Самоанализ логопедического занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Стельмах Светлана Назаровна

Как кубики Зайцева помогают на занятиях по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaz_zvuk_i_bukva_t.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА «ЁЛОЧКА»

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Самоанализ логопедического занятия по обучению грамоте.

 Тема: «Звук и буква Т»  для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.

                                                                                              МДОАУ д/с «Ёлочка»

Учитель-логопед :

 Малукова С.Н.

г.Пыть-Ях

Занятие представлено выше

   На занятии присутствовали дети старшей группы (12 человек), имеющие логопедическое заключение: стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Занятие соответствовало требованиям общеобразовательной программы         ( программа от рождения до школы под редакцией Вераксы) , плану коррекционной работы.

   Так как основной вид деятельности дошкольников – игра,  то занятие было построено по технологии игрового обучения (сочетает в себе элементы игры и обучения).  Также были использованы технологии развивающего (направленность на интеллектуальное развитие) и личностно-ориентированного обучения (развить и поддержать самоценную активность ребенка), что повысило мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу. (Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве).

   Цель: Закрепить слуховой и зрительный образ звука и буквы "Т".

Образовательные:

- автоматизировать звук изолированно  в слогах, в словах;

- учить анализировать артикуляцию и давать характеристику звука

Коррекционные:

- развивать зрительно-логическое  внимание и зрительную память, используя таблицу и кубики Зайцева;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, используя специальные упражнения.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

-воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

   Интеграция образовательных  областей: коммуникация (дети упражнялись в речевом общении); познание (расширение знаний о звуках и буквах).

   При выборе темы занятия и материалов  к нему я опиралась на основные принципы дидактики (обучение), которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные и гендерные особенности (особенности, связанные с признаками половой принадлежности) детей, а также уровни их развития.

      Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учетом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости), наглядно-словесные инструкции предъявлялись точно и четко.

   Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода  (нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит мыслить)  состоит из следующих аспектов. Занятие проходило в несколько взаимосвязанных этапов .

   Занятие проводилось в музыкальном зале, в  первой половине дня.

Музыкальный зал был разбит на зоны:

- зона для просмотра кубиков и таблиц Зайцева

- игровая зона и двигательной деятельности

- зона познавательной деятельности

   Такое зонирование пространства позволило детям в процессе всех видов деятельности переходить от одного вида задания к другому, не затрачивая лишнее время.

   Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, что создавало  готовность детей заниматься, общаться с педагогом, друг с другом.

   Далее я использовала такой прием  как речевая разминка -  уникальный оздоровительный метод для выработки хорошей дикции. Приступая к пропеванию складов на кубиках дети  отрабатывали  шумный, протяжный  выдох в содружестве с движениями рук (переворачивали кубик на соответствующий склад) и глаз(зрительно следили).

   Работу по теме создала игра - соревнование. Применяя такие приемы  дети развивали умение работать в группе, учились переключаемости с одного поля деятельности на другое, что способствовало развитию активности и концентрации внимания.

   Во время занятия по обучению грамоте старалась не уточнять звук или буква, не использовать название букв алфавита.

Думаю, что надо меньше заниматься фонетикой и только тогда можно сохранить грамотность. Т.к. дети  дошкольного возраста как правило все правополушарные, то  звуко-буквенный анализ проводить вредно.

 Дети не могут на слух правильно слышать слова, если и  могут, то в будущем на письме развитие фонематического слуха неправильно скажется  на их учебе, поэтому я предлагала слово видеть и определять позицию сначала буквы, раз мы видим ее в слове, а потом и на слух, т.е.закрепляли зрительный образ .  Считаю, что наше обучение невозможно без зрительно-логического восприятия,  т.к. в этом возрасте дети еще не знают букв.

Во время беседы деятельность детей была осознанной, самостоятельной. Дети отвечали на вопросы, соблюдали культуру общения, создавались условия для обмена мнениями, самостоятельных высказываний. Не всем детям давалось это легко, некоторые дети затруднялись с ответом.

 Рефлексия с помощью вопросов к детям. На заключительном этапе прошло обсуждение полученных знаний.

   Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. На каждом этапе  были использованы целесообразные методы и приемы, позволяющие активизировать самостоятельность детей при выполнении заданий. Быстрая смена заданий и упражнений не давала возможности детям отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми, оно продолжалось 22 минуты.

   Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинки, кубики, таблицы).

   Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижные  игры для коррекции общей моторики, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

   Было обращено внимание на санитарно-гигиенические требования: освещение, безопасность, воздушный и тепловой режим.

   На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. Я старалась достичь запланированной цели. Это можно определить по ответам и поступкам детей, их интересу и желанию выполнять задания. Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные задачи выполнены. Дети старались отвечать правильно, проговаривая поставленные звуки. Проверяя какой звук : глухой или звонкий, дети определяли кладя руку на горло ( а не на шею, т.к. нельзя  закрывать уши проверяя какой звук, таким образом мы даем нагрузку на барабанную перепонку) или смотрели на соответствующий кубик, склад на таблице.

Я знаю своих детей, некоторые усваивают быстро, отвечают быстро, а другим надо время подумать, поразмыслить, поэтому их я не торопила с ответом, ждала, т. е. к каждому находила   индивидуальный подход.

   В дальнейшем будем продолжать работу по развитию всех компонентов устной  речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и  связную речь); пополнять и активизировать словарь детей. Работать над постановкой звуков.

Ну и в завершении, хотелось бы сказать, почему я решила совместить  "рядовое" занятие по обучению грамоте  с применением  кубиков Зайцева? Что бы воспитатели не боялись пользоваться кубиками Зайцева на своих занятиях по обучению грамоте.

Ребенок по своей природе не может делать то, что предусмотрено программой Министерства образования и поэтому я составила свой конспект.

У каждого ребенка свой темп обучаемости и потому я решила взять кубики Зайцева. Это мое НОУ -ХАУ, в положении логопеда такого нет, но я вижу  что это помогает мне в работе и значит это может быть. Думаю, что мы можем работать так как нам удобно и подстраиваясь под наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

Цели:Коррекционно-образовательные:- Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;- Познакомить детей с графическим образом буквы;- Формировать навык слит...