Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: Звук С. Буква С.
Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:

  • упражнять в соотнесении слов со схемами,
  • учить проводить звуко-буквенный анализ слова «сок», составлять цветную схему слова,
  • упражнять в употреблении предлогов с (со),
  • продолжать учить составлять предложения по заданному слову
  • учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов,
  • развивать силу и высоту голоса
  • развивать фонематическое восприятие
  • учить образовывать относительные прилагательные
  • упражнять в употреблении антонимов
  • развивать связную речь
  • формировать знания о многозначности слова нос

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых содержится звук С, пазлы «самолет», мяч, фишки для составления схем предложения и слова
Речевой материал: самовар, насос, сугроб, склад, нос

Ход занятия:

Орг. момент
Актуализация имеющихся знаний
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
Какие гласные звуки вы знаете?
(поем и наматываем клубочек: а, о, у)
А остальные звуки какие? (согласные)
Какие бывают согласные? (они делятся на твердые и мягкие)

Сообщение темы занятия
У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…

Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
Какой     первый     звук     в     слове     СССОНЯ?      — СССАМОВАР?      СССТАКАН?

Сегодня мы познакомимся со звуком с.

Посмотрите на картинку: как воздух выходит из шарика? (с-с-с)
Дых. упражнение «Насос»
Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

Характеристика звука с по артикуляционным и акустическим признакам
Логопед предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы)
Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук с: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с.
(если кто-либо скажет, что теплая – сравнить х и с).
Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это 
согласный звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук)
Какой фишкой будем обозначать звук с?

Игра «Поймай звук»
Хлопните, когда услышите звук с.

с, п, м, с…;
са, ма, ва, су…;
ас, ам, ус…;

Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:
са-са-са, су-су-су…

Произнесение звука с в слогах. Синтез слогов и слов. (Игра с мячом)
Я бросаю вам звуки, а вы мне возвращаете слоги: с, а. какой слог вы мне вернете: (Слог СА)
С-у-к, …. у-с-ы, к-у-с-т,

Добавь звук (слог)
1. Добавим с вначале слова и получим новые слова:
Мех (смех)
Мел
Тройка (стройка),
наряд — ..,,
клад — …,
мешок — …

2. Добавим с в конце слова и получим новые слова:
Ри(с)
Вку (с)
Но (с) (
работа над многозначностью слова: нос у человека, у чайника)

Отгадывание загадок (за каждую отгадку – часть пазла )
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает.
 (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
 (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки.
 (Стол)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее –
 (лиса)

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи
 (капуста)

Гладишь- ласкается,
Дразнишь – кусается
 (пес)

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом
.(редис)

Днем спит,
Ночью летает.(
 СОВА)

Кос-кос-кос,
В саду вырос
 (абрикос)

Ок-ок
Мы любим вкусный
 (Сок)

Работа над словообразованием
Какой бывает сок?
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.

- Какой звук мы слышим во всех отгадках?

Физкультминутка «сугробы»
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.

Определение позиции звука С в словах.

Игра «Спрячь картинку под нужный сугроб»
Где в слове находится звук?

Звуко-буквенный анализ слова (сок)
Сколько звуков в слове сок?
3 клеточки – в каждом окошке живет звук
Какой первый звук?
Какой он? (согл., тверд, глух)
Какую фишку возьмем? (синюю)
Какой второй звук? Какой это звук? Возьмите нужную фишку.
Последний звук? Что мы о нем знаем?
Прочитаем, что мы составили.
Где стоит звук, который мы сегодня изучаем? (на 1 месте). Покажите его пальчиком.
Сколько гласных звуков в слове? Покажите его.

Если изменить гласную на У, какое слово получится?

Добавь слово СОК
Пе (сок)                    ле()                            голо ()
Ку()                                 воло()                    бро ()
Но()                                 коло ()

Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Какое первое слово? Обозначим его полоской.
Возьмите схемы и выложите.
В конце ставим точку.
Сколько слов в вашем предложении?
Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок 
С печеньем.

Предлоги с, со.
Логопед и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?».

Игра «Наоборот»
Пасмурный – (солнечный)
Тесная обувь – (свободная)
Горькое лекарство – (сладкое)
Кислое яблоко – (сладкое)
Мир – (ссора)
Неспелый – спелый

Произношение звука с в связной речи.
Упражнение «Сочиняем чистоговорки»
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.

Знакомство с буквой С.

Рассмотри букву С. На что она похожа?

Сделай из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
Игра «Мокрый карандашик»
Узнавание буквы С на ощупь среди других букв

Игра «У самовара»
(игра-соревнование)
Выигрывает тот,  кто назовет большее количество слов со звуком с.
За каждый правильный ответ ребенок получает по одной капельке.

Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема:«Звуки В — В’. Буква В.»

Задачи:— закрепить знания о звуках В — В’;— познакомить с новой буквой;— закрепить умение соотносить звук с буквой;— закрепить зрительный образ буквы;— закреп...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...