Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
    план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Исмагилова Гульфия Ильдаровна
    Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов. Оборудование: зеркала, игрушечная машина, картинка колокольчик, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), картинки валенки с заплатками, картинки со звуком [М], [М’], картинка с ежиком, массажные мячики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_zvuki_m_i_bukva_m.docx26.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

    Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М.

    Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков  [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов.

     Оборудование: зеркала, игрушечная машина, картинка колокольчик, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), картинки валенки с заплатками, картинки со звуком [М], [М’], картинка с ежиком, массажные мячики.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию (возьмите зеркала).

    - За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!

          А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?

    - Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

    С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

    А, О, У, Ы, Э, И.

    - Они какие?

    - Гласные.

    - Как они произносятся?

    - свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).

    1. Усвоение нового материала:

    Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

    - Пьет бензин, как молоко.

    Может бегать далеко.

    Возит грузы и людей.

    Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

    (показывается машина-игрушка)

    - Прыг-скок, прыг-скок,

    Разыгрался колобок,

    Выше Ани скачет

    Наш веселый …. (МЯЧИК).

    - Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.

    МАШИНА, МЯЧ.

    - Назовите первые звуки эти слов.

    ММММашина [М], ММММЯчик [М’].

    - Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

    Кто сможет придумать слова со звуком «М».

    3. Уточнение артикуляции звука:

    - возьмите зеркала улыбнитесь. Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).

    - А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

    - Что происходит с нашими губами?

    - Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

    - А воздух выходит свободно?

    - Нет.

    - Что ему мешает?

    - Губы.

    4. Характеристика звуков:

    - А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

    - Согласными.

    - Значит, звуки [М], [М’] согласные.

    - Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?

    - Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).

    - А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.

    - Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).

    - А мягкие? (Зеленым).

    Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».

    Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.

    Игра: «Где живет звук»

    Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. В валенок с заплаткой в начале – картинки со свуком «М» в начале слова, в валенок с заплаткой по середине – картинки со звуком «М» в середине слова, в валенок с заплаткой в конце – картинки со звуком «М» в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, МУХОМОР, ЛИМОН, МАЛИНА, МАНДАРИН, МЫЛО, МУКА, МУХА, МАСЛО, СУМКА, ЗИМА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ, МУРАВЕЙНИК, МОРКОВЬ, МОСТ), (МУХА, МРАВЕЙ, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ, МОЛОТОК, ЗИМА, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ, СОМ, ДОМ, ДЫМ) – показываются картинки.

    - Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать.

     

    - А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

    Физминутка.

    Тук ток, туки ток,

    Застучал молоток,

    Будем строить новый дом

    С высоким крыльцом

    С окнами большими

    Со ставнями резными,

    Тук ток, туки ток

    Замолчал молоток,

    Вот готов новый дом,

    Будем жить мы в нем.

    (Молодцы, садимся на свои места).

    Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».

    МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.

    Игра: «Подбери слово-действие».

    МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

    МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….

    МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….

    - Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.

    Со звуком мы познакомились. А вот и буква «эМ».

    Палочка и палочка,

    Между ними галочка.

    И понятно сразу всем,

    Получилась буква «эМ».

    - А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).

    - Ребята посмотрите, какой колючий еж пришел к нам в гости. Давайте, с ним поговорим. (раздаются массажные мячики).

    Пальчиковая гимнастика «Разговор с ежиком».

    - Гладь мои ладошки еж,

    Ты колючий, ну и что ж,

    Я хочу тебя погладить,

    Я хочу с тобой поладить.

     Игра «Скажи наоборот»
    Я буду называть слова, а вам нужно назвать противоположные  по смыслу (слова антонимы), которые начинаются со звука [М].

    Глупый - (мудрый)
    Много - (мало)
    Большой - (маленький)
    Сухой - (мокрый)


    Повтори предложения.
    Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

    Игра: «Отгадай загадки».

    А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!

        Бусы красные висят,

    Из кустов на нас глядят.

    Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи. (Малина)

    Вкусны — оближешь пальчики! —

    Оранжевые мячики.

    Но только в них я не играю,

    Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

    Шустрые ребятки

    Натянули шляпки,

    Шляпки на подкладке.

    Скользкие да гладкие. (Маслята)

    От него здоровье, сила

    И румянец щёк всегда.

    Белое, а не белила,

    Жидкое, а не вода. (Молоко)

    Красная девица

    Сидит в темнице,

    А коса на улице. (Морковь)

    Пока я ночью сладко спал,

    Пришёл волшебник с кистью

    И на окне нарисовал

    Сверкающие листья. (Мороз)

    Через речку во всю ширь

    Лёг могучий богатырь.

    Он лежит — не дрожит,

    По нему трамвай бежит. (Мост)

    На поляне возле ёлок

    Дом построен из иголок.

    За травой не виден он,

    А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

    Задки про лесных зверей:

    - Послушайте первую загадку:

      У кого нет берлоги,

    Не нужна ему нора,

    От врагов спасают ноги,

     А от голода-кора? (ЗАЯЦ).

    - Как вы догадались, что эта загадка о зайце? (У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов).

    - Послушайте вторую загадку:

       Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке серенькой зимой,

    А в рыжей шубке-летом. (БЕЛКА).

     - Как вы догадались, что эта загадка о белке? (Белка носит рыжую шубу летом, а зимой у нее серенькая шубка).

    - Послушайте следующую загадку:

      Он в берлоге спит зимой

    Под большущею сосной,

    А когда придет весна,

    Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).

    - Почему вы решили, что это медведь? (Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной).

     Перескажи рассказ
    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

    У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
    - На, Мурка молоко.
    - Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

    Беседа о диких животных.

    - Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами себе добывают корм, сами о себе заботятся).

    - Чем дикие животные отличаются друг от друга? (Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

    - Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо!

    Повтори чистоговорки.
    Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.

    Повтори пословицы, поговорки.
    Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.

    Повтори скороговорки.
    Вы малину мыли ли?
    Мыли, но не мылили.

    Кот молоко лакал,
    А Боря булку в молоко макал.

    Повтори загадки.
    Красная девица сидит в темнице,
    Голова на ножке,
    А коса на улице.  (Морковь) 

    В голове горошки.  (Мак)

    Целый день летает,
    Всем надоедает.
    Ночь настает,
    Тогда перестает.   (Муха)

    Пьёт бензин, как молоко,
    Может бегать далеко.
    Возит грузы и людей.
    Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

     Игра «Подскажи словечко»
    Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

    И шалить без передышки
    Целый день могли...(мартышки).

    Два часа мочалкой...(мыли).
    Прицепившись к задней шине,
    Маша едет на...(машине).

    В подполье, в каморке
    Живет она в норке,
    Серая малышка.
    Кто же это? (Мышка).

     Повтори слова.

    Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

    Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

    Звук в конце слова:

    Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

    Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

    Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

    Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

    Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки буква "Р"

    Цели и задачи1.Закрепление акустических и артикуляционных особенности звука «Р2. Развивать фонематический слух.3.Определять место звука «Р» в словах (начало,середина, конец)4.Знакомс...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе " Звуки С, Сь и буква С"

    В конспекте представлен практический материал для занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...