Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ. Буква Щ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Платицына Ольга Алексеевна
Конспект занятия предназначен для обучения детей подготовительной группы ДОУ основам грамоты. Основная цель урока — знакомство с новым звуком [Щ], особенностями его произнесения и графическим изображением буквы «Щ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shch.odt31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [Щ]. Буква Щ»

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

- знакомство со звуком [щ] и буквой Щ (уточнение артикуляции, характеристика звука, автоматизация в словах, проговаривание чистоговорок);

- выделение звука [Щ] на фоне слова и из слова, умение отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком;

- закреплять умение определять позицию звука в слове;

- продолжать формировать звуко-слоговой анализ слов и языковой анализ и синтез.

- упражнять в составлении предложений по опорным словам.

II. Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха и восприятия; выделение звука [щ] из ряда согласных, слогов; определение места звука в слове (начало, середина, конец);

- развитие грамматической стороны речи при построении полных и правильных ответов на поставленные вопросы;

- развитие высших психических процессов (внимания, словесно-логического мышления).

III. Коррекционно-воспитательные:

- воспитание умения слушать;

- воспитание усидчивости, целеустремленности.

Оборудование: Демонстрационный и раздаточный материал (схемы звуков, слов, предметные картинки, изображение буквы Щ).

Индивидуальные схемы звуков и слова.

  1. Ход занятия

I. Оргмомент.

- Здравствуйте! Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя радость и доброту. И выдохните через рот все обиды и огорчения.

  • Теперь у нас с вами хорошее настроение и мы начинаем занятие.

     II. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.

  • Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Мои зубы все белей

Раз за разом веселей

Она чистит зубы четко.

У меня зубная…(Щѐтка)

Что в бою вас защитит?
Защитит надежный ... (Щит)

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (Щука)

На доску вывешиваются картинки-отгадки.

- Я сейчас назову ещѐ раз слова, а вы послушайте, на какой звук они

начинаются (логопед голосом выделяет звук Щ в начале каждого слова, дети называют первый звук Щ)

  1. Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ.

- Как мы произносим звук Щ?

- Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. 

- Звук Щ можно петь? (нет). Если звук не поѐтся, то он называется «согласный».

-  Звук «Щ» - не простой. У него есть один секрет. Чтобы узнать его надо определить какой же он, твѐрдый как камешек, или мягкий как вата? (Щ-Щ-Щ) ?

- Как вы думаете. Какой звук «Щ»? (мягкий).

- Каким цветом будем его обозначать? (зеленым).

- Правильно, а теперь назовите его твёрдую пару.

- Ничего у вас не получится. Вот он секрет звука «Щ» - он всегда мягкий.

- А теперь подумайте, какой звук «Щ» - звонкий или глухой. 

Итак: звук Щ согласный, всегда мягкий, глухой.

4. Развитие звукового восприятия. Игра «Ловишка»

  1. Выделение звука Щ из ряда других согласных.
  2. Выделение звука Щ из ряда слогов.
  3. Выделение звука Щ в начале слов.

5. Работа со схемой слова (Домики).

Выделение звука Щ из начала, середины и конца слова.

      6. Слоговой анализ слов-картинок на доске.

Дети называют картинки по слогам с хлопками.

       7. Развитие зрительной памяти. Игра «Что изменилось?»

На доске ряд картинок. Дети закрывают глаза, картинки меняются местами, дети говорят, что изменилось.

Можно добавить пространственное уточнение картинок (ЗА, МЕЖДУ, ПОСЛЕ, ПЕРВАЯ, ПЯТАЯ, ПОСЛЕДНЯЯ)

         8. Произнесение чистоговорок со звуком Щ по мнемотаблице.

Ща-ща-ща — в речке я поймал леща.

Щу-щу-щу — в парке я щенка ищу.

Щи-щи-щи — мама варит щи.

Ще-ще-ще — я пошла гулять в плаще.

Що-що-що — мы хотим играть ещё.

  1. Дыхательная гимнастика.

«Голоса животных» Ребѐнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ѐжика… 

«Любопытный ѐжик». Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

      10. Физминутка.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

 

    11. Работа в тетради.

11.1. Знакомство с буквой Щ. Печать буквы Щ в тетради.

- Звук Щ мы будем обозначать буквой «Щ».

- Скажите, чем отличается звук от буквы?

Логопед демонстрирует букву «Щ».

- На что похожа буква Щ?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

11.2. Чтение слогов со звуком Щ.

11.3. Письмо слогов ЩА, ЩУ

  • Прибежал весёлый А, прочитали дети…ЩА
  • Прибежал упрямый У, прочитали дети…ЩУ

- У буквы «Щ» тоже есть сои правила написания.

- Запомните: «ЩА» - пишется с гласной А, «ЩУ» - пишется с гласной У.

11.4. Звуко-буквенный анализ слова.

Игра «Собери звуки». Используются предметные картинки. Логопед произносит отдельно звуки. Дети синтезируют их в слово. Как только правильно названо слово, показывается картинка. Пример: [щ], [у], [к], [а], (щука)

11.5. Списывание предложения с доски.

У Саши щука.

III. Итог занятия.

  • С каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
  • Какой это звук?
  • На что похожа буква Щ?
  • Что было самое сложное сегодня?
  • Что вам понравилось на занятии? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Конспект занятия по обучению грамоте. Темы: Звук «О». Буква О о.

Цель: 1 Четкое произнесение звука.           2 Выделение звука О (под ударением после согласного)...

Конспект занятия по обучение грамоте Тема: «Звук и буква О».

-Учить детей четко произносить звук (О) -Учить выделять звук (О) в начале, в конце и середине слова.-Закреплять умение подбирать слова со  звуком (О) в разных позициях-Закрепить навыки...

Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук [и] , буква И

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с онр. Тема: Звук [и] , буква И...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук Ч. Буква Ч»

Конспект занятия предназначен для обучения детей подготовительной группы ДОУ основам грамоты. Основная цель урока — знакомство с новым звуком [Ч], особенностями его произнесения и графическим изображе...