конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б'] и буква Бб
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Анцыгина Лариса Анатольевна

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звук и буква Б.103 КБ

Предварительный просмотр:

Асбестовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 29

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ   ПО   ОБУЧЕНИЮ   ГРАМОТЕ

 в подготовительной к школе группе

 для детей с нарушением зрения

Разработала: учитель-логопед

высшей квалификационной

 категории Л.А.Анцыгина 

Асбестовский городской округ

2007 год

Психолого-педагогическая характеристика группы.

        В группе двенадцать детей: 10 мальчиков и  2 девочки.  У одиннадцати детей из двенадцати имеются различные нарушения зрения (от легкой степени амблиопии до атрофии зрительного нерва). Группа сформирована в сентябре 2005 года, таким образом, дети посещают занятия логопеда второй год. Трое  (Тяпков А., Смолина Е., Квашнин Н.) прибыли в декабре 2006 года. По клиническому и речевому диагнозу состав группы неоднороден. На начало обучения у троих Трое  (Тяпков А., Погодин С., Квашнин Н.) имели диагноз несформированность языковых и речевых средств языка; у четверых был диагноз общее недоразвитие речи  III уровня (Ильющенко С., Иманов Р., Иванова А., Козлов Д.,), у троих  - фонетико-фонематическое недоразвитие речи (Давыдов К., Воробьев С., Новеньков М.) и у двоих – фонетическое недоразвитие речи (Смольникова Е., Миропольских В.). У восьми детей речевые диагнозы осложнены дизартрией (Ильющенко С., Погодин С., Иванова А., Козлов Д., Давыдов К., Воробьев С., Новеньков М., Смольникова Е., Квашнин Н.), у одного ребенка нарушение речи является следствием алалии (Тяпков А)._У двоих  детей выявлено нарушение интеллекта (Настя И.- F-70, Никита К. – F-83.0). Кроме того, у 10 из 12 наблюдаются гипердинамические нарушения (подтверждено диагнозом невролога D/s: гипердинамический синдром, ММД, РЦОН). У 10 детей при поступлении в группу были выявлены полиморфные нарушения звукопроизношения.

        На сегодняшний день определен маршрут дальнейшего обучения  всем 12 выпускникам.

Речевой диагноз снят у 11 детей из 12, и 9 из них будут  обучаться по программе общеобразовательной средней школы; 1 – по общеобразовательной программе компенсирующего  обучения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (Козлов Д.), 1 – по общеобразовательной программе компенсирующего  обучения для детей с задержкой психологического развития (Никита К). По результатам обследования городской ПМПК сохраняется речевой диагноз у Тяпкова А. (значительное улучшение с несформированности языковых и речевых средств языка у ребенка с моторной алалий до фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка с моторной алалией). Ему рекомендовано обучение по общеобразовательной программе компенсирующего  обучения для детей с нарушением речи. Одному ребенку (с диагнозом F-70) специалистами медико-педагогического консилиума рекомендовано дублирование подготовительной к школе группы. У четверых детей по одному звуку находятся в стадии автоматизации (Иманов Р., Воробьев С., Новеньков М. - [ р]; Давыдов К. –[ р`]), что имеет положительный коррекционный прогноз.

Конспект  занятия.

Коррекционно-образовательные цели: продолжать способствовать активизации и развитию словаря, закреплению знаний о звуках и буквах, повторить акустические и артикуляционные признаки и особенности звуков [ б] и [ б`], продолжать учить соотносить изученные звуки с соответствующей буквой, делить слово на части; познакомить с буквами Б, б; учить соотносить звуки [ б] и [ б`] с буквами Б,б,  читать слоги, слова, предложения с буквами Б, б; закрепить знания об использовании в русском языке правила большой буквы, упражнять в звуко-буквенном анализе; продолжать работу по профилактике акустической и оптической дисграфии.

