Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".
    консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитателями групп.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Теремок»

    Конспект занятия

    по обучению грамоте

    в подготовительной к школе группе

    «Звуки [м-мь]. Семья».

    г. Оса 2008г.

    Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук  в слове; познакомить с буквой Мм; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет)  и мягких согласных (зеленый цвет); закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова;  закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.

    2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.

    3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.

    Оборудование: индивидуальные зеркала; картины «Дом», «Семья»; картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы Мм; счетные палочки; разрезная азбука; кружки белого цвета для обозначения звуков; фломастеры синего и желтого цвета; кружки синего и зеленого цветов; фонограмма; цветные карандаши.

    Ход занятия

    Примечания

    I. Оргомент.

    - Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.

    - А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.

    Под музыку

    II. Сообщение темы занятия.

    - Что это?

    - Какой последний звук вы услышали в этом слове?

    - В этом доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова?

    - Сегодня мы с вами будем изучать звуки [м-мь].

    Выставляется картина «Дом»

    Выставляется картина «Семья»

    III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

    1. – С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?

    - Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?

    - При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

    - Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.

    2.- Дети в этой семье очень любят отгадывать загадки. Давайте и мы с ними поиграем:

    Маленькие зверьки,

    Серенькие шубки,

    Длинные хвосты,

    Черненькие глазки.

    Остренькие зубки. Кто это? (мышь)

    Бьют его рукой и палкой-

    Никому его не жалко.

    А за что беднягу бьют?

    А за то, что он надут. (мяч)

    - «Мышь» - как звучит звук [м]?

    - «Мяч» - как звучит звук [мь]?

    - В первом слове звук [м] звучит твердо, во втором мягко.

    Вывод: Звуки [м], [мь] согласные, могут быть твердыми и мягкими.

    3. Звуковой анализ слов «мышь», «мяч» (белые кружки выставляются на доску с закрашиванием первых кружков в синий цвет).

    Игровая ситуация «Фокус».

    - Посмотрите на эти схемы слов. Мы с вами узнали, что согласные могут произноситься твердо и мягко. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом случае звучит твердо, а во втором мягко, словно солнышко растопило его твердость?

    - Я закрашу желтым фломастером синий кружок во втором слове, как будто на него попал лучик солнца.

    - Теперь мы можем отличит схемы слов «мышь» и «мяч»? Как? Почему?

    Вывод: Мы будем обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше обозначается гласный звук.

    Работа с зеркалами

    Выставляется картинка

    Выставляется картинка

    Синяя бусина на глазах детей превращается в зеленую

    IV. Развитие фонематического слуха.

    -  Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [мь]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым.

    V. Произношение звуков в слогах. Развитие речеслухового внимания.

    - Эта малышка только учится говорить. Сейчас она произносит слоги, давайте повторим их вместе с ней: ма-мо-му, ам-им-ом, ми-мя-ме.

    Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально

    VI. Произношение звуков в словах, развитие фонематических процессов.

    - Придумайте членам этой семьи имена со звуками [м], [мь].

    - Как они ласково называют свою маму? Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)

    - (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..

     Дети определяют место звуков [м], [мь] в словах, обозначают место звуков в звуковых домиках.

    Дети придумывают имена деду, бабушке, маме, папе, дочке, сыну.

    Дети называют слова, на доску выставляются картинки.

    VII. Физкультминутка.

    VIII. Развития зрительного внимания и памяти.

    - Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.

    С доски по очереди убирается по одной картинке.

    IX. Развитие фонематических представлений.

    - Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук  [м] в слове «самолет»?

    - Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м], [мь].

     X. Восстановление деформированных предложений.

    - Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:

    «Мама мыть Митя».

    «Возле дома цвести мак».

    «Дима мыть руки мыло».

    Поможем Мите составить эти предложения правильно.

    XI. Знакомство с буквой.

    - Ребята, а вы любите своих мам?

    - Вы хотите научиться писать это слово?

    - Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [мь].

    - Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой.

    - Без этой буквы слово «мама» не написать.

    Взялись за руки друзья.

    И сказали: «Ты да я – это мы!»

    А между тем

    Получилась буква М.

    - Выложите букву из счетных палочек.

    - Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [мь]. Закрасьте ее.

    Выставляется буква

    XII. Итог занятия.

    - С какими звуками сегодня познакомились?

    - Что еще нового узнали на занятии?

    - Что было трудным для вас на занятии?

    - Спасибо всем за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

    Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

    Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

    Конспект занятия по обучению грамоте "Планета звуков и букв".

    Занятие по обучению грамоте в старшей группе....

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".

    В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....

    Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

    Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

    Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Н и звуки [н][нь]

    Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].Задачи:1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характеристику з...