Конспект занятия по обучению грамоте: «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте: «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aou.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить и давать характеристику звукам [а], [у], [о]; формирование навыков звукового анализа и синтеза; продолжать учить определять позицию звука в слове; упражнять в фонематическом анализе и синтезе слогов; учить писать буквы А, У, О; развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: картинки «Домики букв», буквы А, У, О; рисунок с «шариками» для игры, карандаши, рабочие тетради.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед: Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук, который мы изучали на прошлом занятии (Звук [о]).
(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы.)
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [о] и буквой О, а также повторим уже изученные буквы и звуки.
– Когда в жизни можно услышать звук А? В каких ситуациях люди произносят его? (Тогда, когда качаем куклу, показываем горло врачу, поём песню.) Когда врач осматривает горло? Как девочка укачивает куклу? Когда кто-то плохо слышит и переспрашивает внучку?
– Как работают губы при А? (Рот широко открыт.)
– Что напоминает звук У? (Вой волка, завывание ветра, гудок поезда.)
– Как работают губы при У? (Вытягиваются трубочкой.)
- Как произносится звук О? (Губы вытягиваются в овал)
- Когда мы можем услышать этот звук (Когда удивляемся, радуемся, огорчаемся.)
- А сейчас, ребята встаньте и повторяйте за мной:
Предлагаю выполнить упражнения, сопровождая движения речью:
У-у-у (три хлопка), губы хоботком тяну. (Вытянуть губы трубочкой, руки вытянуть вперёд.)
А-а-а (три хлопка), рот откроет детвора. (Руки поднять вверх и развести в стороны, рот открыть.)
О-о-о (три хлопка), всем нам очень хорошо (Круговые движения руками в стороны, рот широко открыть.)
Логопед: Итак, чем же отличаются звуки? (При произнесении губы работают по-разному, принимают разную форму).
– Чем звуки А, У, О похожи? (Их можно петь, тянуть, они гласные.)
Угадывание гласных звуков по артикуляции. Звуки [о], [а],[ у]. (показ артикуляции звуков логопедом и детьми)
- Следующая игра «Отгадай звук». Я буду говорить слова, но гласные буду пропускать. Вместо них я буду показывать губами их артикуляцию, без звука. Когда говорю «А» - рот широко открыт, «О»- губы круглые, «У» - вытянуты трубочкой.
Слова: кот, осень, аист, мак, бок, сад, дуб, луна, и другие.
Игра «Четвертый лишний» (определение лишнего слова по первому звуку)
Оля, обувь, овощи, утка; Арбуз, улитка, апельсин, ананас; учитель, уши, аист, указка.
- Звуки [о], [а],[ у] обозначаются буквами О, А, У
Давайте мы с вами поиграем с этими буквами.
Составление и чтение слогов: АУ, АО, УА, УО, ОУ,ОА.
На магнитную доску выставляю три домика, в одном домике живет «А», в другом «У», в третьем «О», между домиками дорожка.
Логопед рассказывает сказку, одновременно выполняя действия по тексту.
–Жила-была буква А в своем домике и целыми днями пела одну и ту же песенку: «А-а-а! А-а-а!». Буква У жила в домике напротив и целыми днями тоже пела одну и ту же песенку: «У-у-у! У-у-у!». В третьем домике грустила «О»: «О-о-о!» Надоело им петь одну и ту же песенку, и решили они прогуляться. Вышли из своих домиков, и пошли по дорожке навстречу друг другу.
Сначала встретились А и У, решили спеть вместе. У них получилась новая песенка. Давайте прочитаем – какая? Ставлю указку под первую букву и называем её имя – «А», затем передвигаю указку под вторую букву и называем её имя – «У». Вот и прочитали мы их песенку. Давайте ещё раз: «АУ».
Повторяем чтение со слежением 3-4 раза.
Смотрите-ка, что делают буквы, они меняются местами (выставляется УА). Получилась новая песенка. Теперь прочитаем песенку. Дети читают «УА».
Тут подошла к А буква О и сказала: «Давай дружить!». (Дети аналогично читают «АО)
Подошла О к букве У и спела с ней («ОУ»)
Встали буквы в ряд и запели (выставляются буквы в разном порядке, дети читают): АУО, УОА, ОАУ, ОУА, АОУ, УАО
Игра «Привяжи ниточку к шарику»
Логопед: Ребята, давайте поиграем еще в одну игру. Посмотрите, наши шарики разлетелись. Чтобы их собрать, надо привязать к шарику ниточку.
- Привяжите ниточку к шарику АУО.
- Привяжите ниточку к шарику УОА и т.д.
Печатание букв в рабочих тетрадях.
3. Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР
В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".
Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа
Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} - [Mь ]...
конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [г – г’] и буква Гг" в рамках проекта по физическому развитию детей
Цель: Знакомство со звуками [г – г’];Задачи: закрепить понятие звук\буква, гласный\согласный звук, твердый мягкий звук, уточнить артикуляцию звуков [г - г’], познакомить с образом бу...