Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

         Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформированности внимания к словам, их фонетике, морфолгии, орфографиии, синтаксису и в конечном итоге, предупреждение нарушений письма и чтения (т.е. дисграфия, дислексия).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  Звуки  С, С.  Буква  С.

    Цели  занятия:

    Обучающие:

    уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и  СЬ, давать  их полную характеристику, учить дифференциации  звуков  С и  СЬ в словах  типа  сом, гусь, сани, сито,

    учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина),

    учить звукослоговому  анализу слов типа  СГС, СГСГ,

    учить  составлять схему предложения  и  определять  порядок  слов  в нём,

    познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением,

    формировать навык  чтения прямых  слогов  и  слов типа  сок, сын, сани, собака.

    Коррекционные:

    развивать  фонематический  и  речевой  слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и  общую  моторику, речь,

    исправлять  недостатки  произношения  детей  в процессе  занятия  способом

    « по - подражанию»

    Воспитательные:

    воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения

    Организационный  момент.

    Гимнастика « ума».

    Ребята, сейчас вы будете отгадывать  слова. Сядет тот, кто  отгадает  слово.

    - высокое  хвойное  дерево  (сосна)

    - ночная  птица  ( сова)

    - птица  с  жёлтой  грудкой ( синица)

    - усатая рыба ( сом)

    -что мы  видим  когда  спим ( сон)

    - предмет  мебели  для  сидения ( стул)

    - С какого  звука  начинаются  отгаданные  слова?

    Работа  с  профилем  звука  С.

    - Посмотрите  внимательно  на  профиль  звука  С.

    - Губы открыты  или  сомкнуты ?

    - Зубы  плотно стиснуты  или  между  ними есть  небольшое            расстояние?

    - Где находится  кончик  языка за  нижними  или за  верхними зубами?

    - Язык  лежит  во рту  плоско или  приподнят  горочкой?

    ( далее  логопед  даёт  артикуляционную  характеристику  звука С)

    Артикуляционная  гимнастика.

    - Чтобы правильно  произнести  звук  С, нужно сделать  гимнастику  для языка. Возьмите  зеркала, слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

                       Сказка  о  весёлом  язычке.

    Проснулся  язычок  рано  утром. Открыл  окно  ( вот  так ), увидел  солнышко  и  улыбнулся ( вот  так). Захотелось ему  погреться на  солнышке , он открыл дверь( вот  так)  и  вышел  на  крылечко, немного  постоял  там (  вот  так упр. « Лопаточка»).

    И  тут  язычок  вспомнил  ,  что  он  не почистил зубы . Быстро  вернулся  домой  и  стал  чистить  зубы ( вот  так).

    Язычок  заспешил  на  улицу  и  нечаянно  наступил  кошке  на  хвост. Кошка  рассердилась ( вот  так  упр. « Киска  сердится»).

    Язычок  погладил  кошку ,  улыбнулся (  вот  так)  и  они  вместе  пошли  гулять.

    Упр. в  правильном  произношении  звуков  С- СЬ.

    -  А  сейчас  посмотрите  в  зеркало, улыбнитесь , оголите  зубы, чтобы  они  были  похожи  на  заборчик, оставьте  между  зубами  маленькую  щель ,  заведите  кончик  языка  за  нижние  зубы ,  спинку  языка  поднимите  вверх , чтобы  она  была  похожа  на  горку.

    Струя  воздуха  у нас  идёт  вперёд  только через маленькую  щель.

    Произнесём   С--------------

    Произнесём СЬ-------------

    ( дети  произносят  звук  хором, по одному, парами)

    - В момент  выдоха  подставьте  ладошку  и  определите, какой  воздух  вы  ощутите – горячий  или  холодный?

                           Характеристика  звука.

        Звук  С согласный, при  произношении воздуху  проходить свободно           мешают  язык  и  зубы,  твёрдый.

    - Поставьте  ладошку  на  горло  и  определите  молчит  оно  или  дрожит , когда  мы  произносим  звук  С.

