Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки, буквы С-Ш
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шкитина Ольга Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте на различение звуко и букв С-Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

Тема: звуки «с» -«ш». Буквы С- Ш.

Цель: учить дифференцировать звуки с и ш в слогах, словах, предложениях и буквы С-Ш при чтении и письме; упражнять в согласовании числительного с существительным; отрабатывать дикцию; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: карандаши, картинка с изображением «Стеши», пособие «Полки», иллюстрация на скороговорку, таблицы по чтению.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Выделите слог за звуком  ш  и  придумайте другое слово с этим слогом.

тишина         лапша

шуба        хорошо

2. Сравнение звуков  с  и  ш  

- Как свистит насос? Расскажите о звуках  «с»  , «сь»  .

- Как шар выпускает воздух? Расскажите о звуке  «ш» .

- Сравните эти два звука .(Дети сравнивают произношение звуков по схеме анализа артикуляции звуков).

-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

3. Дифференциация звуков  с -  ш  на слух и в произношении.

а) Дифференциация  изолированных звуков с  и  ш  .

-Произнесите звуки по схеме, дге стрелки указывают положение языка:

б) Дифференциация  изолированных звуков с  и  ш  в слогах. Игра «Эхо»

са-ша-са          ас-аш-ас            шо-со-шо

ош-ос-ош        су-су-шу            ши-ши-сы    

ши-ши-сы        ыш-ыш-ыс

в) Дифференциация звуков с  и  ш   в словах. Игра «Наоборот».

-Замени звук с на звук ш. ( сок, сутки, басня, миска, нас, каска, усы, вас)

 г) Выделение звуков  с  - ш  из состава слова.

- В одном городе жила-была вредная, шустрая старушка. Забавлялась она тем, что проказничала. Звали её Стеша. Старушка Стеша на протяжении всего занятия будет делать разные пакости, а мы постараемся их исправить. Рассмотрите картинку «Проказы Стеши». На полках стояли игрушки: на одной полке – игрушки со звуком с  в названиях, на другой со звуком ш . старушка Стеша сбросила игрушки с полок. Надо поставить их обратно. Посмотрите на нижнюю полку. Какие игрушки надо поставить на эту полку? Как вы догадались? Какие игрушки надо поставить на верхнюю полку?

д ) Дифференциация звуков с  и  ш   в предложении. Игра «Произнеси отчетливо».

- Рассмотри картинку, на которой Саша пытается достать шишку. Как он это делает? Старушка Стеша ему мешает.

- Произнесем отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки с  и ш  : «Саша шапкой шишку сшиб».

4.Физминутка

 а) Пальчиковая гимнастика: «Шарик».

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Произносится звук  с  с и одновременно пальцы округляются, изображаю шар. Затем произносится звук  ш  - пальцы принимают исходное положение.

б) «Будь внимательным».

-Если в слове услышите звук ш  - хлопаете в ладоши. Если в слове услышите звук  с -  встаете на носочки. ( логопед произносит слова)

5. Дифференциация звуков с  и  ш   при чтении и на письме.

а) Чтение слов.

- Старушка Стеша усмехается: «Попробуй прочитать, обязательно ошибешься!» А мы прочитаем слова четко, выделяя голосом звуки с  и ш  . (дети читают слова, объясняя их значение)

б) «Буква потерялась»

- Добралась старушка Стеша до книги. Посмотрите, в словах пропали буквы. Она стерла их. Какую букву С или Ш – стерла проказница Стеша? Поставь их на место.

в ) «Собери слова».

- Разошлась старушка, понравилось ей шалить. Решила она переставить буквы в словах. Так переставила, что слово не узнать. Поставьте буквы по размеру, начиная с  самой большой, и прочитайте слово. (Сушка) А в другом слове она все буквы рассыпала. Соберите «рассыпанное слово».

г )Чтение текста.

- Старушка Стеша решила напакостить Саше и Маше. О том, что с ней произошло потом, вы узнаете из рассказа.

Дети читают рассказ, упражняются в согласовании числительного шесть с существительным шары.

- Что случилось с проказницей Стешей?

- Придумайте конец этой истории.

6.Итог занятия.

- Прислушайтесь, как звучит слово Стеша. Покажите, как вы научились произносить звуки с и  ш .

Дети произносят за логопедом слова: сынишка, пастушок, послушный, поспешишь, насмешишь, пушистый, смешить ,босоножки, стеклышко, шалость, шелест, сушить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа

Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} -  [Mь ]...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...