Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Г и Гь, буква Г"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук (Г), (Гь) и буква "Г"
Цели:
Развивающие:
- познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
Образовательные:
-учить детей спрягать глаголы;
-продолжать учить детей правильному употреблению в речи
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
-упражнять в подборе антонимов;
-учить детей читать по слогам;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.
Оборудование:
Картинки гномиков, картинка гороха, огурца, груши, граната, винограда, газеты, книг, снегиря, горки, гири, огня, гитары, вагона, радуги, картинка с буквой Г, пластилин, схемы слов, фишки синего и зеленого цвета.
\\\
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Воспитатель:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко (держимся за голову)
Ушки будут слушать (держимся за ушки)
Ротик четко говорить
Ручки будут трогать (кулачки сжали, разжали)
Глазки наблюдать (руками делаем бинокль)
Спинки выпрямляются (выпрямляем спинки)
Все мы улыбаемся (улыбаемся)
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками и буквой,
- Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы.
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Воспитатель:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки?
(Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть, пропеть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.)
Воспитатель:
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-Каким цветом обозначаются гласные звуки?
(Гласные звуки обозначаются красным цветом)
-А согласные?
(Согласные обозначаются синим или зеленым цветом)
-Когда мы обозначаем согласный звук синим цветом?
(Когда согласный твердый)
-А когда зеленым?
(Когда согласный мягкий)
2.-Сегодня к нам в гости пришли гномики Гога и Гена.
Гога и Гена познакомят нас со звуками Г – ГЬ и буквой Г.
-Гномики приготовили для вас загадки:
Красные лапки
Щиплят за пятки
Беги без оглядки.
(Гуси)
-Назовите 1 звук в слове гуси? (Хором)
-Обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
Воспитатель:
(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
(Да.)
Воспитатель:
(воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
-А если встречается преграда, значит звук Г какой?
(Звук (Г) согласный.
-А какой звук (Г) твердый или мягкий?
(Звук (Г) твердый).
-А теперь послушайте еще одну загадку:
Я смотрю у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие……..( гири)
-Назовите 1 звук в слове гири?
(В слове гири первый звук (Гь)
-Расскажите про звук ГЬ.
Дети: звук (ГЬ) согласный, мягкий.
3. Дифференциация звуков Г -ГЬ
Игра «Помоги Гоге и Гене».
-Ребята, гномики приготовили для вас картинки с нашими звуками. Но вот только пока они шли к вам все картинки смешались.
-Поможем разделить их? (Да).
-Гога нес картинки со звуком (Г).
-А Гена-со звуком (ГЬ).
(На магнитной доске картинки: горка, снегирь, книги, гиря, огонь, гитара, вагон, радуга)
(Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к гномикам в зависимости от звука внутри слова)
Воспитатель:
-У Гоги и Гены есть огород.
-Догадайтесь, какие овощи растут на их огороде, в названии которых слышится звук (Г).
(Выставляется сюжетная картинка «Огород» с овощами)
Дети:(огурцы, горох)
(Выставляются предметные картинки названных предметов)
-А еще у них есть сад.
-Что растет в саду?
(Выставляется картинка «Сад»)
Дети: груши, гранат, виноград.
4.Задание: Определи место звука и обозначь на схеме.
(Используются картинки: газета, книги)
(Схемы слов, кружки зеленого и синего цвета)
-Гога и Гена очень любят читать. Гога любит читать газеты, а Гена книги.
(Вызывается любой ребенок)
-Коля возьми картинку.
-Четко произнеси слово.
-Сколько в этом слове слогов?
-Подбери схему к этому слову.
-Определи, где находится звук (Г) или (ГЬ) вначале или в середине слова.
-Обозначь этот звук кружком нужного цвета.
(Дети выполняют задание индивидуально на схемах слов)
(И так с каждым словом)
Физкультминутка
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону)
Гуси в волнах на реке (наклоны вперед-назад)
Мимо голуби летели (взмахи руками)
И на веточку присели (приседание)
Веточка качается (покачивание руками)
Неплохо получается.
-Какие слова со звуком (Г) услышали вовремя ф/м.
5.Игра: «Наоборот»
-Сядет тот, кто назовет слово-наоборот, чтобы в них был звук (Г).
Холодный - ….горячий.
Чистый - ….грязный.
Тихий - ….громкий.
Сладкий - …. горький.
Веселый -…. грустный.
-Хорошо справились с заданием.
6.-Гога и Гена просят вас закончить предложение словами на звук (Г):
На улице играет……. (гармонь)
Папа читает……..(газету)
Во дворе гогочет ……..(гусь)
У девочки голубые…….(глаза)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота………(гол)
Лодки по морю плывут
Люди веслами ………(гребут)
-Молодцы, справились с заданием.
7. Знакомство с буквой Г.
-Отгадайте загадку:
В воде искупался, а сух остался? (Гусь)
-какой первый звук в слове гусь? (Г)
-Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.
(на доску выставляется демонстрационная буква Г)
-На что похожа буква? (На шлагбаум, подъемный кран, на голову гуся)
-Послушайте стихотворение:
Букву Г, как кран подъемный,
Груз поднимет многотонный!
-Из каких элементов состоит буква Г?
(Одна длинная полоска и одна короткая)
-Напишем букву Г в воздухе, на столе.
-Попробуем нарисовать ее глазами.
Зрительная гимнастика:
Раз- налево, два-направо,
Три- наверх, четыре-вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
-А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.
-Звук (Г) пришел на улицу гласных.
-Как он поприветствовал их?
8. Итог занятия.
-Ребята, кто приходил к нам в гости?
- С какими звуками и буквой вас познакомили гномики?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г, ГЬ?
-Какие слова со звуками Г, ГЬ вы запомнили?
-Ну что ж со всеми заданиями справились. Молодцы! Вы очень старались и были активными, умными и внимательными. Наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"
Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте "Планета звуков и букв".
Занятие по обучению грамоте в старшей группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".
В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"
Задачи:· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].· Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...