Космический корабль у нас готов, осталось надеть звёзды, чтобы освещать себе путь.

(Дети надевают звезды-медальоны)

Логопед. Что такое?  Мы не можем полететь,   кнопка «пуск» зашифрована. Нужно выполнить задание: «Найдите картинки со звуками с-сь»

(Дети выбирают сначала предметы, в названиях которых звук с: санки, сок, кактус, автобус, маска, стакан, лиса; затем – сь: гусь, сирень, осёл, синица, гусеница, поросенок).

Логопед. Молодцы, дети, справились с заданием. Итак,  полетели.

2. Произношение звуков с-сь в словосочетаниях.

Логопед.  Смотрите, дети, к нашему кораблю приближаются кометы. (Слайд 2). Чтобы они не столкнулись с нашим кораблем, выполните следующее задание.

(Проводится дидактическая игра «Составь словосочетание?: апельсин сад – апельсиновый сад – апельсиновые сады; слива сад – сливовый сад – сливовые сады; стекло стакан – стеклянный стакан, стеклянные стаканы, автобус остановка – автобусная остановка – автобусные остановки; велосипед колесо – велосипедное колесо – велосипедные колеса).  

Логопед. Молодцы, дети, спасли наш корабль. А сейчас немного отдохнем.

3.Физминутка. «Два пилота-вертолета»

4.Произношение звуков с-сь в предложениях.

 Логопед.(Слайд 3 – куклы.) Дети, вижу планету. Кто же живет здесь? Посмотрите это куклы Соня и Люся. Это не простые куклы. Они дружат со звуками. Соня дружит со звуком С.  Люся  дружит со звуком Сь. Давайте расскажем Соне скороговорки со звуком с, а Люсе – со звуком сь.

Логопед. Молодцы, дети, им понравились ваши скороговорки.. А нам пора дальше.

5. Звуковой анализ слов.

 Логопед. Дети смотрите, сколько звезд. (Слайд 4). Давайте их соберем. Просто так их брать нельзя. Нужно выполнить звуковой анализ слов: сумка.

(Дети выполняют звуковой анализ и дают характеристику каждому звуку, обозначают звуки звуковыми символами-кружочками)

 Логопед. Молодцы!

Итог занятия.

Логопед. Дети, наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться на землю. Закройте глаза и считайте до трех. Вот мы опять в детском саду.

Понравилось наше космическое путешествие? (Да). Какие звуки повторяли?  (С-СЬ). Какие это звуки? (Согласные, твердый, глухие. Звук с-твердый, звук СЬ - мягкий).

Покажите букву, которой обозначаются эти звуки? (Дети показывают букву).

Логопед. Давайте, нарисуем эту букву. (Дети рисуют букву)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять навык чтения слогов и слов.Закреплять умения сост...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш]».

Цель занятия:-закрепление умения анализировать звуки [с] – [ш] , делить предложения на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов и слов.Задачи:Коррекционно – образовательная:...