Коррекционно – развивающие цели: продолжать способствовать коррекции и развитию психологической базы речи путем развития фонематических процессов, мелодико-интонационной стороны речи, общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, речевого дыхания, аналитико-синтетической деятельности; развитие зрительного восприятия и зрительно-пространственной ориентировки; коррекция поведения; развитие коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные цели: продолжать способствовать воспитанию культуру поведения, общения и речи, коммуникативных навыков, взаимопомощи и взаимовыручки, оценочной деятельности, положительной мотивации учения, способствовать развитию навыков социальной адаптации.

Оборудование:  буквы разрезной азбуки, методика Агарковой, бобы, трафарет «банан», «ожившие буквы», цветной коврик, правила большой буквы, звуков, букв, карточки для индивидуальной работы, лоток № 1 ( карандаши трех цветов: красный, синий, зеленый), ручка, «звуковой домик», звуковые схемы, два домика разного размера, Сорока, буква Бб, зашумленные буквы, зеркальные буквы, магнитофон, видеокамера.

Ход занятия.

   

структурные элементы занятия

деятельность логопеда

(задания)

деятельность детей

1. Психологический настрой.

Организационный момент.

Игра «Приветствие».

Игра «Комплимент».

Дети приветствуют гостей разными способами: Здравствуйте!

Доброе утро! Привет!

Здоровеньки былы!

Позвольте Вас приветствовать!

Рад Вас видеть! Хлеб да соль!

Доброго здоровья! Поклон.

Кивок головы. Махи ладонью. Рукопожатие.

Работа в кругу. Дети говорят друг другу комплименты.

2.

Подготовительные упражнения

3.

Введение в тему.

4.

Основная часть.

Повторение.

Новый материал.

Физ. минутка, глаз. гимнастика.

Закрепление.

 

5.

 Итог.

  • Нейропсихо-гимнастика

    - мимические упражнения

   Нас улыбка украшает,

   Дети щеки надувают,

   Тут они вдруг огорчились,

   А потом вдруг удивились.

   Тут они нахмурились,

   А потом зажмурились,

   Левым глазом подмигнули,

   От усталости заснули.

   Потянулись! Улыбнулись!

- вакуумная гимнастика

«помидоры – толстячки»,

«огурцы – худышки»,

«рыбка шлепает хвостиком по воде», «подсос верхней губы»,

«подсос нижней губы»,

«обхват верхней губы язычком

лошадка», «останови лошадку»,

«останови лошадку с язычком»

- артикуляционная гимнастика

«улыбка», «рупор», «хоботок»

«лопата», «иголочка», «часики»

«качели», «дятел», «мотор».

- упражнения на развитие речевого выдоха

«свеча» вдох носом – выдох ртом (2 раза выдох медленный целенаправленный через губы сложенные трубочкой, один раз - резкий через губы сложенные трубочкой),

«поршень» обхватив себя руками «выдавливаем»  воздух «из себя», произнося: на, мо, гу, бы.

- развитие голоса и мелодико-интонационной стороны речи

А – тянула, И – скакала, О – переворачивалась, У – каталась на горках.

Ы – тихо, Э – громко.

Звуковой ряд: АОУЫЭИ, то с повторами, то с остановками.

- развитие мелкой моторики, зрительная гимнастика

большой палец правой руки вытянутой вперед выполняет упражнения: влево, вправо, вверх, вниз, на переносицу, восьмерку; пальчики «здороваются»: на обоих руках от большого к мизинцу, от мизинца к большому, на правой руке - от большого к мизинцу , на левой руке - от мизинца к большому,

«замок наоборот»: покажи (большой палец левой руки, правый мизинец, средний левой, указательный правой и т.д.), «змейки» пальчиками;

  • психокоррекция речевых зон

головного мозга;

 «замок с вывертом» (руки перекрестить, вывернуть, глаза закрыть); «ухо - нос» (правая реку – левое ухо, левая рука – нос, хлопок – сменили руку: левая рука – правое ухо, правая рука - нос). Хлопок дети выполняют самостоятельно по команде логопеда.

