Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

     Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформированности внимания к словам, их фонетике, морфолгии, орфографиии, синтаксису и в конечном итоге, предупреждение нарушений письма и чтения (т.е. дисграфия, дислексия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Звуки  С, С.  Буква  С.

Цели  занятия:

Обучающие:

уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и  СЬ, давать  их полную характеристику, учить дифференциации  звуков  С и  СЬ в словах  типа  сом, гусь, сани, сито,

учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина),

учить звукослоговому  анализу слов типа  СГС, СГСГ,

учить  составлять схему предложения  и  определять  порядок  слов  в нём,

познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением,

формировать навык  чтения прямых  слогов  и  слов типа  сок, сын, сани, собака.

Коррекционные:

развивать  фонематический  и  речевой  слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и  общую  моторику, речь,

исправлять  недостатки  произношения  детей  в процессе  занятия  способом

« по - подражанию»

Воспитательные:

воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения

Организационный  момент.

Гимнастика « ума».

Ребята, сейчас вы будете отгадывать  слова. Сядет тот, кто  отгадает  слово.

- высокое  хвойное  дерево  (сосна)

- ночная  птица  ( сова)

- птица  с  жёлтой  грудкой ( синица)

- усатая рыба ( сом)

-что мы  видим  когда  спим ( сон)

- предмет  мебели  для  сидения ( стул)

- С какого  звука  начинаются  отгаданные  слова?

Работа  с  профилем  звука  С.

- Посмотрите  внимательно  на  профиль  звука  С.

- Губы открыты  или  сомкнуты ?

- Зубы  плотно стиснуты  или  между  ними есть  небольшое            расстояние?

- Где находится  кончик  языка за  нижними  или за  верхними зубами?

- Язык  лежит  во рту  плоско или  приподнят  горочкой?

( далее  логопед  даёт  артикуляционную  характеристику  звука С)

Артикуляционная  гимнастика.

- Чтобы правильно  произнести  звук  С, нужно сделать  гимнастику  для языка. Возьмите  зеркала, слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

                   Сказка  о  весёлом  язычке.

Проснулся  язычок  рано  утром. Открыл  окно  ( вот  так ), увидел  солнышко  и  улыбнулся ( вот  так). Захотелось ему  погреться на  солнышке , он открыл дверь( вот  так)  и  вышел  на  крылечко, немного  постоял  там (  вот  так упр. « Лопаточка»).

И  тут  язычок  вспомнил  ,  что  он  не почистил зубы . Быстро  вернулся  домой  и  стал  чистить  зубы ( вот  так).

Язычок  заспешил  на  улицу  и  нечаянно  наступил  кошке  на  хвост. Кошка  рассердилась ( вот  так  упр. « Киска  сердится»).

Язычок  погладил  кошку ,  улыбнулся (  вот  так)  и  они  вместе  пошли  гулять.

Упр. в  правильном  произношении  звуков  С- СЬ.

-  А  сейчас  посмотрите  в  зеркало, улыбнитесь , оголите  зубы, чтобы  они  были  похожи  на  заборчик, оставьте  между  зубами  маленькую  щель ,  заведите  кончик  языка  за  нижние  зубы ,  спинку  языка  поднимите  вверх , чтобы  она  была  похожа  на  горку.

Струя  воздуха  у нас  идёт  вперёд  только через маленькую  щель.

Произнесём   С--------------

Произнесём СЬ-------------

( дети  произносят  звук  хором, по одному, парами)

- В момент  выдоха  подставьте  ладошку  и  определите, какой  воздух  вы  ощутите – горячий  или  холодный?

                       Характеристика  звука.

    Звук  С согласный, при  произношении воздуху  проходить свободно           мешают  язык  и  зубы,  твёрдый.

- Поставьте  ладошку  на  горло  и  определите  молчит  оно  или  дрожит , когда  мы  произносим  звук  С.

  Звук С  глухой.

( тоже  со звуком  СЬ, но  он  мягкий)

Упр. на  развитие  фонематического  слуха.

- Сейчас  мы  с  вами  будем  разведчиками  и  постараемся  точно  разузнать , есть  ли  в  словах  звуки  С, СЬ,  где  они  находятся (начало, конец,  середина  слова), твёрдые  они  или  мягкие?

( работа  с  карточками)

          Глобус

          Каска

          Гусь

          Сито

7.Физкультминутка.

    ( звучит  фонограмма  голосов  птиц)

Встаньте! Что вы  слышите?   Где мы с  вами  очутились?

( далее  дети  выполняют  имитацию  полёта  птиц)

- Но вот  подул  ветер  вот  такой

   С--------------------

 и  к нам  прилетел  скворец.

( логопед прикрепляет  картинку  с  изображением  скворца)

- А  потом  ветер  подул  так

 СЬ------------------------------

 и  к  нам  прилетела  синица.

(логопед прикрепляет  картинку  с  изображением  синицы).

9. Игра  «  Лесные  почтальоны».

   - Ребята,  лесные  почтальоны  принесли  два  конверта ,  а  я  их       перепутала и  не  знаю,  какой  из  них принёс  скворец, а  какой – синица? Помогите  мне, пожалуйста.

- Какой  первый  звук  в  слове  «скворец»?  Дайте  ему  характеристику. Кто  принёс  синий  конверт?   Почему?

(  тот же  вид  работы  со  словом  «синица»)

- Получите  карточки  с  картинками  и  положите  их  в  нужный  конверт.

     Гусь, собака, сом, сито, сок, сено.

- Разделите эти  слова  на  слоги.

10. « Звуковые»  домики.

  - Возьмите  карточки с  картинками и  самостоятельно  раскрасьте  комнаты  нужным  цветом  для  каждого  звука.

   Сом, рысь, аист.

11. Знакомство  с  буквой  С.

     -  Вспомните, чем  отличается  звук  от  буквы?

       Сейчас  мы  познакомимся  с  буквой,  которая  обозначает  звуки  С , СЬ .Это буква С( называем  как  звук).

Рассмотрите  букву  С.  На  что  она  похожа?

12.  Пальчиковая  гимнастика.

        « Пальчики  здороваются»

        « Маска»

        « Комарик  и  оса».

      13. Письмо  буквы С  в воздухе.

           Выкладывание  буквы  С  из  пуговиц.

           Работа  в  прописях.

    14.  Упражнения  в  формировании  навыка  чтения.

           ( Дети  встают  полукругом. Логопед  называет  вначале  два  звука  и  бросает  мяч  ребёнку. Тот  должен  назвать  получившийся  слог. Затем логопед  называет  три  звука,  а  ребёнок, получивший  мяч, называет  слово).

    Сын, сом, сок, сук, сыр, суп, сам, оса.

15. Составление  схемы  предложения.

     ( Дети  из  палочек  и  пуговиц  выкладывают  схемы  предложений)

        Наступила  весна. Весной  светит  яркое  солнце.

16. Итог  занятия.

     - Давайте  поблагодарим наших  лесных  почтальонов  за  то, что  принесли  нам  такие  интересные  задания и  под  пение  птиц  проводим  их  в  лес.

- Чем  мы занимались  на  занятии?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема:«Звуки В — В’. Буква В.»

Задачи:— закрепить знания о звуках В — В’;— познакомить с новой буквой;— закрепить умение соотносить звук с буквой;— закрепить зрительный образ буквы;— закреп...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....