      Звук С  глухой.

    ( тоже  со звуком  СЬ, но  он  мягкий)

    Упр. на  развитие  фонематического  слуха.

    - Сейчас  мы  с  вами  будем  разведчиками  и  постараемся  точно  разузнать , есть  ли  в  словах  звуки  С, СЬ,  где  они  находятся (начало, конец,  середина  слова), твёрдые  они  или  мягкие?

    ( работа  с  карточками)

              Глобус

              Каска

              Гусь

              Сито

    7.Физкультминутка.

        ( звучит  фонограмма  голосов  птиц)

    Встаньте! Что вы  слышите?   Где мы с  вами  очутились?

    ( далее  дети  выполняют  имитацию  полёта  птиц)

    - Но вот  подул  ветер  вот  такой

       С--------------------

     и  к нам  прилетел  скворец.

    ( логопед прикрепляет  картинку  с  изображением  скворца)

    - А  потом  ветер  подул  так

     СЬ------------------------------

     и  к  нам  прилетела  синица.

    (логопед прикрепляет  картинку  с  изображением  синицы).

    9. Игра  «  Лесные  почтальоны».

       - Ребята,  лесные  почтальоны  принесли  два  конверта ,  а  я  их       перепутала и  не  знаю,  какой  из  них принёс  скворец, а  какой – синица? Помогите  мне, пожалуйста.

    - Какой  первый  звук  в  слове  «скворец»?  Дайте  ему  характеристику. Кто  принёс  синий  конверт?   Почему?

    (  тот же  вид  работы  со  словом  «синица»)

    - Получите  карточки  с  картинками  и  положите  их  в  нужный  конверт.

         Гусь, собака, сом, сито, сок, сено.

    - Разделите эти  слова  на  слоги.

    10. « Звуковые»  домики.

      - Возьмите  карточки с  картинками и  самостоятельно  раскрасьте  комнаты  нужным  цветом  для  каждого  звука.

       Сом, рысь, аист.

    11. Знакомство  с  буквой  С.

         -  Вспомните, чем  отличается  звук  от  буквы?

           Сейчас  мы  познакомимся  с  буквой,  которая  обозначает  звуки  С , СЬ .Это буква С( называем  как  звук).

    Рассмотрите  букву  С.  На  что  она  похожа?

    12.  Пальчиковая  гимнастика.

            « Пальчики  здороваются»

            « Маска»

            « Комарик  и  оса».

          13. Письмо  буквы С  в воздухе.

               Выкладывание  буквы  С  из  пуговиц.

               Работа  в  прописях.

        14.  Упражнения  в  формировании  навыка  чтения.

               ( Дети  встают  полукругом. Логопед  называет  вначале  два  звука  и  бросает  мяч  ребёнку. Тот  должен  назвать  получившийся  слог. Затем логопед  называет  три  звука,  а  ребёнок, получивший  мяч, называет  слово).

        Сын, сом, сок, сук, сыр, суп, сам, оса.

    15. Составление  схемы  предложения.

         ( Дети  из  палочек  и  пуговиц  выкладывают  схемы  предложений)

            Наступила  весна. Весной  светит  яркое  солнце.

    16. Итог  занятия.

         - Давайте  поблагодарим наших  лесных  почтальонов  за  то, что  принесли  нам  такие  интересные  задания и  под  пение  птиц  проводим  их  в  лес.

    - Чем  мы занимались  на  занятии?

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

    Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

    Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

    Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

    Конспект занятия по обучению грамоте Тема:«Звуки В — В’. Буква В.»

    Задачи:— закрепить знания о звуках В — В’;— познакомить с новой буквой;— закрепить умение соотносить звук с буквой;— закрепить зрительный образ буквы;— закреп...

    Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

    Презентация к занятию по обучению грамоте. Тема: «Звуки [т], [т’]. Буква Т"

    Презентация к занятию по обучению грамоте в старшей группе...