Игры на развитие фонематических процессов.

«Определи самое короткое слово на слух»: снежный, снежинка, снеговой, снеговик, снег, наснежить.

«Какое слово не подходит и почему?»

  • белка, белочка, бельчонок,

берлога, беличий;

  • баран, бараний, баранина,

баранка;

  • бобер, бобрята, боб, бобровый.

Какие два звука встречались в

этой игре чаще всего?

Кто даст характеристику звука [б] ?

Кто даст характеристику звука [б`]?

Чем похожи эти звуки?

Чем отличаются?

Объясни, почему звуки [б] и [б`] согласные.

Звонкие.

Объясни, почему звук [б] твердый.

Объясни, почему звук [б`] мягкий.

Символом, какого цвета обозначается звук [б]? Почему?

Символом, какого цвета обозначается звук [б`]? Почему?

К вам на занятие пришел пес. Дайте ему кличку, которая начиналась бы со звука [б] или [б`].

Сегодня мы отправимся в страну звуков и букв, пес будет нам помогать и оценивать нашу работу.

Игра «Разноцветный коврик».

Обозначьте буквой первый звук в названии цвета. Вспомним правило оранжевого цвета - слышим звук [а],а напишем букву о. Голова букв направлена к двери.

Как и все звуки, которые мы уже выучили, звуки [б] и  [б`] на письме обозначаются буквой. Это буква Бб.

(показ буквы).

Найдите, где живут буквы Б и б в домике – алфавите.

Куда поселим букву на ленте букв?

Почему буква изображена на двух фонах – зеленом и синем?

Из скольки элементов состоит большая буква Б, а в маленькая?

Назови их.

Из чего можно выложить букву Б?

(помните правило, букву можно выкладывать из тех предметов, в названии которых есть звуки [б] или [б`]).

Выложите буквы Б, б из предложенного материала.

Для чего нам нужна большая буква Б?

Игра «Рассели слова по домикам».

В большом доме живут слова, которые надо печатать с большой буквы Б, а в маленько – с маленькой.

Игра «Подними букву Б, когда услышишь звуки » [б] или [б`].

  • изолировано:

б, д, ж, г, б, п, б, б, в, б;

  • в слогах:

ба, но, пу, бы, та, сы, ка, бу, бо ;

  • в словах:

танк, банка, дупло, боты, бочка, почка, банан, батон, коза, бегемот;

  • в рифмованной речи:

Бобер в бору затеял бал.

Бобер на бал гостей созвал:

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже старый барсучок

Каблучками чок да чок!

Сейчас вы тоже отправитесь на бал к бобру.

Волшебство начинается, дети превращаются в сороконожку.

Сороконожка двигается шагом направо, направо, направо, налево, прямо, по кругу. Поменяла голову. Бегом по кругу. Гуськом. Поменяла голову. Прыжок вперед, два назад, два вперед, один влево, два вправо. Восьмерка. Сороконожка рассыпалась по кругу.

Работают одни глаза – вправо, влево, вверх, вниз, зажмуриться, похлопать ресничками, круговые движения глазами вправо-влево с открытыми и с закрытыми глазами.

А сейчас мы посмотрим, смогут ли Кирилл, Миша и Руслан выложить букву Б из собственных тел.

Игра «Зеркало»

Буквы смотрелись в зеркало и рассыпались. А на этом столе буквы их правильное написание. Найдите пару букве, которая смотрелась в зеркало.

Продолжаем играть в игру «Зеркало».

Теперь зеркало это вы. Я выложу слоги. Вы прочтете их, выложите в зеркальном изображении и прочтете, что получилось. (Работаем по цепочке)

Работа в индивидуальных карточках.

Игра:  «На какой цветок сядет бабочка?» (соотнесение звукового анализа слова со словом).

