Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Стельмах Светлана Назаровна

Развивать зрительное внимание и память,используя таблицы, кубики и картинки Зайцева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_t_2016.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

И в заключении я бы хотела показать занятие по обучению грамоте "Звук и буква Т" для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА «ЁЛОЧКА»

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.

 Тема: «Звук и буква Т»  для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.

                                                                                              МДОАУ д/с «Ёлочка»

Учитель-логопед :

 Малукова С.Н.

г.Пыть-Ях

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Тема занятия: «Звук и буква Т».

Форма: Групповая

Тип: Знакомство с кубиками

Дата проведения: 24 марта, четверг, 10ч.00 мин.

Продолжительность: 22 минуты

Возраст детей: 5-й год жизни /1 год обучения/

Количество детей: 12 человек

Цель: Закрепить слуховой и зрительный образ звука и буквы "Т".

Образовательные:

- автоматизировать звук изолированно  в слогах, в словах;

- учить анализировать артикуляцию и давать характеристику звука

Коррекционные:

- развивать зрительно-логическое  внимание и зрительную память, используя таблицу и кубики Зайцева;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, используя специальные упражнения.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

-воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

 Методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопрос, ситуативный разговор;

Игровой: "Паровоз", пропеваем склады;

Практические: работа с кубиками.

Наглядные: показ, демонстрация.

Предварительная работа: не велась (дети впервые знакомятся с кубиками)

Этапы:

I. Вводная часть – 5 мин.

II. Речевая разминка – 3 мин.

III. Работа по теме – 12 мин.

IV. Заключительная часть –2 мин.

Предполагаемая результативность:

Активное, добровольное желание каждого ребенка принимать участие в деятельности на занятии.

Возникновение у детей потребности расширять свои знания и умения для продуктивного участия в играх, проводимых на занятии. 

Ход занятия:

I. Вводная часть – 5 мин.

Организационный момент:

1. Работа над развитием зрительного восприятия и зрительной памяти

Логопед:  Ребята, посмотрите, у нас в группе везде лежат кубики: и на столе, и на стуле, на ковре. Давайте я расскажу вам  что это за кубики и почему они такие разные.

- Есть кубики серого цвета, которые звенят, они звонкие. Их называют железные кубики. Запомните , железные - они звонкие, звенят.

- Есть кубики коричневого цвета, их называют деревянные - они глухие, гремят.

- И есть желтого цвета, их называют - золотые кубики, они всегда звонкие.

- Кубики есть большие, а есть маленькие.

- Кубики у нас не простые, у каждого кубика есть своя песенка.

- На каждой стороне кубика написаны склады. На больших кубиках твердые склады, а на маленьких - мягкие.

- Эти же склады у нас есть на таблицах , они расположены рядами, посмотрите. (Показ таблиц)

- Вот посмотрите кубик : У-О-А-Э-Ы, а вот и такой же ряд на таблице (Логопед показывает указкой).

II. Речевая разминка – 3 мин.

2. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания

- Давайте вы попробуете вместе со мной спеть песенку большого  золотого кубика: У-О-А-Э-Ы. Петь надо медленно, протяжно. ( Лицо педагога нах-ся на одном уровне с лицом ребенка. Сторона кубика , на которой нах-ся пропеваемый склад, обращена к ребенку).

Затем детям предлагается выбрать из общей массы кубик, который они хотели бы послушать.

III. Работа по теме – 12 мин.

3. Развитие общей моторики, внимания и памяти

Логопед:  Теперь я хочу провести соревнование. Вам надо поделиться на 2 команды. Одна команда мальчиков, другая команда девочек. Вот 2 стола, один - мальчиков,  другой стол девочек. Мальчики на свой стол кладут только большие кубики, девочки- маленькие. (Дети выполняют задание)

Логопед:  Следующее задание. Поделить кубики на железные и деревянные. На своих столах в один  ряд поставить железные кубики, в другой - деревянные. (Дети выполняют задание)

Логопед: Вот какие молодцы, справились с заданием. Давайте поиграем в "Паровоз".

- Я поставлю  большой золотой кубик, со складом "У"- это будет "голова" поезда. А вы поставьте (дети ищут) "вагончики" , кубики с такой же буквой, но знайте, что эта буква бывает только на больших кубиках. Ставим их друг за другом. А теперь почитаем, что получилось, читаем все вместе: У- МУ-ПУ-ТУ-НУ-ТУ-ЛУ-ТУ.

Логопед:   Ребята, у нас есть вагончики с одинаковыми складами, покажите , какие это вагончики? (ТУ-ТУ-ТУ), давайте их прочтем еще раз.

Логопед:  Посмотрите на эту сторону кубика, на ней есть склад "ТУ", первая буква "Т", а вторая "У". Мы с вами знаем, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и читаем. Так давайте вместе еще раз произнесем звук "Т".

4. Анализ артикуляции и характеристика звука

 Логопед объясняет детям артикуляцию звука [Т]: что у нас происходит с губками при произнесении звука"Т"?

— губки в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— кончик язычка стучит за верхними зубками;

— горлышко «молчит».

5. Автоматизация звука в слогах, словах

Логопед:  Кто попробует  спеть песенку на кубике с буквой "Т"? Молодец. Кубик у нас какой? (деревянный). Значит "Т" у нас какой звук? (согласный, глухой, твердый).

Логопед:  А как стучат колеса нашего поезда? (тук-тук). Я сейчас из кубиков выложу слово "ТУК", теперь и вы попробуйте. Скажите в слове "Тук", какой первый звук вы слышите?(ответы детей).

Логопед:  Что еще может стучать так  как колеса? (молоток). В слове "молоток" есть звук "Т"? А как вы думаете, где находится звук"Т" в слове "молоток"?  Не знаете? Я вам подскажу. Вот (логопед выкладывает) слово "МОЛОТОК" и (показывает) скажите где  буква "Т" в этом слове - в начале, в конце или  в середине слова? (ответы детей)

6. Работа над развитием фонематического слуха

Логопед:  Ребята, назовите слово со звуком "Т" в конце слова (кот). Давайте я выложу это слово из наших кубиков.

Логопед:  Ну, а теперь предлагаю вам  поиграть в игру "Договори последний звук "Т"" в словах:  вин..., бин..., зон..., кус..., мос..., лис..., сала..., жаке..., паке...;  

"Договорить последний слог "ТА"" в словах: лопа..., конфе..., моне..., пала..., газе..., воро..., котле...

IV. Заключительная часть –2 мин.

7. Итог

Логопед:  С каким звуком и какой буквой  вы сегодня подружились?("Т").  

Что вы можете сказать о звуке "Т"? ( согл, глух., тв.).

Какие у нас есть кубики? (золотые, железные, деревянные, большие, маленькие, мягкие и твердые).

Чем они отличаются?(ответы детей)

Список литературы:

1. Учимся читать с удовольствием! Н.В. Пятибратова

2. Кубики Зайцева в семье. Л. Данилова

3. Путешествие по городу красивой речи. (к сожалению автор неизвестен)

5. В помощь логопедам и родителям. З. Е. Агранович

6. Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Парные согласные звуки». (методика Н. А. Зайцева). Марина Долгих

7. Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева. Андреева И.А.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш]».

Цель занятия:-закрепление умения анализировать звуки [с] – [ш] , делить предложения на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов и слов.Задачи:Коррекционно – образовательная:...