Конспект занятия по обучению грамоте: «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Мазанко Кристина Игоревна

Конспект занятия по обучению грамоте: «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aou.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить и давать характеристику звукам [а], [у], [о]; формирование  навыков звукового анализа и синтеза; продолжать учить определять позицию звука в слове; упражнять в фонематическом анализе и синтезе слогов; учить писать буквы А, У, О; развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: картинки «Домики букв», буквы А, У, О; рисунок с «шариками» для игры, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия

1.​ Оргмомент.

Логопед: Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук, который мы изучали на прошлом занятии (Звук [о]).

(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы.)

2.​ Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [о] и буквой О, а также повторим уже изученные буквы и звуки.

– Когда в жизни можно услышать звук А? В каких ситуациях люди произносят его? (Тогда, когда качаем куклу, показываем горло врачу, поём песню.) Когда врач осматривает горло? Как девочка укачивает куклу? Когда кто-то плохо слышит и переспрашивает внучку?

– Как работают губы при А(Рот широко открыт.)

– Что напоминает звук У(Вой волка, завывание ветра, гудок поезда.)

– Как работают губы при У(Вытягиваются трубочкой.)

Как произносится звук О? (Губы вытягиваются в овал)

- Когда мы можем услышать этот звук (Когда удивляемся, радуемся, огорчаемся.)

- А сейчас, ребята встаньте и повторяйте за мной:

Предлагаю выполнить упражнения, сопровождая движения речью:

У-у-у (три хлопка), губы хоботком тяну. (Вытянуть губы трубочкой, руки вытянуть вперёд.)
А-а-а (три хлопка), рот откроет детвора. (Руки поднять вверх и развести в стороны, рот открыть.)

О-о-о (три хлопка), всем нам очень хорошо (Круговые движения руками в стороны, рот широко открыть.)

Логопед: Итак, чем же отличаются звуки? (При произнесении губы работают по-разному, принимают разную форму).

– Чем звуки АУ, О похожи? (Их можно петь, тянуть, они гласные.)

 Угадывание гласных звуков по артикуляции. Звуки [о], [а],[ у]. (показ артикуляции звуков логопедом и детьми)

- Следующая игра «Отгадай звук». Я буду говорить слова, но гласные буду пропускать. Вместо них я буду показывать губами их артикуляцию, без звука. Когда говорю «А» - рот широко открыт, «О»- губы круглые, «У» - вытянуты трубочкой.

Слова: кот, осень, аист, мак, бок, сад, дуб, луна, и другие.

Игра «Четвертый лишний» (определение лишнего слова по первому звуку)

Оля, обувь, овощи, утка; Арбуз, улитка, апельсин, ананас;  учитель, уши, аист, указка.

- Звуки [о], [а],[ у] обозначаются буквами О, А, У

Давайте мы с вами поиграем с этими буквами.

Составление и чтение слогов: АУ, АО, УА, УО, ОУ,ОА.

На магнитную доску выставляю три домика, в одном домике живет «А», в другом «У», в третьем «О», между домиками дорожка.

Логопед рассказывает сказку, одновременно выполняя действия по тексту.

–Жила-была буква А в своем домике и целыми днями пела одну и ту же песенку: «А-а-а! А-а-а!». Буква У жила в домике напротив и целыми днями тоже пела одну и ту же песенку: «У-у-у! У-у-у!». В третьем домике грустила «О»: «О-о-о!» Надоело им петь одну и ту же песенку, и решили они прогуляться. Вышли из своих домиков, и пошли по дорожке навстречу друг другу.

Сначала встретились А и У, решили спеть вместе. У них получилась новая песенка. Давайте прочитаем – какая? Ставлю указку под первую букву и называем её имя – «А», затем передвигаю указку под вторую букву и называем её имя – «У». Вот и прочитали мы их песенку. Давайте ещё раз: «АУ».

Повторяем чтение со слежением 3-4 раза.

Смотрите-ка, что делают буквы, они меняются местами (выставляется УА). Получилась новая песенка. Теперь прочитаем песенку. Дети читают «УА».

Тут подошла к А буква О и сказала: «Давай дружить!». (Дети аналогично читают «АО)

Подошла О к букве У и спела с ней («ОУ»)

Встали буквы в ряд и запели (выставляются буквы в разном порядке, дети читают): АУО, УОА, ОАУ, ОУА, АОУ, УАО

Игра «Привяжи ниточку к шарику»

Логопед: Ребята, давайте поиграем еще в одну игру. Посмотрите, наши шарики разлетелись. Чтобы их собрать, надо привязать к шарику ниточку.

- Привяжите ниточку к шарику АУО.

- Привяжите ниточку к шарику УОА и т.д.

Печатание букв в рабочих тетрадях.

3. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа

Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} -  [Mь ]...

конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [г – г’] и буква Гг" в рамках проекта по физическому развитию детей

Цель: Знакомство со звуками [г – г’];Задачи: закрепить понятие звук\буква, гласный\согласный звук, твердый мягкий звук, уточнить артикуляцию звуков [г - г’], познакомить с образом бу...