Игра: «Составь слово»

из первых звуков слов, изображенных на картинке напечатать новое слово.

Игра «Отгадай ребус».

Игра: «Допиши буквы».

Допечатать буквы и прочесть слово.

А теперь сорока приглашает тараторов и тараторок посоревноваться.

У Бобы были бобы – у бабы были грибы.

С какой буквой сегодня познакомились?

Какие два звука она обозначает?

Как вы считаете, что вам удалось на занятии?

 

Волшебная книга знаний принесла вам подарки: карточки с задание, которое вы выполните дома и призы (наклейки)

Игра «Скажи, что ты чувствуешь, какое у тебя настроение».

Прощание.

Дети садятся на коврики в позе сид по-турецки и выполняют задания логопеда. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.

Самое короткое слово снег.

Не подходит слово берлога (баранка, боб) потому, что у остальных общая часть белка (баран, бобер).

Звуки [б] и [ б`].

Звук [б] - согласный, звонкий, твердый.

Звук [б`] - согласный, звонкий, мягкий.

Оба звука согласные, звонкие.

Звук [ [ б`] - твердый, а звук [ б`]- мягкий.

Согласные потому, что когда мы их говорим, воздух встречает преграду из губ.

Звонкие потому, что когда мы их говорим, голосок работает.

Потому, что когда мы их говорим,

спинка языка опущена.

Потому, что когда мы их говорим,

спинка языка выгнута (поднята).

Звук [б] обозначается символом синего цвета. Потому, что он твердый.

Звук [б`] обозначается символом зеленого цвета. Потому, что он мягкий.

Барбос. Бублик (дети придумывают и выбирают кличку).

Дети выполняют задание.

Буквы живут на четвертом этаже, в первом подъезде, во второй квартире.

В правую часть потому, что она обозначает согласные звуки, на верхний ряд потому, что она обозначает звонкие звуки.

Потому, что буква Б обозначает два согласных звука [б] и [б`]

Большая буква Б состоит из трех элементов: длинной вертикальной палочки, полукруга и короткой горизонтальной палочки., а в маленькой.

Маленькая буква б состоит из двух элементов: овала и изогнутой  линии.

Букву Б можно выложить из бананов, бобов, бус, бусинок и т.д.

Дети выкладывают буквы из бобов, элементов м. Агарковой,

«бананов».

Большая буква нам нужна, что бы печатать имена , фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, улиц, скверов, рек, озер.

Дети читают слова на карточках и выставляют на наборное полотно к соответствующему домику.

БАРСИК, БУРЕНКА, БОРИСОВ, БОРОВСКИХ, БРАЗИЛИЯ, БАЛГАРИЯ, БУБЛИК,БАНКА и др.

Дети выполняют задание.

Дети выстраиваются в сороконожку и выполняют задания логопеда.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Выполняют звукобуквенный анализ слов БАНКА, БОБИК,

Выделяют первый звук в словах и обозначают его соответствующей буквой.

Отгадывают ребус и печатают слово.

Дети выполняют задание.

Дети выходят в круг и проговаривают скороговорку от медленного темпа, постепенно ускоряя его.

Мы познакомились с буквой Б.

Она обозначает звуки [б] и [б`].

Самооценка.

Дети передают задание воспитателю, наклеивают наклейки на свою папку -  портфолио.

Дети говорят, какие чувства испытывают и какое у них настроение. Кладут свою ладонь на ладонь логопеда. Когда получится «башня» из ладоней подбрасывают «настроение» вверх и дарят его всем присутствующим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа

Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} -  [Mь ]...

Конспект занятия по обучению грамоте: «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Конспект занятия по обучению грамоте: «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»...

конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [г – г’] и буква Гг" в рамках проекта по физическому развитию детей

Цель: Знакомство со звуками [г – г’];Задачи: закрепить понятие звук\буква, гласный\согласный звук, твердый мягкий звук, уточнить артикуляцию звуков [г - г’], познакомить с образом бу...