Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук Ч. Буква Ч»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Платицына Ольга Алексеевна
Конспект занятия предназначен для обучения детей подготовительной группы ДОУ основам грамоты. Основная цель урока — знакомство с новым звуком [Ч], особенностями его произнесения и графическим изображением буквы «Ч».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch_0.odt112.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук Ч. Буква Ч»

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

- знакомство со звуком [ч] и буквой Ч (уточнение артикуляции, звуковой анализ, автоматизация в словах, проговаривание чистоговорок);

- закрепление понятий звук и буква;

- формирование умения определять количество слогов в словах, выполнять слоговой анализ слов;

- выработка навыка правильности чтения слогов.

II. Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха и восприятия; выделение звука [ч] из ряда согласных, слогов; определение места звука в слове (начало, середина, конец);

- развитие грамматической стороны речи при построении полных и правильных ответов на поставленные вопросы;

- развитие высших психических процессов (внимания, словесно-логического мышления).

III. Коррекционно-воспитательные:

- воспитание умения слушать;

- воспитание усидчивости, целеустремленности.

Оборудование: Демонстрационный и раздаточный материал (схемы звуков, слов, предметные картинки, изображение буквы Ч).

Индивидуальные схемы звуков и слова.

  1. Ход занятия

I. Оргмомент.

- Здравствуйте! Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя радость и доброту. И выдохните через рот все обиды и огорчения.

  • Теперь у нас с вами хорошее настроение и мы начинаем занятие.

     II. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.

  • Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Чаю выпить я хочу.
Воду в нём прокипячу.
А потом беру я кружку
И его возьму за дужку.
В чём я воду кипячу,
Если выпить чай хочу
(Чайник)

Очень медленно ползѐт,

Долго, говорят, живѐт.

Голову втянув от страха,

Скрылась в панцирь… (Черепаха)

Они ходят неустанно,
Ночью, днем и утром рано
Стрелки всё бегут, бегут
И подсчет минут ведут.
 (Часы)

На доску вывешиваются картинки-отгадки.

- Я сейчас назову ещѐ раз слова, а вы послушайте, на какой звук они

начинаются (логопед голосом выделяет звук Ч в начале каждого слова, дети называют первый звук Ч)

  1. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ч.

- Как мы произносим звук Ч?

- Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба. 

- Звук Ч можно петь? (нет). Если звук не поѐтся, то он называется «согласный».

-  Звук «Ч» - не простой. У него есть один секрет. Чтобы узнать его надо определить какой же он, твѐрдый как камешек, или мягкий как вата? (Ч-Ч-Ч) ?

- Как вы думаете. Какой звук «Ч»? (мягкий).

- Каким цветом будем его обозначать? (зеленым).

- Правильно, а теперь назовите его твёрдую пару.

- Ничего у вас не получится. Вот он секрет звука «Ч» - он всегда мягкий.

- А теперь подумайте, какой звук «Ч» - звонкий или глухой. 

Итак: звук Ч согласный, мягкий, глухой.

4. Развитие звукового восприятия. Игра «Ловишка»

  1. Выделение звука Ч из ряда других согласных.
  2. Выделение звука Ч из ряда слогов.
  3. Выделение звука Ч в начале слов.

5. Работа со схемой слова (Домики).

Выделение звука Ч из начала, середины и конца слова.

      6. Слоговой анализ слов-картинок на доске.

Дети называют картинки по слогам с хлопками.

       7. Развитие зрительной памяти. Игра «Что изменилось?»

На доске ряд картинок. Дети закрывают глаза, картинки меняются местами, дети говорят, что изменилось.

Можно добавить пространственное уточнение картинок (ЗА, МЕЖДУ, ПОСЛЕ, ПЕРВАЯ, ПЯТАЯ, ПОСЛЕДНЯЯ)

         8. Произнесение чистоговорок со звуком Ч.

Чи-чи-чи - у солнца теплые лучи.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Ач-ач-ач - шел по полю черный грач.

Яч-яч-яч - малыши играют в мяч.

         9. Отработка произношения звука Ч. Рассказ стихотворения по мнемосхеме. Хором и по-одному выборочно.

Мы со звуком Ч играем и картинки называем.

Чайник, бабочка, яичко.

Чайка, чемодан, синичка.

Ключ, кузнечик, одуванчик.

Мяч, клубничка, сарафанчик

      9. Физминутка. «Мы сегодня черепашки"

Черепашка утром рано встала с мягкого дивана (дети встают)
Черепашка потянулась,
(потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась!
 (улыбаются)
И позавтракав немного,
 (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу
 (изображают, что кладут что-то в сумку)
По тропинке пошла
 (шагают на месте, медленно)
То направо повернёт,
(поворачивают голову направо)
То налево, то вперед.
(поворот головы налево)
Ох, нелёгок длинный путь!
 (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть!
И поспав часок-другой
(изображают храп)
Медленно пошла домой.
(садятся на стульчик).

    10. Работа в тетради.

10.1. Знакомство с буквой Ч. Печать буквы Ч в тетради.

- Звук Ч мы будем обозначать буквой «Ч».

- Скажите, чем отличается звук от буквы?

Логопед демонстрирует букву «Ч».

- На что похожа буква Ч?

«Ч» - вы правильно решили –

Пишут так же, как 4.

Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя!

  1. Чтение слогов со звуком Ч.
  2. Письмо слогов ЧА, ЧУ
  • Прибежал весёлый А, прочитали дети…ЧА
  • Прибежал упрямый У, прочитали дети…ЧУ

- У буквы «Ч» тоже есть сои правила написания.

- Запомните: «ЧА» - пишется с гласной А, «ЧУ» - пишется с гласной У.

  1. Звуко-буквенный анализ слова.

ЧАСЫ

10.5. Списывание предложения с доски.

У Ани сачок.

III. Итог занятия.

  • С каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
  • Какой это звук?
  • На что похожа буква Ч?
  • Что было самое сложное сегодня?
  • Что вам понравилось на занятии? 

Составитель: учитель-логопед Платицына О.А.

Чч             Звук Ч– согласный, глухой, мягкий.                           Раскрась символ мягкого звука Ч зелёным цветом.

Напиши букву Ч

Ч                                                              

ЧА                           ЧУ                          

                                                                 

                                                                 

Спиши предложение с доски

                                                                 

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Конспект занятия по обучению грамоте. Темы: Звук «О». Буква О о.

Цель: 1 Четкое произнесение звука.           2 Выделение звука О (под ударением после согласного)...

Конспект занятия по обучение грамоте Тема: «Звук и буква О».

-Учить детей четко произносить звук (О) -Учить выделять звук (О) в начале, в конце и середине слова.-Закреплять умение подбирать слова со  звуком (О) в разных позициях-Закрепить навыки...

Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук [и] , буква И

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с онр. Тема: Звук [и] , буква И...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ. Буква Щ»

Конспект занятия предназначен для обучения детей подготовительной группы ДОУ основам грамоты. Основная цель урока — знакомство с новым звуком [Щ], особенностями его произнесения и графическим изображе...